Правила использования и особенности оператора while
· Значения всех переменных, входящих в выражение, должны быть определены до выполнения оператора while. Для этого их можно ввести (переменная to), задать в виде константы (RES), вычислить с помощью выражения, обращения к функции или задать другими способами. В противном случае переменная принимает случайное значение и результат непредсказуем. В нашем примере такая ошибка будет иметь место, если, например, забыть ввести переменную to или не записать RES=1.
· Выражение вычисляется и анализируется в начале перед выполнением тела цикла. Поэтому тело цикла может ни разу не выполнится, если в самом начале на первом шаге выражение ложно. Например, это произойдёт в нашем примере, если ввести в качестве переменной to отрицательное число.
· Одна или несколько переменных выражения должны меняться в операторах тела цикла. При этом изменение должно быть таким, чтобы на некотором шаге выражение стало ложным. В противном случае эта часть программы зациклится, то есть будет повторяться бесконечное количество раз. Прекратить выполнение программы (в том числе и в случае зацикливания) можно с помощью клавиш Ctrl+F2. Такая ситуация будет иметь место, например, если записать
RES=1;
while (RES< to)
R*=mult;
и ввести в качестве переменной to значение, большее 1. Здесь ни RES, ни to не меняются.
· Как и в случае с if, в выражении после while можно использовать операцию присваивания. Эта особенность делает программу компактнее, “красивее”, но в то же время усложняет её. Поэтому для начинающих эту возможность можно не использовать и программировать в более простом стиле. Например:
int main()
{ cout<<" h SUM ";
// профессиональный стиль
float h=3, SUM=0;
while ((h –= 0.5)>0)
{ SUM+=h;
printf("\n %5.1f %6.2f",h,SUM);
}
// или более простой вариант в стиле Pascal
h=3; h –= 0.5; // или h=2.5
SUM=0;
cout<<"\n----Pascal---";
while (h>0)
{ SUM+=h;
printf("\n %5.1f %6.2f",h,SUM);
h –= 0.5;
}
getch(); return 0;
}
Второй, более простой, вариант помогает понять, как работает цикл, если используется присваивание в выражении для while.
· В теле цикла может не быть никаких операторов. Например,
char ch; while ((ch=getchar()) != ‘.’);
вводит с клавиатуры символы, пока не введём символ “.” (точку). Внутренние скобки нужны, так как операция присваивания имеет меньший приоритет, чем сравнение.
П р и м е р. Ввести координаты последовательности точек плоскости, то есть последовательность пар чисел x,y, каждая из которых определяет точку плоскости. Ввод и обработка прекращается, если введём x=0 и y=0. Найти K1 — количество точек первой четверти и K2 — количество точек 3-й четверти.
1–й вариант программы:
float x,y; int K1=0, K3=0;
cin>>x>>y; // Ввод координат первой точки вне цикла
while (!(x==0 && y==0))
{ if (x>=0 && y>=0) K1++;
else if (x<=0 && y<=0) K3++;
cin>>x>>y; // Ввод координат точек внутри цикла
}
cout<<"K1="<<K1<<" K3="<<K3;
Во 2-м варианте используется так называемый вечный цикл, выход из которого осуществляется с помощью оператора break.
K1=0, K3=0;
while (1)
{ cin>>x>>y;
if(x==0 && y==0)
break; // Выход из цикла,
// то есть управление передаётся на cout
if (x>=0 && y>=0) K1++;
else if (x<=0 && y<=0) K3++;
}
cout<<"K1="<<K1<<" K3="<<K3;
5.2. Оператор цикла do … while c постусловием
Ту же программу напишем с помощью другого оператора цикла:
RES=1;
do
RES*=mult; // или RES=RES*mult;
while (RES< to);
cout<<"\nResult= "<<RES;
Его общий вид такой:
do
{ оператор1;
оператор2;
…
операторN;
}
while (выражение);
Работает оператор следующим образом. Сначала выполняется тело цикла, а затем вычисляется и проверяется значение выражения. Если оно, как и в первом операторе, истинно (не равно нулю), то операторы повторяются. В противном случае цикл прекращается.
В отличие от while повторяющаяся часть обязательно выполнится хотя бы один раз. В нашем примере, даже если введём, например, отрицательное значение to, а mult=2, цикл выполнится один раз, то есть RES станет равным 2, и выйдем из цикла.
