Основные направления психогигиены и психопрофилактики
МЕТОДЫ ПСИХОГИГИЕНЫ И ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ
Содержание и направленность конкретных психогигиенических и психопрофилактических мероприятий остаются недостаточно разработанными.
Ответ на этот вопрос в значительной мере связан с пониманием одной из самых фундаментальных проблем психиатрии и медицинской психологии - проблемы соотношения психического здоровья и болезни, нормы и патологии. Развитие психологии отношений и патогенетической концепции неврозов, как отмечалось нами ранее, показало неадекватность понимания психического здоровья просто как отсутствия симптомов болезни, <нормальности> как среднеарифметической личностно-поведенческих характеристик, свойственных той или иной группе, и тем более распространенных в свое время, особенно за рубежом, представлений об определяющей для здоровья роли пассивного приспособления индивида к среде. Повышение интереса к <здоровым> сторонам личности, к ее интра- и интериндивидуальному потенциалу неизбежно должно было привести к тому, что в качестве главного критерия психического здоровья стала рассматриваться способность к постоянному развитию и обогащению своей личности, к реализации таких фундаментальных личностных свойств, как социальность, самостоятельность и сознательность. Из такого понимания следует, как отмечал В. Н. Мясищев (1973), что основой психотерапевтического воздействия является в первую очередь процесс межличностного общения, в ходе которого для пациента и возникает возможность приобретения нового как познавательного, так и эмоционального опыта, необходимого ему для понимания своего внутреннего состояния, поведения и влияния последнего на других людей. Это новое понимание является исходной точкой для изменения своих способов переживаний и поведения, имевших место до сих пор. Как индивидуальная, так и в особенности групповая патогенетическая психотерапия в наибольшей степени способствует решению указанных задач развития личности, что, по сути своей, и соответствует психогигиеническим и психопрофилактическим целям.
Как показывает практика лечения неврозов, устранение болезненных форм нервно-психического напряжения в реальной жизни предполагает два возможных варианта: устранение психотравмирующей ситуации, вызывающей таковое, или изменение отношения к этой ситуации личности при условии, что сама ситуация сохраняется.
Устранение психотравмирующей ситуации предполагает также две возможности: либо она объективно может быть изменена в желательном для личности направлении, либо личность <уходит> из этой ситуации.
Чаще всего психотравмирующие ситуации связаны с конфликтными нарушениями межличностных отношений. В тех случаях когда объектом системы психогигиенических и психопрофилактических мероприятий является отдельный индивид, содержание их должно включать обращение к лицам, которые так или иначе причастны к возникающим нарушениям межличностных отношений, обусловливающих травмирующую ситуацию. В реальной жизни это обычно члены семьи и сотрудники по работе. Когда же объектом этих мероприятий являются большие группы людей и когда могут быть выделены некоторые типовые особенности поведения, часто приводящие к возникновению типовых же психотравмирующих обстоятельств, устранение и предупреждение нервно-психического перенапряжения требует уже обращения к значительному числу людей путем использования средств массовой коммуникации (телевидение, кино, радио, лекции и пр.) . Эти последние формы особенно важны в профилактике психических стрессов, вызываемых нарушениями межличностных отношений в условиях, как правило, более случайных, кратковременных форм общения, имеющих место в повседневной жизни.
Другим путем устранения болезненных форм нервно-психического напряжения, как упомянуто выше, является <уход> из травмирующей ситуации или избегание ее. Этот путь, представляющийся внешне рациональным, оказывается в свете опыта клиники неврозов, как правило, неэффективным. Во-первых, индивид нередко, по существу не в состоянии <уйти> из травмирующей его ситуации, обусловливающей нервно-психическое перенапряжение. Не всегда <уход> из ситуации выступает как достаточно целесообразное средство для устранения нервно-психического перенапряжения, даже если это и возможно, так как оно при этом сохраняется и вне наличия психотравмирующих обстоятельств.
