Рекомендации по преодолению возможных голосовых напряжений сопряжённых с возбуждённым эмоциональным состоянием.
Как можно предохранить свой голос от таких внезапных напастей?
Конечно, это очень трудно, для человека, не посвящённого в тонкости мастерства вокального искусства, но и для вокалистов, порой бывает полезно знать, как оградить себя от неприятностей связанных с нездоровым голосом.
Во первых, научиться сохранять спокойствие и самообладание в любой ситуации, но не только для того, что бы сохранить свой великолепный тембр (такое отношение грозит черствостью и фанатизмом), а для того, что бы оставаться человеком - добрым, чутким, внимательным к чужому мнению, справедливым и прощающим. Помните, что каждый имеет право на своё мнение, так же как и вы.
Во - вторых, научиться чувствовать внутреннюю свободу. Не зависеть от ситуации, быть лёгким в общении с людьми, находить общий язык, не замыкаться в себе.
В третьих, стараться не повышать голос, особенно если вы нервничаете или возбуждены. Ваш крик не принесёт облегчения ни вам, ни окружающим. Напротив, вы можете только всколыхнуть волну ответного гнева, ярости, или отчаяния. Тем более, ваш крик не убедит людей в вашей правоте. Одно слово, сказанное тихо и уверенно намного сильнее слов выкрикнутых.
В четвёртых, научиться следить за своим дыханием. Проследите, в какие моменты вы задерживаете дыхание, о чём вы подумали в этот момент, или что вас насторожило. Эти ассоциации натолкнут вас на размышления о вашем прошлом, возможно, вы вспомните давно забытые моменты, которые когда - то напугали вас, и сможете более спокойно отнестись к ним в настоящее время.
Попробуйте, в момент непроизвольной задержки дыхания, расслабить мышцы живота, выдохнуть медленно и спокойно как бы до самого конца, и затем так же медленно и тихо сделать вдох, не поднимая плеч и снова медленно выдохнуть. Это поможет успокоиться, почувствовать уверенность и силу.
В пятых, в общении с окружающими, не принимайте оборонительную позицию. В такой ситуации, человек мысленно становится в позу борца или воина, когда тело готово отразить удар. Мышцы напряжены, жилы на шее вздуты, ладони сжимаются в кулак, пусть даже непроизвольно. На подсознательном уровне ваши оппоненты почувствуют напряжение исходящее от вас и преграду выставленную вами, и в ответ вы тотчас получите такое же напряжение, и не дай бог вам услышать скрежет надеваемого забрала и лязг копий, нацеленных в вас. Постарайтесь быть более открытым и доброжелательным. Улыбайтесь искренне, так как натянутая и неестественная улыбка так же мешает общению.
В шестых, берегите себя от болезней. Но это отнюдь не означает, что нельзя есть мороженое, или пить холодную воду. Пейте и ешьте на здоровье! Просто не болейте для того, что бы вас пожалели, или, что бы завоевать внимание близких, или от жалости к себе самому, или в оправдание своего несовершенства или лени. Истинные причины человеческих болезней кроются именно в этом.
Эпидемия гриппа, это, прежде всего реклама, влиянию которой подвержены многие, коллективное бессознательное и прекрасная возможность отдохнуть от всего, что успело надоесть. Забота окружающих тоже очень приятна. Когда ещё нам принесут чай в постель? Если же человек одинок, то болезнь - прекрасная возможность пожалеть себя самому, посетовать на бессердечие окружающих, или мира в целом.
А ещё, например, пропавший голос в связи с болезнью, поможет вам избежать ответственного выступления, которого вы боитесь, но от которого зависит ваша карьера. Или ответственного разговора, который, как вы думаете, может как-то отразиться на вашей судьбе. Но вы предпочтёте болезнь, нежели избавление от собственных никчёмных страхов и лишитесь вероятного взлёта ваших позиций в театре, положительного результата переговоров. Или вам проще оставаться незаметным и тихим человеком, которого никто не замечает, и не требует большего? Вам не нужна слава и почёт? Или вы просто не любите работать?
