Творчество Жана Антуана Гудона.
Родился 20 марта 1741 в Версале. Умер Гудон в Париже 16 июля 1828. Скульптор нового поколения. Он отвергает идеи и утонченные формы рококо. Обладатель трезвого ума и реалистического мышления, что способствовало преодалению условий старой манерной школы и риторических крайностей нового классицизма. Природа для него важнее каких-либо образов. Ученик Пигаля и академии в Риме, он много копирует и изучает древность. Но это становиться для него лишь опытом, а не давящим идеалом. Много участвовал в паталого-анатомических опытах, работал в римском анатомическом театре. Как следствие этого в 26 лет он создает «Экорше» -изображение мужской фигуры без кожи , с открытыми мускулами. Основательность технических знаний и внимание к за кономерностям природы – важнейшая основа будующей деятельности Гудона.
Расцвет портретного жанра приходит на революционный период. Убрав все атрибуты с лица и головы скульптор позволяет сосредоточиться на личности человека.
«Виллизарий» послебарочные тенденции.
«Диана» шаблонный образ, статуарность, вычищенность ранней античности.
В портретах близость к жизни, Эстетика просвещения.
«Портрет жены» 1787, мадам Гудон. Открытость образа, реалистичность.
«Портрет Кристоффеля Глюка» - терракота. Живое отношение к модели, корни тенденций Родена.
«Статуя Вольтера». Гудон концентрируется на образе, без линий атрибутики. Фигура Вольтера в римской тоге, лишена мелкой деталировки. Спиралевидный поворот позы очень выразителен. Напреженность поворота ощущается и в положение ног, и в усилении торса, и даже в формах кресла – внизу желобки вертикально, сверху будто скручиваются спирально, передавая движение руки. В морщинистом лице Вольтера есть и внимания и сосредоточенное раздумье – брови сдвинуты к переносице. Старческая усмешка – выражение скрытой энергии ума очень характерна для самого Вольтера. Гудон вставляет в зрачки кусочки мрамора. Образ подобен римскому императору.« Глаз – это уже половина экспрессии» - говорил Роден. Образы Гудона – это политические выдающиеся диятели 18 в., люди – эпохи (Вольтер, Руссо, Дидро, Даламбер,Наполион, Франклин).
«Бюст Джеферсона».
в. По возвращении во Францию представил на суд академиков мраморную фигуру дремлющего Морфея (ныне в Лувре), а в 1777 г. — динамичную фигуру нагойДианы на охоте с луком в руке. Общеевропейское признание и подобающие этому заработки Гудону принесли портреты великих современников — Вольтера,Дидро, Екатерины II, Бенджамина Франклина, Джорджа Вашингтона, Мирабо, Неккера и др. Отталкиваясь от посмертной маски Руссо, он создал бронзовую статую великого мыслителя (в Лувре). Его визитной карточкой стала сидящая фигура насмешливого Вольтера, установленная в Комеди-Франсез (копия — вЭрмитаже).
Гудон умел передать характер своей модели посредством тщательно выбранной позы, экспрессивно заострённого выражения лица и прямолинейного взгляда. Для большей непосредственности впечатления отказывался от тщательной отделки статуй, сохраняя следы своего резца. В зрелые годы работал в основном с глиной, зачастую оставляя изготовление мраморной, бронзовой либо гипсовой статуи на откуп помощников. Продолжал пользоваться успехом в годы Французской революции и при Наполеоне. В Версале ему установлен памятник.
Произведения Г. привлекают то живостью лепки, детальной проработкой лиц, то ясностью и обобщенностью силуэта. С середины 1790-х гг. творческая активность Г. резко падает. В 1805—23 преподавал в Школе изящных искусств в Париже.
ПИГАЛЬ, ЖАН БАТИСТ(Pigalle, Jean Baptiste) (1714–1785), французский скульптор. Родился в Париже 26 января 1714. Учился у Робера Ле Лоррена и Жана Батиста Лемуана, а затем, в 1736–1739, пополнил свои знания и опыт во время пребывания в Риме. Его стиль сформировался под влиянием античного и современного ему итальянского искусства. Пигаль стал одним из крупнейших мастеров своего времени. В 1744 за статуэтку Меркурий, завязывающий сандалии - реализм, академизм. (Париж, Лувр) он был избран членом Академии. В этом произведении скульптор нашел простое художественное решение, в котором получили воплощение классицистические и натуралистические тенденции 18 в. В 1750–1758 Пигаль работал по заказам мадам де Помпадур и сделал несколько ее портретов, а также аллегорическую скульптурную композицию Любовь и Дружба (1753–1758, Париж, Лувр).
«Надгробие маршала Аркура» - тяготение к аллегорической пластике, натуралистичность лепки, внимание к физиологической данности.
С 1752 Пигаль преподавал в Академии, а в январе 1785 стал ее президентом. Умер Пигаль в Париже 20 августа 1785.
Дата добавления: 2020-08-31; просмотров: 513;