Опыт лечения неврозов свидетельствует о том, что наибольшее значение в проблеме предупреждения и устранения болезненных форм нервно-психического напряжения имеют мероприятия, направленные не столько на устранение психотравмирующих обстоятельств, сколько на реконструкцию нарушенных отношений личности. Прежде всего это связано с тем, что жизненные обстоятельства выступают в качестве психических стрессоров лишь в том случае, если они затрагивают особо значимые личностные отношения, и что в основе длительного нервно-психического перенапряжения обычно лежит внутренний психологический конфликт, обусловленный пресечением значимых для личности потребностей. Психотерапевтический процесс, основанный на принципах патогенетической психотерапии, чрезвычайно близок к задачам проведения эффективных психогигиенических и психопрофилактических мероприятий. Рассмотрение индивидуальных и групповых форм патогенетической психотерапии убеждает в том, что они, представляя собой основу воздействий, направленных на устранение и предупреждение болезненных форм нервно-психического напряжения, имеют несомненные преимущества перед психологическими воздействиями, нс характеризующимися столь выраженной направленностью на устранение его причин. В качестве последних выступают прежде всего психологические конфликты, которые могут быть адекватно поняты лишь в контексте особенностей личности. Система патогенетической психотерапии при этом не игнорирует и значения реальных психотравмирующих обстоятельств, не только обращаясь к глубоким переживаниям самого больного, но и пытаясь конструктивно разрешить объективно существующие психотравмнрующне ситуации. С учетом этого она выступает в качестве метода, устраняющего нервно-психическое перенапряжение, предупреждающего возможное возникновение его в будущем и повышающего стрессовую толерантность индивида.
В связи с признанием в рамках программы ВОЗ <семейного функционирования> важнейшей областью психопрофилактики в последний период возрастает роль методов семейной психотерапии среди других средств психогигиены и психопрофилактики. Последняя рассматривается как важнейший метод профилактики психогенных заболеваний, психопрофилактики применительно к лицам с повышенным риском суицидального поведения (при обусловленности его семейными дисгармониями), у больных с тяжелыми соматическими заболеваниями, в частности инфарктом миокарда.
Другой класс методов, направленных на устранение нервно-психического напряжения, может иметь своим основанием психотерапевтические воздействия, относимые к симптоматическим.
С помощью императивных внушений психотерапевт может пытаться уменьшить стрессовое значение психотравмирующих обстоятельств, повысить силу конструктивных противодействий личности этим обстоятельствам, уменьшить или снять отдельные болезненные проявления нервно-психического напряжения, включая его соматовегетативные корреляты. Метод аутогенной тренировки, получивший значительное распространение в психотерапевтической практике, направлен прежде всего на развитие способности к саморегуляции исходно непроизвольных функций организма, что может быть использовано для снятия или уменьшения нервно-психического перенапряжения.
В исследованиях О. Кондаша (1979) с целью первичной и вторичной профилактики используются различные приемы терапии поведения, разрабатываемые им с позиции дисцентной психотерапии: метод систематической десенситизации для устранения волнения, затрудняющего успешное обучение у учащихся; этот же метод для устранения страха у женщин при подготовке к родам: так называемая стоп-техника или внутреннее подкрепление для повышения саморегуляции и др.
Эффективность методов внушения, самовнушения, <поведенческих> приемов подтверждается многими авторами.
Особое место занимают методы психотерапии, не требующие непосредственного участия врача (психолога) и использующие современные технические средства. В нашей стране и в особенности за рубежом получают распространение психотерапевтические сеансы в звукозаписи (пластинки, магнитофонные ленты) и специальные фильмы, которые предназначены для индивидуального пользования и могут транслироваться по радио и телевидению одновременно для больших групп людей (например, для отдельных палат и больниц в целом, санаториев и домов отдыха). Указанные формы психотерапии оправдывают себя в той мере, в какой возможен отказ от обратной связи <больной - психотерапевт>. Очевидно, что это неизбежно при работе с большими коллективами, где даже при наличии психотерапевта его возможности получать информацию о всех больных и контролировать сам процесс психотерапии и его эффективность по понятным причинам ограничены. К определенным достоинствам рассматриваемых вариантов психотерапии можно отнести то, что в этих случаях опыт наиболее квалифицированных и искусных психотерапевтов может быть использован применительно к широкому кругу больных, а в ряде случаев и практически здоровых людей при решении задач психогигиены и психопрофилактики.
Необходимо отметить важную роль при осуществлении задач охраны психического здоровья психогигиенических и психопрофилактических знаний, их широкой пропаганды, в особенности знаний о сущности психогенных расстройств, роли личности и нарушения ее отношений в их возникновении. Так же как знание определенных гигиенических правил способствует сохранению соматического здоровья, знание правил психогигиены необходимо для здоровья психического.
Наряду с рассмотренными методами психотерапии, которые могут применяться для устранения и предупреждения болезненных форм нервно-психического напряжения, в последнее десятилетие широкое распространение получили психофармакологические средства. Это объясняется как успехами фармакологии, так и значительной распространенностью эмоционально-стрессовых реакций в связи с нарастающим темпом и напряжением современной жизни.
Психогигиеническая и психопрофилактическая подготовка коллективов для работы в экстремальных условиях во многом могла бы быть обеспечена путем исключения во время отбора лиц, отличающихся низкой стрессовой толерантностью.
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 2778;