Структура программы
Алгоритмический язык Паскаль является операторным языком, то есть отдельными его предложениями являются операторы, с помощью которых задаются действия. Программа же на этом языке представляет собой формальную запись некоторого алгоритма.
В соответствии с этим принципом программа на любом алгоритмическом языке состоит из двух частей: описания последовательности действий, которые необходимо выполнить, и описания данных, с которыми оперируют действия. Действия представляются операторами языка, данные вводятся посредством описаний и определений. Описания данных по тексту должны предшествовать описанию действий.
В оригинале синтаксически программа разделена на 2 части:
<заголовок программы>;
<блок>.
Наличие точки в конце является обязательным и служит окончанием признака всего текста программы.
Заголовок начинается со служебного слова Program, далее следует имя программы и список параметров. Но в Турбо-Паскале заголовок может отсутствовать, то есть программа может состоять только из одного блока, хотя по правилам хорошего стиля программирования заголовок должен присутствовать.
Совокупность описаний и определений и следующая за ним последовательность операторов называется блоком.
Объекты, вводимые посредством описаний и определений, имеют различную природу и делятся на 5 классов, описываемых каждый в своем разделе:
1. раздел описания меток;
2. раздел описания констант;
3. раздел описания типов;
4. раздел описания переменных;
5. раздел описания процедур и функций.
В Турбо-Паскале соблюдение такой последовательности не обязательно, и добавлен еще один раздел подключаемых модулей. За разделами описаний следует раздел операторов, заключенный между словами Begin и End.
При составлении программы следует придерживаться определенных правил, основные из которых следующие.
1. Все описания и операторы отделяются друг от друга точкой с запятой. В принципе всю программу можно записать в одну строку, но правила хорошего стиля программирования требуют записи каждого оператора на отдельной строке для удобства чтения текста программы.
2. Для пояснения отдельных фрагментов программы используются комментарии. Для их записи могут использоваться любые символы клавиатуры, они могут стоять в любом месте, где может ставиться пробел, и для них в Турбо-Паскале введено 2 типа ограничителей:
{<комментарий>}
(*<комментарий>*)
3. Для обозначения переменных, констант, заголовков и т.д. используются идентификаторы или имена. Они могут состоять из прописных и строчных латинских букв, считающихся эквивалентными (символ подчеркивания относится к буквам и служит для разделения слов) и цифр, причем начинаться имя должно с буквы. В Турбо-Паскале длина имени не ограничена, но распознаются они по первым 63 символам.
4. Перед любым оператором может быть поставлена метка (допускается и несколько), за которой следует двоеточие. В стандартном Паскале меткой является целое число от 1 до 9999. В Турбо-Паскале меткой может быть как число (для обеспечения совместимости), так и имя.
5. Правилом хорошего стиля программирования является выделение различных конструкций программы: внутренних, составных операторов и др. отступами различной ширины от начала строки.
В качестве примера приведем программу для вычисления суммы при значении n = 20.
Program Summa;
Const n=20;
Var S:real;
i:integer;
Begin
S:=0;
For i:=0 to n do
S:=S+1/(i*i+3*i+5);
Writeln('Сумма=',S:6:4)
End.
Разделы описаний
Описание меток
Все метки, которые используются в программе, должны быть описаны в этом разделе. Раздел начинается со служебного слова Label, за которым следуют через запятую все используемые метки:
Label <метка1>[,<метка2>...];
Хотя метки и могут стоять перед любым оператором, причем даже несколько сразу, но используются они в единственном операторе безусловного перехода GoTo, который не рекомендуется к использованию, поэтому на практике данный раздел встречается редко. Например:
Label M1,Metka,L38;
Дата добавления: 2016-06-29; просмотров: 1683;