Периодизация истории Руси и России.


 

Исторически Россия оказалась на перекрёстке двух мировых культур, религий, миропониманий - Востока и Запада, вбирая в себя влияние того и другого, одновременно перерабатывая в себе традиции, культуры, религии множества народов, входивших в её состав. История России является частью мировой истории и не может рассматриваться вне её контекста. Однако Россия несёт в себе и много специфического, что выделяет её из всех существующих ныне стран и цивилизаций.

Говоря об условиях, в которых складывалась особая Российская цивилизация, важно отметить, что существуют различные концепции и типы её исторического развития: однолинейная (С. Соловьёв), многолинейная (Н. Данилевский) и смешанная концепции исторического процесса (П. Милюков). Согласно цивилизационному подходу Россия - это Славяно-православная цивилизация, в основу становления которой была положена евразийская альтернатива, одержавшая верх при создании Российского государства в историческом споре с прозападной альтернативой в лице Литовской Руси. Иные точки зрения рассматривают Россию либо как составной элемент цивилизации Запада(Россия, хотя и с некоторым опозданием развивается в Западноевропейском русле), либо относят её к странам с Восточным типомцивилизации(Россия всегда была разновидностью восточной деспотии, поэтому все попытки приобщить её к Западу не могут иметь успеха).

Отечественная историография XVIII - XIX вв.

В исторической науке существует несколько вариантов периодизации отечественной истории, что вызвано прежде всего различием методологических ориентаций и выбором в их рамках критериев периодизации. Первым вариантом периодизации стала «государственная схема» истории России, предложенная в первой половине XVIII в. основателем дворянской исторической науки В. Татищевым в его «Истории Российской с древнейших времён», ставшей первым обобщающим трудом по Отечественной истории. Исходя из политического идеала сильной монархической власти, Татищев в российской истории вы­делил 4 этапа: от «совершенного единовластия» (от Рюрика до Мстислава, 862 - 1132 гг.), через «аристократию удельного периода» (1132 - 1462 гг.) к «восста­новлению монархии при Иоанне Великом III» (1462 - 1505 гг.) и укреплению её при Петре I в начале XVIII столетия.

Н. Карамзин в начале XIX века изложил «Историю государства Российского»исвои философско-исторические взгляды представил в «утешительной системе», суть которой заключалась в утвер­ждении, что история человечества есть история всемирно­го прогресса как духовного его совершенствования, а исто­рию делают великие люди. Считая, что жизнь этих людей и есть история народов, Карамзин отождествлял историю России с историей самодержавия: «история народа принадлежит царю». Идею о том, что «Россия основалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спаслась мудрым самодержавием», Карамзин положил в основу периодизации Отечественной истории. В ней он выделил шесть периодов:

1) «введение монархической власти» от «призвания князей варяжских» до Святополка Владимировича (862 - 1015);

2) «угасание самодержавия» - от Святополка Владимировича до Яро­слава II Всеволодовича (1015 - 1238);

3) «гибель» Русского государства и постепенное «государственное возрождение» России - от Ярослава II Всеволодовича до Ивана III (1238 - 1462);

4) «утверждение самодержавия» - от Ива­на III до Ивана IV (1462 - 1533);

5) восстановление «еди­новластия царского» и превращение самодержавия в ти­ранию - от Ивана IV (Грозного) до Бориса Годунова (1533 - 1598);

6) «Смутное время» - от Б. Годунова до Михаила Романова (1598 - 1613).