Иногда человек совершает большие ошибки из за собственной трусости, лени и глупости.
Но если уж вы действительно заболели, врач поставил вам некий диагноз и выписал лекарства, не будьте смиренны и не радуйтесь раньше времени. Вы всё равно выздоровеете, и вам придётся вернуться к нормальной деятельности. Позже или раньше, зависит от вас. В этот период вокалистам лучше молчать, и не испытывать судьбу. Голос это дар Божий. Берегите его. Вероятно, ваше вынужденное молчание подарит вам сильное желание высказаться в творчестве, раскрыться и поделиться с людьми своими мыслями. Используйте время вашего лечения как период накопления энергии, духовной и физической, как отрезок времени, необходимый для осмысления своего внутреннего состояния, приведения в порядок мыслей и чувств.
Ещё, в этот восстановительный период желательно слушать как можно больше хорошей музыки.
В седьмых, выполняйте упражнения, которые способствуют естественному звучанию вашего голоса. Это и дыхательные гимнастики, и вокальные упражнения. (Приложение «Аудиоматериалы») Не старайтесь петь как-то специально красиво. Прежде всего, чувствуйте лёгкость при пении. Если вам неудобно, значит, вы что-то делаете не верно, или зажимаетесь. Доверяя всецело педагогу, помните, что он не всевидящее око, и не всегда может успеть указать вам на все ваши ошибки, так как их вероятнее всего слишком много. Не обижайтесь на преподавателя за его эмоциональные всплески, так как он искренне переживает за вас и желает вам только добра. Старайтесь прислушиваться к своему внутреннему голосу, радуйтесь удачным пассажам и запоминайте правильное ощущение в этот момент. Выравнивайте тембр вашего голоса, не через напряжение, а через чувство удовлетворения от звучания вашего голоса. Но не обольщайтесь раньше времени, так как совершенствование будет длиться всю вашу жизнь.
Уважайте вашего преподавателя, хотя бы за то, что он прислушивается к тем звукам, которые вы издаёте. Поверьте, ему это не всегда приятно, но он имеет терпение. Будьте и вы терпеливы.
В заключении хочется сказать, что пение - это одно из самых естественных проявлений человеческих чувств. Поющий человек - свободный человек. Свободный как духовно, так и телесно. Голос человека - это эхо его духовного и душевного состояния. Понимая свой голос и принимая его, умея слушать как себя, так и других - человек принимает себя и понимает окружающих его людей.
Раскрепощение
Существуют две крайности, в которые впадают вокалисты желающие запеть так же легко и красиво, как Thomas Nevergreen или Лариса Долина, или научиться брать высокие ноты с такой же изящностью как Григорий Лепс или Bosson с места в карьер, без предварительной подготовки.
Одна из них заключается в том, что человек полагает, будто бы его голос способен на все сразу, и берет для изучения слишком сложные для него пьесы (или даже не очень сложные) и пытается все это повторить, одновременно не контролируя свой голос, как бы пуская его на самотек, полагая, что если просто громко и уверенно петь, то рано или поздно он добьется нужного звучания. В следствии этого, к хорошему пению прийти не удается, а потому верхние ноты даются тяжело и красивого опевания мелодий не получается. Из-за таких неудач у человека может развиться уже психологический комплекс и зажим голоса, который только добавит сложностей в пении.
Вторая же крайность характеризуется излишним контролем над собственным голосом и его подавлением, часто в сочетании с психологической зажатостью.
В подобной ситуации, вокалист в какой-то мере уже владеет своим вокалом, но излишний страх открыть, показать свой настоящий естественный голос во время пения, порождает в нем физиологический и психологический затвор, который сковывает льющийся голос и ставит его в жесткие рамки, что затем отражается в способности брать высокие ноты, расширять диапазон, свободно опевать мелодии, петь фальцетом и вообще чувствовать себя свободно и комфортно во время пения.
И в той и в другой ситуации часто исходом является «посаженность» голоса, которая приобретается вследствие попыток расширить диапазон «сдавленным» голосом, общая блеклость вокала, и отсутствие контроля над своим пением.
