Генрих фон Клейст (1777-1811)
Выдающийся немецкий поэт, прозаик, драматург. Его творчеством увлекался Пастернак, очень много переводил. Пастернака привлекала «угрюмая нешуточность» гения, который не знает ни покоя, ни удовлетворения. Он родился в небогатой дворянской семье потомственного прусского офицера. С детства его готовили к военной службе. Он прослужил в армии всего 2 года (1797-1799 гг.), у него была необыкновенная тяга к литературе и музыке. Он поступает в университет, изучает философию, литературу, древние языки. Затем бросает университет, решает заниматься сельским хозяйством в Швейцарии.
В 1802 г. в Веймаре знакомится с Гете и Шиллером, после чего начинает писать. Он неоднократно посылает свои драмы Гете, для него была очень важна его оценка. Но тот никогда не признавал талант Клейста и всегда давал отрицательную оценку. У Клейста складывались сложные отношения, как с романтиками, так и с писателями старшего поколения. Его стоит особняком в немецком романтизме. У него складывается трагическое мироощущение, он приходит к мысли, что все в мире непостижимо и занятия искусством тщетны.
Он тяжело переживал свою жизненную неустроенность, он с трудом зарабатывал на жизнь. Он тяжело переживал поражение Германии в войне с Наполеоном. Постоянное недовольство собой, провалы его драматических произведений привели к тому, что в 1811 г. он добровольно ушел из жизни.
Его произведения после смерти издал Людвиг Тик. Признание к Клейсту пришло уже после смерти. В начале 20 века особенно высоко была оценена драматургия. Первым драматически произведением Клейста была трагедия «Семейство Штроффенштейн» (1803). Трагедия представляет собой своеобразную обработку шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта». Основная тема – романтическое неприятие меркантильного мира и борьба за наследство. В центре трагедии борьба между двумя ветвями семейства Штроффенштейн, действиями героев руководит подозрительность. Трагедия написана в чисто романтической традиции: много ужасов, кошмаров, романтически очерчены характеры героев. Любовная история представителей враждующих лагерей заканчивается гибелью обоих персонажей. Сущность конфликта заключается в том, что безумие и духовная слепота противостоит человечности и доброте. Миром правит безумие и духовная слепота. В этой ранней трагедии очень много трупов, в этом выразилась специфика трагического мировосприятия мира автором.
Вершиной творчества Клейста считается трагедия «Пентесилея» (1808). Главные герои – царица амазонок Пентесилея и богоравный Ахилл. В этой трагедии Клейст обращается к античному сюжету. История Ахилла передается по менее известному варианту. В основе сюжета лежит страсть, которую Пентесилея питает к Ахиллу. Характер Пентесилеи дикий, неистовый, в котором любовь соседствует с ненавистью. Ахилл изображается нетрадиционно, он действительно богоравный, но он влюблен в Пентесилею. Он отправляется на поединок с ней без оружия, чтобы стать ее добровольным пленником. Но она спускает на него собак. Происходит столкновение характеров: доверчивому и простодушному Ахиллу противостоит страстная, импульсивная Пентесилея, не знающая границ в мщении. Ахилл свободен от догм, он может находить упоение в бою и способен полностью отдаться любви, не боясь насмешек Одиссея. Пентесилея создана для любви и счастья, но она не может отказаться от традиции. Пентесилея должна по закону амазонок победить своего будущего супруга. Победа оказывается на стороне Ахилла. Ахилл видит, как она страдает, вызывает ее на бой. Чтобы она не нарушала закон амазонок, он хочет сдаться ей без боя и идет без оружия. Ахилл думает, что Пентесилея поняла его замысел. Но она восприняла вызов Ахилла как отказ от любви и спускает на него собак. Сцена гибели Ахилла передается со всеми ужасными подробностями:
… Пентесилея бросается к нему и рвет с него,
Как сука, шлем гривастый,
Распихивая набежавших псов,
Они впились в него – кто в грудь, кто в шею…
Он падает – так, что земля дрожит,
Катается с царицей в алой луже
И, нежных щек ее касаясь, стонет:
Пентесилея, неужели это – тот праздник роз, что
Ты сулила мне?
Она ж… запускает зубы в грудь ему,
С неистовыми псам состязаясь.
Сцена убийства Ахилла является проявлением связи с античным натурализмом. Принцип передачи событий в трагедии Клейста такой же, как и в античном театре, они описываются персонажами не участвующими, а наблюдающими. Для романтизма характерно обращение к яркому, необычному, интригующему. Это связано с романтической живописностью и экзотичностью. Это является и отражением мировосприятия Клейста. Он во всем видел торжество жестокости, бесчеловечности, обмана и недоверия.
В трагедии Клейста в финале происходит парадоксальное переосмысление событий. Смерть Пентесилеи и Ахилла является торжеством любви, которая не подчиняется догмам и заблуждениям.
Особняком в творчестве Клейста стоят 2 комедии «Разбитый кувшин» (1805), «Амфитрион» (1807). Первая комедия вошла в число шедевров немецкой драматургии и до сих пор ставится в немецких театрах. Место действия, система образов, конфликт, проблематика резко отличаются от написанных ранее трагедий. Персонажи четко поделены на 2 группы по социальному признаку: судейские и крестьяне. Группа крестьян обрисована с несомненной авторской симпатией. Судья Адам придумывает, где поранил ногу, где потерял парик. Он постоянно сбивается и сочиняет маловероятные версии. В деревню с ревизией приезжает член суда Вальтер, он строго соблюдает законы. В деревне должно слушаться дело о разбитом кувшине. Именно судья Адам разбивает кувшин крестьянки Марты, когда ночью пытался пробраться к ее дочери. Марта хочет, чтобы ей заплатили за разбитый кувшин и восстановили честь ее дочери. Внешнее действие скрывает внутренний конфликт. Корыстолюбие и ханжество противостоят человеческому достоинству и чести. Конфликт комедии разрешается благополучно, девушка освобождается от подозрений, восстанавливается ее помолвка с женихом Рупрехтом, нечестный судья наказан. Но Марта не удовлетворена решением, т.к. ей не заплатили за кувшин. Он хочет ехать в город и там требовать возмещения материальных убытков. Для нее человеческая честь не является важнее, чем материальная стоимость вещей.
В комедии Клейст изображает современность. Проблема чести и доверия к человеку, заявленная в первых драмах, вновь возникает в комедии. Клейст сознательно раздваивает ситуацию – разрешает вопрос о чести и оставляет неразрешенным вопрос об имуществе. В духе гейдельбергского романтизма писатель подробно описывает предметы быта. Особенное внимание уделяется истории кувшина. Марта подробно перечисляет всех, кто раньше владел кувшином и описывает, что было на нем изображено. Предметы занимают внимание автора потому, что для современников вещи более ценны, чем люди. Клейст пишет о падении нравов, об ущербности человеческих отношений в современности. По мнению Клейста человечество идет по пути от великого к никчемности и варварству.
Дата добавления: 2020-08-31; просмотров: 402;