Во второй половине XIX века с позиций теории «органического развития» пери­одизацию российской истории дал С. Соловьёв. В фундаментальном труде «История России с древнейших времен» он попытался выявить «внутреннюю связь» исторических событий в России, определить закономерности исторического процесса, обусловленного «природой страны», «природой племени» и «ходом внешних событий». Соловьёв не сводил историю России ни к истории государ­ства, ни к истории самодержавия. Признавая огромную роль и государства, и личности в истории, Соловьёв рас­сматривал вместе с тем государство как «необходимую фор­му для народа», а правительство - как «произведение ис­торической жизни известного народа». Великий человек также является, по мнению историка, «сыном своего вре­мени, своего народа». Придерживаясь принципа «не делить, не дробить русскую историю на отдельные части, периоды, но соединять их, следить преимущественно за связью яв­лений», Соловьёв лишь обозначил органически связанные между собой этапы российской истории:

1) переход от родового начала через вотчинные отношения к государственному быту (с древнейших времён до начала XVII в.);

2) подготовка к новому порядку вещей и эпоха Петра Великого, эпоха преобразований (XVII - середина XVIII вв.);

3) завершение эпохи преобразований (вторая половина XVIII - вторая половина XIX вв.).

Крупнейшим историком конца XIX в. был В. Ключев­ский, который, придерживаясь позитивистской «теории факторов», выделял «три основные силы, которые строят людское общежитие»: человеческая личность, людское об­щество, природа страны. Двигателями исторического про­гресса Ключевский считал «умственный труд и нравствен­ный подвиг». В истории России Ключевский большое значение придавал процессу колонизации (природный фак­тор), торговле (экономический фактор) и признавал огром­ную роль государства в развитии России (политический фак­тор). В «Курсе русской истории» Ключевский дал её периодизацию, положив в основу географический, хозяй­ственный и социальный критерии. В Отечественной истории онвыделил четыре периода:

1) Русь Днепровская, городовая, торговая (VIII - XIII вв.);

2) Русь Верхневолжская, удельно-княжеская, вольно-земледельческая (XIII - сере­дина XV вв.);

3) Русь Великая, Московская, царско-боярская, военно-земледельческая (XV - начало XVII вв.);

4) Всероссийский, императорский, дворянский период крепостного хозяйства - земледельческого и фабрично-за­водского (XVII - середина XIX вв.)

 

Отечественная историография Советской эпохи (1918 - 1990).

В советской историографии, начало которой положил М. Покровский, в основу периодизации Отечественной истории был положен формационный подход, в соответствии с которым выделялись следующие этапы: история первобытного общества (до IX в.), период феодализма (зарождение, развитие и упадок феодальной социально-экономической системы, IX - середина XIX в.), период капитализма (середина XIX в. - 1917 г.) и период социализма (с 1917 г.). В рамках этих формационных пе­риодов Отечественной истории выделялись определённые этапы, раскрывающие процесс зарождения и развития об­щественно-экономической формации. Феодальный период делился на три этапа: ранний феодализм, развитой феодализм, поздний феодализм. Период капитализма распадался на два эта­па: домонополистический капитализм и империа­лизм. В советской истории выделялись этапы военного коммунизма, новой экономической политики, строи­тельства основ социализма, полной и окончательной по­беды социализма, развития социализма на собственной основе.

В более подробной интерпретации этапы формационного развития России выглядели следующим образом:

Феодализм:1) зарождение феодальных отношений на базе разложения перво­бытнообщинной формации (VI - VIII вв.); 2) раннефеодальный период (IX - XI вв.); 3) эпоха развитого феодализма (XII - XV вв.); 4) поздний феодализм (XVI - XVII вв.); 5) эпоха упадка феодализма (XVIII в.); 6) кризис феодализма (первая половина XIX в.); 7) трансформация феодализма (1861 - 1917).

Капитализм: 1) зарождение капитализма (XVII в.); 2) расцвет мануфактурного производства (XVIII - первая треть XIX в.); 3) стадия промышленного переворота в России (1830е - 1880е гг.); 4) монополистический капитализм, или империализм (конец XIX - начало XX вв.).

Социализм: 1)становление основ новой системы (октябрь 1917 - май 1918 г.); 2)стадия «военного коммунизма» в годы гражданской войны (1918 - 1921); 3) Новая экономическая политика с многоукладной экономикой (1921 - 1927); 4)построение фундамента социалистической экономики в годы довоенных пятиле­ток и проверка её на прочность в годы мировой войны и послевоенного восстановления (1928 - 1953); 5)Хрущёвские реформы системы государственного социа­лизма (1953 - 1964); 6)деформации социалистической экономи­ки в эпоху третьей НТР (1960е - 1980е гг.); 7)трансформация си­стемы государственного социализма в годы перестройки и постпере­стройки (1990е гг.).