Корневое решение проблемы лежит в том, чтобы найти середину, и научиться использовать особенности своего естественного голоса в полной мере, в сочетании с правильным контролем над ним.
Саморегуляция
Сколько преподавателей, столько и методик. Если малоуправляемая работа голосового органа закрепляет хаотичные рефлексы вслепую, то вокальное благополучие усваивается. Обоснование наиболее общего для всех метода – актуальная проблема. Ценно определить исходный метод, способствующий уменьшению вокальных противоречий.
Как воздействовать на голос, если он плохо подчиняется осознанному управлению, если многие компоненты голосового аппарата не видны, не ощущаются? Ведь эмпирические блуждания – основа вокальных неполадок.
Как управлять «неуправляемым»? Вокальная методика ответа не дает. Ссылка на то, что все в пении индивидуально, как бы оправдывает отсутствие общей установки, по которой нужно сверять свои действия.
Время от времени исследователем удается экспериментально выявить новые интересные подробности в работе голосообразующей системы. Но техническая культура исполнителей от этого заметно не повышается.
Выходит, что кроме экспериментальных исследований нужны обобщения филосовско-вокально-методические. Проще сказать: нужны обобщения грамотных, опытных практиков. Наиболее действенные певческие приемы и методы были опробованы не фониатарами, ларингологами, теоретиками, а педагогами-вокалистами, которые основывались на практике. Но теоретически свои методы они, к сожалению, редко умели обосновать.
Художественна и техническая стороны тесно взаимосвязаны. Но технические развитие хуже управляется сознание неопытного певца. Значит, в начальных занятиях условно можно считать исходной музыкально-художественную работу, которая комплексно организует звучание голоса. А педагогу-вокалисту надо быть одаренным художественно и режиссерски, чтобы ярко вскрывать характер произведения, чтобы увлечь ученика образными задачами. Сначала должна запеть душа, а потом звук. Ведомый эмоционально-образным методом (методом переживания), учащийся будет подсознательно организовывать певческий процесс целостно.
Технические подсказки педагога помогут осознанию ключевых ощущений в управлении голосом. Закрепление навыков подчиняется «закону упражнения». То есть многократному повторению одних и тех же реакций на одни и те же стимулы, в результате чего эти реакции автоматизируются.
Автоматизм, разумеется, лучше вырабатывать под контролем опытного педагога. Иногда роль наставника успешно выполняет сцена, то есть регулярные выступления перед публикой. Бывает, одни певцы «учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», но достигали заметно профессионального эффекта, а другие (тоже способные) занимались очень усердно, с меньшим конечным результатом. Второе большое вмешивались в работу голосового аппарата. Они как бы топором чинили часовой механизм.
Почему у вокалистов нет учебников? В лучшем случае встречаются редкие методические пособия. Ведь среди педагогов-вокалистов и певцов есть талантливые люди.
Обозревая мемуарную литературу вокалистов, меньше всего узнаешь о голосовых тренировках. Например, в книге известного немецкого музыкального критика Курта Хонолки «Великие примадонны» (М., 1998) красочно описаны причуды певиц, закулисные интриги. Но подробностей раскрытия вокальной «кухни» не находишь! А у иных авторов эти «подробности» лучше бы и не читать. Нелепостей из книг можно привести много. Это свидетельствует о том, что удачливый вокалист в основном подсознательно. Если поется удачно, то это не побуждает углубляться в вокальную теорию.
Разноречивая вокальная методика нуждается в обобщающих установках, в «стратегии», а тактических приемов не перечесть.
Что изначально? Содействовать саморегуляции голоса, соблюдая гиппократовское «не навреди», или сразу манипулировать частными приемами? Первое предпочтительней! Поначалу нежелательно излишне дробить целостный процесс, вторгаясь в работу малоуправляемой голосовой системы.
Необходимость совершенствования с первых же занятий музыкально-художественного вкуса очевидна. Но как быть с вокальной техникой, ускользающей от сознания новичков? Воздействовать на эту технику можно! С первых же шагов.
