Теория происхождения государства: теологическая, марксистская и теория насилия
1.Теологическая (зарод в глуб древности)
Фома Аквинский (13 вв): обосновал, что гос-во- акт божественного промысла
Осн идея- божественный первоисточник происх и сущности гос-ва. Гос-во есть Божий промысел, смысл кот в уст на Земле порядка и гармония, аналогич тем, что сущ в царстве Божием «Вся власть от Бога». Бог явл творцом всего сущего на Земле, в тч и гос-ва
2. Марксистская
Представители: К.Маркс, Ф. Энгельс, Г. Плеханов, В. Ленин
Суть теории: гос-во возникает в рез-те раскола общ-ва на классы. Гос власть соср у эконом-ки господст-щего класса. Гос-во присуще лишь классовому об-ву
3.Теория насилия
Представители: Е.Дюринг, К. Каутский
Суть теории: гос-во явл рез-м прямого полит действия- внутр насилия (Дюринг), или внешнего насилия, завоевания (Каутский). Гос-во появл, как инструмент поддерж гопод-ва над завоеван народами. Гос-во возн, ка аппар принужд. Право- придаток гос-ва
11.Сущность и содержание государства.
Сущность.
Сущность в целом представляет собой совокупность наиболее важных, устойчивых св-ств, определяющих природу предмета, явления. Проблема сущности гос-тва -проблема определения самой важной, определяющей его характеристики. По вопросу о сущности гос-тва в юр.литературе высказываются разные точки зрения. В большинстве работ, изданных в период советской власти, сущность гос-тва рассматривалась однозначно с классовых позиций как орудие власти господствующего класса. в рамках современной теории гос-тва актуально не столько раскрытие классовой сущности гос-тва, сколько всестороннее раскрытие его многостороннего соц. назначения. Заметим, в западных теориях гос-тво представляется как надклассовое образование, инструмент примирения классовых, соц. противоречий, выражающих интересы всего общества. В отечественной юриспруденции последних лет признается, что наряду с «классовым следом» в природе гос-тва, необходимо рассматривать и его др. характеристики. Наиболее важной, качественно постоянной сущностной чертой гос-тва явл. то, что оно всегда выступает как единственная организация политич. власти, управляющая всем обществом. В последнее время в литературе высказано мнение, что сущность гос-тва многоаспектна и может выражать классовый, общесоц., национальный, религиозный и др. аспекты деят-сти гос-тва.
Содержание.
Под содержанием гос-тва следует понимать его разностороннюю деят-сть, направленную на реализацию стоящих перед ним задач. В этой связи можно сказать, что содержание гос-тва проявляется не только в его деят-сти (функциях), но и в его механизме, т.е. системе гос. органов (органы законодательной, исполнительной, судеб.власти и др.), и функциях, т.е. основных направлениях его деят-сти (внутр. и внешн.). Содержание гос-тва многоаспектно, зависит также от степени воздействия различных соц. сил на гос. власть, на различные её ветви. Существенно то, что содержание в философском смысле «наполняет определённую форму». Соответственно говорится о соотношении формы гос-тва и его содержании, обращается внимание на их единство и несовпадение. Действительно, свою определённость содержание гос-тва приобретает благодаря своей форме. Скажем, федеративное гос-тво как гос. форма – такое гос-тво, кот.состоит из ряда гос. образований, на территории кот.действуют федеральные и республиканские (субъектов федерации) органы власти.
Содержание гос-тва не статичное состояние, оно находится в процессе постоянного изменения, динамизма. С развитием содержания гос-тва может измениться и его форма.
Дата добавления: 2022-04-12; просмотров: 113;