С точки зрения типа организации обществавыделялись следующие этапы: 1)эпоха пат­риархального равноправия (до VI в.); 2)разложение об­щинного равенства (VI - VIII вв.); 3)период формирования ведущих со­словий (IX - XIII вв.); 4)стадия консолидации сословий (XIV - XVII вв.); 5)время утверждения корпоративно-сословной системы (XVIII в.); 6)ста­дия разложения сословной организации общества и формирования классовой структуры (XIX - начало XX вв.); 7)конституционное офор­мление классовой структуры общества нового социалистического об­разца (с 1918 г.); 8)поляризация общества по линии масса - элита (1970е - 1990-е гг.).

По типу организации власти Отечественнаяистория подразделялась на следующие этапы: 1)стадия догосударственной или протогосударственной военной демократии (до IX в.); 2)раннефеодальное государство (IX - начало XII вв.); 3)эпоха феодальной раздробленности (XII - середина XV вв.); 4)образование централизованного государства в форме сословно-представительной монархии (середина XV - середина XVII вв.); 5)самодержавная монархия (середина XVII - начало XX вв.); 6)формально парламентская монархия (1906 - 1917); 7)советская республика (1917 - 1991); 8)постсоветская республика (с 1992 г.).

По критерию модернизацииисторический процесс подразделялся на период господства традиционных отношений и современных. Традиционное общество (эпохи Древности и Средневековья) основывается на простом воспроизводстве, ремес­ленных технологиях, общинно-корпоративных ценностях, на почтении к возрасту и авторитету, ориентации на прошлое как образец подлин­ности с целью его повторения. Мо­дернизация- этопроцесс перехода от традиционного аг­рарного общества к современному индустриальному, охватывающий все сферы жизни: экономику, политику, социальные отношения, культуру. В истории перехода российского общества от традиционного к индустриальному выделялись следующие периоды:

1)XVI - XVII вв. - предвестники модернизации в области экономики: начало мануфактурного производства, превращение ремесла в мелко­товарное производство, формирование общенационального рынка, культуры и идеологии (секуляризация культуры, первые общенацио­нальные идеологии: «Москва - Третий Рим» и «Богоизбранности Романовых»);

2)XVIII в. - углубление социально-политических пред­посылок модернизации: прогресс мануфактурного производства, на­чало капитализации деревни, расширение функций государства, выход России на мировую арену, секуляризация церковных земель и подчи­нение Церкви государству, оформление светской культуры;

3)XIX - начало XX вв. - первый виток собственно модернизации, носившей капиталистический характер: осуществление промышленного перево­рота и первого витка индустриализации, формирование классовой структуры общества, революционизация общественного сознания, юридическое изменение политической системы - появление в России парламента, политических партий, политической оппозиции самодер­жавию, профсоюзов;

4)1917 - 1991 - второй виток модерниза­ции, носившей государственно-социалистический характер: превра­щение страны из аграрной в аграрно-индустриальную (конец 1930 гг.), а затем - в индустриальную державу (к 1960 гг.), кар­динальная перестройка политической системы (конституция, респуб­лика, отделение Цер­кви от государства и школы от Церкви), сущностная перестройка об­щественного сознания, формирование «массовой» культуры.

В соответствии с развитием культурывыделялись следующие этапы: 1)дохристианская эпоха (до 988 г.); 2)утверждение христианства и формирование христианско-языческого двоеверия (X - XIII вв.); 3)эпоха национального воз­рождения (XIV - XV вв.); 4)нарастание явлений секуляризации культу­ры (XVI - XVII вв.); 5)рождение светской культуры и разделение единой культуры на культуру - веру и собственно светскую культуру (XVIII - на­чало XX вв.); 6)советская культура (1917 - 1991); 7)пост­советская, плюралистическая культура (с 1990 гг.).