Еще в XIX веке физиологи открыли, что мышцы, включая систему дыхания, голосовые складки, ротоглотку, действуют благодаря тончайшим процессам саморегуляции. О саморегуляции организма много веков назад знали йоги. А народ пел тысячи лет, так как вокальная функция подсознательно саморегулируется. Мозг на уровне подсознания посылает певцу сигналы вокально-технического характера. Надо сознательно организовывать саморегуляцию голоса. В частности, применение удобного для голоса репертуара способствует согласованию работы звукообразующих элементов, в том числе не подчиняющихся сознанию.
Наше исходное положение: голосовой аппарат, как и организм человека, работая во взаимосвязи всех компонентов, способен саморегулироваться. Если ему помогать. Нужно благоприятствовать естественной саморегуляции голоса. Находясь в атмосфере художественного творчества, поначалу петь преимущественно интуитивно (под мудрым контролем педагога!)
Ведущим для вокалиста, а не «звукодуя» следует считать саморегуляцию голоса, осуществляемую через эмоционально-художественные стимулы, комплексно организующие деятельность голосового аппарата.
Правилен такой метод, который организует все элементы голосообразования в их органическом единстве, во взаимосвязи. Аналогично взаимодействуют у человека сердце, легкие, почки, печень, кожа. Отключение одного органа смертельно. Неполноценная работа одного из них чревата болезнью. При этом организм приспосабливается, трудясь с перегрузкой. Действующему по общим законам организма голосовому аппарату свойственны: целостность в работе, саморегуляция, приспособляемость.
Плохой врач лечит орган, одну болезнь, порождая две. Хороший врач исцеляет больного, а не болезнь. Подобное и в пении. Один увлечен резонаторами, другой расширяет глотку, укладывает язык лодочкой и т.п. С учетом индивидуальности певца это порой очень помогает. Но далеко не всем. А нельзя ли, подобно мудрому врачу, лечащему не болезнь, а больного, такой образ действий перенести на голос? Можно и нужно. Особенно в начальном обучении. Новичок не умеет сознательно влиять на гортань, диафрагму, глотку. Он неясно представляет значение туманных выражений типа «обопри на грудь», «подай звук в голову» и т.п. Ему доступнее управлять всеми элементами голосообразования комплексно, руководствуясь эмоционально-образными задачами. Таким и должен быть метод начальной постановки голоса. Ведь за работой многочисленных мышц в отдельности следить невозможно и опытному певцу. Изолированным вмешательством в работу голосового аппарата увлекаться даже опасно. Поэтому естественная саморегуляция голоса и должна быть общетеоретическим фундаментом для певцов (независимо от индивидуальности и даже от подготовленности). Задача преподавателей – содействовать развитию саморегуляции правильным подбором репертуара и ситуативными приемами.
Голос – функция человеческого организма и «живет» по его законам. Физиологи утверждают, что у людей 97% психической деятельности протекает на уровне подсознания и только 3% - на осознанном уровне!! Схожие высказывания есть и у вокалистов. Немецкий вокальный педагог Г. Панофка писал (1875г.), что знание многочисленных мышц голосового органа петь не научат. Ф. Шаляпин говорил, что голос звучит верно, если правильно чувствуешь и к эмоциям подключаешь воображение. «В правильности интонации, в окраске слов и фразы – вся сила пения», - подчеркивал он.
Организм человека саморегулируется. Благоприятные условия помогают координированной работе всего организма и каждого органа в отдельности. Так и в пении. Режим вокального благоприятствования помогает работе голосового аппарата и его частей. А дефекты, например, в работе дыхания скажутся на гортани и на резонаторной функции (тот же результат, если порядок изменить).
Саморегуляция – глобальное понятие для всего живого. Зачем, например, нужен сон? Для восстановительных процессов путем саморегуляции. В бодрствовании люди совершают действия, ведущие к перегрузкам, которые накапливаются и затрудняют обменные процессы. А сон разгружает «завалы» перегрузок. Организм при этом сам себя регулирует без вмешательства сознания. Он саморегулируется во сне на более высоком уровне, чем это делалось бы осознанно. Саморегуляция без вмешательства человека успешнее налаживает его организм. Поэтому-то болезни лечат во сне. Хворым прописывают постельный режим. Больного, переносящего недомогание на ноги, умный организм вынуждает прилечь, отоспаться.
