Нервная система. Гипноз
Другой разновидностью болезней, которая определенно не подпадала под теорию микробов Пастера, были психические заболевания. Они смущали, пугали и внушали страх человечеству с древнейших времен. Гиппократ подходил к ним рационалистически, но подавляющее большинство человечества придерживалось суеверного взгляда. Несомненно, ощущение, что безумцы находятся под властью демонов, помогло объяснить страшную жестокость, с которой обращались с душевнобольными вплоть до девятнадцатого века.
Первое дыхание новой позиции в этом отношении принадлежит французскому врачу Филиппу Пинелю (1745–1826). Он считал безумие психическим заболеванием, а не одержимостью демонами, и опубликовал свои взгляды на то, что он назвал «психическим отчуждением». В 1793 году, когда Французская революция была в самом разгаре и в воздухе пахло переменами, Пинель был назначен заведующим психиатрической больницей. Там он снял цепи с сокамерников и впервые позволил обращаться с ними как с больными людьми, а не как с дикими животными. Однако новый взгляд распространялся вовне очень медленно.
Даже когда психическое расстройство не было достаточно серьезным, чтобы требовать госпитализации, оно все равно могло вызывать неприятные и вполне реальные физические симптомы («истерия» или «психосоматическое заболевание»). Такие симптомы, возникшие в результате психического расстройства, могут быть облегчены курсом лечения, воздействующего на психику. В частности, если человек верит, что лечение поможет ему, это лечение действительно может помочь ему, поскольку его болезнь является психосоматической. По этой причине экзорцизм, будь то у священника или знахаря, может быть эффективным.
Экзорцизм был перенесен из теологии в биологию австрийским врачом Фридрихом Антоном Месмером (1733-1815), который сначала использовал для лечения магниты. Он отказался от них и делал пассы руками, используя то, что он называл «животным магнетизмом». Несомненно, он лечил.
Месмер обнаружил, что его излечение происходило быстрее, если он вводил пациента в состояние, похожее на транс, заставляя его фиксировать свое внимание на каком-либо монотонном раздражителе. С помощью этой процедуры (даже сегодня ее иногда называют «месмеризмом») разум пациента освобождался от бомбардировки многими внешними раздражителями окружающей среды и концентрировался на терапевте. Таким образом, пациент стал более «внушаемым».
Какое-то время Месмер пользовался большим успехом, особенно в Париже, куда он прибыл в 1778 году. Однако он придавал своим методам мистицизм, граничащий с шарлатанством, и, кроме того, он пытался лечить болезни, которые не были психосоматическими. Эти болезни он, конечно, не излечил, и жаловались пациенты, а также конкурирующие врачи, использующие более ортодоксальные методы. Для его расследования была назначена комиссия экспертов, которая представила неблагоприятный отчет. Месмер был вынужден покинуть Париж и удалиться в Швейцарию и безвестность.
И все же ценность сущности его метода осталась. Полвека спустя шотландский хирург Джеймс Брейд (1795–1860) начал систематическое изучение месмеризма, которое он переименовал в «гипноз» (от греческого слова, означающего «сон»). Он сообщил об этом в рационалистической манере в 1842 году, и эта техника вошла в медицинскую практику. Возникла новая медицинская специальность, психиатрия, изучение и лечение психических заболеваний.
Эта специальность приобрела известность благодаря австрийскому врачу Зигмунду Фрейду (1856–1939). Во время учебы в медицинской школе и в течение нескольких лет после этого Фрейд занимался ортодоксальными исследованиями нервной системы. Например, он первым изучил способность кокаина угнетать нервные окончания. Карл Коллер (1857-1944), интерн в больнице, в которой работал Фрейд, развил это сообщение и в 1884 году успешно использовал его во время операции на глазах. Это было первое применение «местного анестетика», то есть такого, который омертвлял определенный участок тела, что делало ненужным введение полной бесчувственности при локальной операции.
В 1885 году Фрейд отправился в Париж, где познакомился с техникой гипноза и заинтересовался лечением психосоматических заболеваний. Вернувшись в Вену, Фрейд начал развивать метод дальше. Ему казалось, что разум содержит как сознательный, так и бессознательный уровень. Болезненные воспоминания или желания и желания, которых человек стыдился, могли, по его мнению, быть «вытеснены»; то есть хранится в бессознательном уме. Человек не будет осознавать этот запас сознательно, но он будет способен влиять на его установки и действия и вызывать те или иные физические симптомы.
Под гипнозом бессознательное, по-видимому, прослушивалось, поскольку пациент мог поднимать темы, которые в обычном сознании были пустыми. Однако в 1890-х годах Фрейд отказался от гипноза в пользу «свободных ассоциаций», позволяющих пациенту говорить произвольно и свободно с минимальным руководством. Таким образом, пациент постепенно был застигнут врасплох, и открывались вещи, которые при обычных обстоятельствах были бы тщательно скрыты даже от собственного сознательного разума пациента. Преимущество этого перед гипнозом заключалось в том, что пациент все время знал о том, что происходит, и его не нужно было информировать впоследствии о том, что он сказал.
В идеале, как только содержимое бессознательного было раскрыто, реакции пациента перестали бы быть немотивированными по отношению к самому себе, и он был бы в большей степени способен изменить эти реакции посредством понимания своих теперь раскрытых мотивов. Этот медленный анализ содержимого ума был назван «психоанализом».
Для Фрейда сны имели большое значение, поскольку ему казалось, что они выдают содержимое бессознательного (хотя обычно в сильно символизированной форме) способом, который невозможен во время бодрствования. Его книга «Толкование снов» была опубликована в 1900 году. Он также считал, что сексуальное влечение в его различных аспектах является наиболее важным источником мотивации даже среди детей. Эта последняя точка зрения вызвала значительную враждебность со стороны общественности, а также большей части медицинских работников.
Начиная с 1902 года вокруг Фрейда начала собираться группа молодых людей. Они не всегда сходились с ним во взглядах, и Фрейд был довольно непреклонен в своих взглядах и не склонен к компромиссам. Такие люди, как австрийский психиатр Альфред Адлер (1870–1937) и швейцарский психиатр Карл Густав Юнг (1875–1961), отделились и создали свои собственные системы.
Дата добавления: 2023-02-04; просмотров: 357;