Вторая особенность в том, что значения переменных выражения не обязательно надо определять до цикла, это можно сделать внутри его.
Оператор for
Такой оператор есть практически во всех языках программирования, но в C++ он имеет больше возможностей. Например, рассмотрим следующий фрагмент программы для вывода квадратов и кубов чисел от a до b с шагом h:
float a,b,h,x; … x=a;
while (x<b)
{ printf ( “%4.1f %7.2f %10.3f \n”, x, x*x, x*x*x);
x+=h;
}
Его можно записать по–другому:
for (x=a; x<b; x+=h)
printf ( “%4.1f %7.2f %10.3f \n”, x, x*x, x*x*x);
Этот вариант работает аналогично предыдущему с оператором while.
Общий вид оператора цикла for следующий:
for (выражение1; выражение2; выражение3)
{ оператор1;
оператор2;
…
операторK;
}
В первомвыражениизаписываются одна или несколько разделённых запятой операций присваивания для установки начальных значений некоторым переменным (в примере — переменной x). Эта часть выполняется один раз вне данного цикла, то есть в цикле не повторяется. Начальные значения можно определить до оператора for, и тогда выражение1 может отсутствовать, но символ “;” обязательно записывается. Наш цикл можно записать так:
x=a;
for ( ; x<b; x+=h )
…
Второе выражение, как правило, является логическим, но не обязательно, (2.4) и определяет условие, при истинности которого цикл продолжается. Если условий несколько, они соединяются логическими операциями &&, ||, !. Вычисление и проверка этого выражения, в отличие от первого, повторяется каждый раз перед выполнением тела цикла. Поэтому если в самом начале оно ложно, код цикла может вообще не выполняться. Это выражение также может отсутствовать. Cимвол “точка с запятой” в таком случае записывается обязательно. Тогда условие выхода из цикла можно записать внутри тела цикла, а выход осуществляется с помощью break. Для нашего примера это может выглядеть таким образом:
for (x=a; ; x+=h)
{ if (x>=b) break;
printf ( “%4.1f %7.2f %10.3f \n”, x, x*x, x*x*x);
}
С помощью третьего выражения заголовка цикла изменяется значение одной или нескольких переменных. Она, как и вторая часть, повторяется и может также отсутствовать. В последнем случае символ “;” сохраняется, а изменение переменных можно записать в теле цикла. Например:
for ( x=a; x<b; )
{ printf ( “%4.1f %7.2f %10.3f \n”, x, x*x, x*x*x);
x+=h;
}
Отметим другие особенности оператора for.
· Могут отсутствовать все три выражения заголовка цикла. Например, ввод символов с клавиатуры до символа “.” (cм. 5.1) можно записать так:
for ( ; ; )
{ ch=getchar();
if (ch==’.’) break;
}
· Наоборот, может отсутствовать тело цикла. И только в этом случае после заголовка оператора for записывается символ “;”. Это можно использовать, например, для создания задержки:
for (t=0; t<10000; t++);
Тело цикла можно записать в некоторых случаях в третьей части заголовка.
П р и м е р. Суммирование элементов одномерного массива можно выполнить одним из следующих способов:
int a[5]={1, 22, -3, -4, 5}; // объявление и инициализация массива.
/*1 */ int Sum=0; for ( int i=0; i<5; i++ )
Sum=Sum+a[i];
/*2 */ int i, Sum; for ( Sum=0,i=0; i<5; i++ )
Sum+=a[i];
/*3 Здесь отсутствует тело цикла, и только в этом случае в конце заголовка записывается “;”. Важен порядок операторов третьей части. Почему? */
int i, Sum; for ( Sum=0, i=0; i<5; Sum+=a[i] , i++);
/*4 */ int i, Sum; for ( Sum= i=0; i<5; Sum+=a[i++] );
// 5 Отсутствуют все три части заголовка оператора цикла
int Sum=0, i=0;
for (; ; ) { if ( i>=5) break;
Sum+=a[i];
i++;
}
Из приведенных вариантов наиболее простым для понимания и естественным, записанным в стиле языка Pascal, является 1-й вариант, а компактным, профессиональным — вариант 4.
Замечание. Подробно о массивах см. в § 6.
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 2490;