 

Отечественная историография современной эпохи (1991 - 2009).

В постперестроечный период в связи с переходом к плю­ралистической интерпретации Отечественной истории про­изошла переоценка как отдельных её событий, так и целых периодов и этапов. Поэтому наблюдается, с одной сторо­ны, возврат к периодизациям Соловьева, Ключевского, Платонова и других историков досоветского прошлого, а с дру­гой - предпринимаются попытки дать периодизацию в со­ответствии с новыми ценностями и методологическими подходами. Так появились периодизации Отечественной ис­тории с точки зрения альтернативности её исторического развития, рассмотренного в контексте мировой истории. Некоторые историки предлагают выделить в Отечественной истории только два периода: 1) от Древней Руси к императорской Росси» (IX - XVIII вв.), 2) расцвет и закат Российской империи (XIX - XX вв.).

Историки, разделяющие идеи пассионарной концеп­цииЛ. Гумилёва, выделяют в истории России этапы в со­ответствии со стадиями жизни славянского и российского суперэтносов. Л. Гумилёв придерживался теории мутагене­за, согласно которой каждый новый вид, в том числе и эт­нос, возникает в результате мутации: внезапного изменения генофонда живых существ, наступающего под воздей­ствием внешних условий в определённом месте и в опре­делённое время. Вследствие мутации под воздействием био­химической энергии живого вещества биосферы возникает такой этнический признак, как пассионарность, образую­щий внутри популяции некоторое количество людей, обла­дающих повышенной тягой к действию («пассионарный толчок»).

Уровень пассионарности в этносе не остаётся неизмен­ным, поэтому этнос, возникнув в результате пассионарно­го толчка, проходит ряд фаз развития: 1)пассионарный подъём (образование нового этноса - около 300 лет); 2) ак-матическую фазу (образование суперэтноса - 300 лет; 3) надлом (резкое снижение пассионарности суперэтноса - 200 лет); 4) инерционную фазу (плавное снижение пассио­нарности - 300 лет; 5) обскурацию (разрушение этничес­ких связей - 200 лет); 6) мемориальную фазу (полное унич­тожение этнических реликтов - 200 лет). Продолжительность жизни этноса составляет при­мерно в 1500 лет.

Л. Гумилёв считал, что пассионарный толчок, привед­ший к образованию собственно русского народа, произо­шёл на Руси около 1200 г. В течение 1200 -1380 гг. на осно­ве слияния славян, татар, литовцев, финно-угорских народов возник новый, русский этнос. В 1380 - 1500 гг. на­чался процесс формирования российского суперэтноса. Фаза пассионарного подъёма завершилась созданием Московского государства и освобождением от монгольской зависимости. Этой фазе хронологически со­ответствовали обскурационная и мемориальная фазы в истории славянского суперэтноса, сопровождавшиеся рас­падом Русского государства, его разделом между Золотой Ор­дой и Литвой и, наконец, разрушением последнего этничес­кого осколка Киевской Руси - Новгорода.

В 1500 - 1800 гг. (акматическая фаза) российский суперэтнос распространился в Евразии, произошло объединение под властью Москвы народов, живших от Прибалтики до Тихого океана. После 1800 г. началась фаза надлома, которая сопровождалась огромным рассеиванием энергии, кристаллизующейся в памятниках культуры и искусства (расцвет культуры), утратой единства суперэтнической принадлежности, нарастанием внутренних конфликтов, выливающихся время от времени в гражданские войны. Согласно пассионарной теории Гумилёва в начале XXI века в России началась инерционная фаза, которая характеризуется тем, что, благодаря приобретенным ценностям, суперэтнос живёт «по инерции», вновь происходит взаимное подчинение людей, образование больших государств, создаются и накапливаются материальные блага.

 



Дата добавления: 2020-07-18; просмотров: 411;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.011 сек.