Что считать удобным учебным материалом, когда расширять диапазон голоса, усложнять репертуар?
В традиционной педагогике уточнить ряд положений. Не совсем верным оказывается суждение, что заниженный по трудности репертуар вреден учащимся, снижая их интерес к занятиям. Увлеченность снижается в первую очередь, если не поддерживать художественный интерес.
Следуя принципу постепенного овладения мастерством пения, надо бы последовательно усложнять репертуар, что на первых шагах также последовательно будет сковывать поющих!
Этот принцип никогда не оспаривался, но он лишь условно годен для первого, установочного этапа. Певец должен наработать и закрепить совершенство вокальных рефлексов, не заторможенных репертуарными трудностями. В результате в дальнейшем исполнитель не будет отягощен излишним вокальными заботами и станет петь более непринужденно. Его вокальный тон будет естественным, а психика освободится для творчества.
Часто бывает, что неподготовленные ученики просят дать им для освоения сложные композиции. Приходится объяснять неуместность этого. Если у произведения повышенные требования к диапазону и силе звучания. Голос будет излишне напряжен. Зажимы войдут в привычку, укрепятся в подсознании.
Следует уточнить отношение к самостоятельной вокальной работе учеников. Отлучать учащихся от самостоятельности нежелательно.
Саморегуляции голоса помогают:
· обогащенность слуха вокальными эталонами;
· художественное воображение с учетом индивидуальности голоса;
· вокальность репертуара, его выученность;
· эмоциональное раскрытие образа и адекватная атмосфера занятий в вокальном классе;
· грамотное руководство педагога-вокалиста;
· регулярность занятий;
· благоприятная акустика.
Саморегуляции голоса мешают:
· отрицательный певческий фон в быту;
· непонимание певцами своих голосовых возможностей;
· сложность и невыученность методического материала;
· ошибки педагога;
· поверхностное отношение к художественному образу;
· расчленение певческого процесса в технических поисках;
· беспричинный запрет вокальной самостоятельности.
Удобный для голоса мелодический материал, не сковывающий исполнителя, позволяет лучше воспринимать замечания педагога. Мудрый преподаватель не перегружает сознания новичка «технологией». Да и замечаний потребуется меньше, поскольку в пении удобного репертуара многое удается само собой: внимание заостряется не на преодоление трудностей и исправлении голосовых дефектов, а на закреплении положительных качеств звучания. Предлагаемый метод основывается на положительной программе, на поощрении того, что удается.
Негритенок, родившийся в России, лепечет по-русски без малейшего акцента. Первые речевые рефлексы закрепились в русском быту. Взрослые же, прожив в России десятилетия, но, родившись, например, в Грузии (И. Джугавшили-Сталин) или на Волге (А. Пешков-Горький), до смерти сохранили грузинский или окающий волжский акценты. Так и в пении. Начальные навыки теснятся новыми «наслоениями», но рецидивируют впоследствии. Дефекты первых шагов скажутся «акцентом» и через много лет. Начальные свойства звучания станут в дальнейшем основой.
Принцип саморегуляции ключевой. Его сознательная реализация на подсознательном уровне закрепляет вокальные навыки. Вспомогательные методы при этом лучшим образом осознаются в системе вокально-педагогических средств.
Хотя саморегуляция предполагает применение в начальном обучении удобного репертуара, отдельные пробы возможностей ученика, разумеется, допустимы. Например, проверка диапазона.
Освобождая певца от лишних технических забот, саморегуляция дает простор воображению и эмоциям, что повышает эффективность учебного процесса. Учение превращается в увлечение. Саморегуляция ведет и к осознанию особенностей своего голоса. Педагог постепенно подводит сознание под неосознанное пение новичка. Знания частных методик педагогу нужны, что бы применять их в соответствующих ситуациях, выверяя правильность пути Музыкой.
Изложенный метод осуществляет профилактику от форсировки* звука. Ведь форсируют не только из за желания показать силу голоса или из-за дурного вкуса. А в борьбе с вокальными недостатками. Сколько создавать комфортные условия для голоса, для его саморегуляции. И не придется исправлять зажимы в дальнейшем.
Что мешает выполнять режим саморегуляции? Легких для голоса произведений сравнительно мало. Композиторы пишут в основном для профессионалов. В океане трудных сочинений теряются малочисленные легкие.
Не только ученики стремятся к трудному репертуару популярных артистов, но и преподавателям не терпится продемонстрировать достижения воспитанников. Учебные программы тоже предусматривают усложнение репертуара по семестрам, хотя первые семестры должны в основном закладывать «фундамент» звучания. Концерты певцов-любителей также побуждают выбирать чаще произведения «показательные», сложные.
Злоупотребление завышенным по трудности репертуаром очень распространенно. Исправлению порочной практики помогло бы осмысление идеи саморегуляции.
Переходный период к высокому вокальному пилотажу сам выявится, когда в режиме саморегуляции исчезнут голосовые затруднения, культура звука будет автоматизирована. Элементы же мастерства шлифуются всю певческую жизнь.
На принципе саморегуляции целесообразно основывать общий метод в работе с начинающими певцами. При этом конечно, уместны и частные вокальные приемы, воздействующие ситуативно. Принцип саморегуляции не противоречит никаким методикам. Саморегуляция реальность для всех певцов, независимо от того, осознаваема она или нет. Осознание рационализирует работу с голосами, содействует методическому сближению вокальных позиций.
Надо сознательно организовывать деятельность, проходящую на уровне подсознания, создать «музыкальный инструмент» певца в отношении рефлексов. У обучающегося еще нет этого инструмента. Есть анатомические предпосылки.
Принцип саморегуляции подразумевает единство эмоционального и рационального в начальном периоде с помощью частных вокальных приемов.
Фонация* профессионала также остается подсознательной, кроме контрольных певческих ощущений.
Принцип саморегуляции стоит на страже здравого смысла, позволяя оценивать правильность вокальных методик.
Типичный недостаток: учащиеся превышают свои возможности, которые еще не раскрыты. В массе вокальные данные исполнителей скромнее, чем у корифеев, коим хочется соответствовать. Следует подвести каждого учащегося к пониманию особенностей его голоса, к представлению о сильных и слабых его сторонах.
Поиск звука с помощью эмоционально-образного метода присущ в первую очередь русской вокальной школе. В плеяде отечественных корифеев сцены лидерами являются именно представителей школы переживания: Ф. Шаляпин, К. Станиславский. За рубежом тоже были сторонники метода «экспрессивной техники»: Рауль Дюамель.
Голос связан с эмоциями. Выразительность, эмоциональная окраска тембра должны быть не эпизодическими, а постоянными.
Особенности голосового органа, нервной системы – все это индивидуально и вынуждает по-разному развивать голоса. Преподаватели тоже привносят в занятия свою индивидуальность. Поэтому обучение пению остается утонченным искусством, не будет поточным производством. При этом особенно важны методические ориентиры, как маяки для кораблей. Саморегуляция – вокальный маяк. Ориентировка на него поможет не отклонятся от курса.
В большинстве случаев на первом этапе обучения эмоционально-образные, музыкальные представления, а не мышечные и резонаторные ощущения должны быть исходными в пении. Прежде, чем издать звук, надо его представить, услышать как бы внутренним слухом. Представление рождает вокальное движение. При необходимости затем корректируют звук техническими приемами.
Музыкально-образные мотивации стимулируют подсознательную, комплексную работу голосового аппарата начинающего певца и мастера. Но самоконтроль мастера направлен на узловые факторы своего голоса.
Итак, компоненты голосового аппарата взаимосвязаны и лишь частично управляемы сознанием. Но подсознательная деятельность организуется целостно через музыкально-образные мотивации.
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 4221;