Разгул капитализма - 1865-1900.
Уничтожив рабство, Америка семимильными шагами пошла по пути развития капитализма. Еще во время Гражданской войны конгресс принял, наконец, в 1862 году знаменитый закон о гомстедах, то есть о праве каждого гражданина страны владеть участком в 160 акров, если участок свободен, обрабатывается им пять лет и оплачен хотя бы за регистрацию. Иммиграция в Америку пошла сотнями тысяч в год, стремительно заселялся Средний Запад с его тучными почвами. Рядом росли гигантские города вроде Чикаго. Вот, для иллюстрации, скорость роста Чикаго,в тысячах жителей: 1837 – статус города с 4, 1850 – 30, 1860 – 100, 1870 – 300, 1880 – 500, 1890 – 1000, то есть миллион жителей. Иными словами, на протяжении одного поколения людность города выросла в 35 раз! Это значит, что он по меньшей мере пять раз менялся в корне. Недаром эту часть истории США называют иногда «веком Чикаго»: этот город стал настоящим сердцем новой Америки, символом её индустриализма и урбанизма, столицей не только фабрикантов, но и фермеров огромной плодородной равнины в самом центре страны.
Это было вообще героическое время, героическое прежде всего хозяйственными свершениями. Наверное, нигде в мире хозяйственные свершения не героизировались подобным образом, в них не было втянуто так много людей, пылавших при этом жаждой подобных свершений и шедших на них безо всякого внешнего принуждения.
Все эти события производили огромное впечатление на современников (притом не только в США, но в США – в первую очередь) и порождали вокруг развития этой страны обширную мифологию, а та, в свою очередь, удесятеряла эффект этого развития, увлекая за собой перестройку и всего общества. Вот пример. В 1869 году построена первая трансконтинентальная железная дорога –а ведь всего пятнадцать лет до этого по этим же трассам месяцами брели десятки тысяч людей, претерпевая на пути в заветную Калифорнию или в Орегон огромные лишения! Чего стоит история партии Доннера в 1847 году, которая не успела пересечь Сьерра-Неваду до того, как снег завалил перевалы, и за время зимовки от голода погибли 44 из 91 участника группы; дело дошло до каннибализма (правда, ныне исследователи отвергают это предположение).. Именно в эти годы пришёл к концу знаменитый фронтир, который сопровождал историю США два века. Железные дороги и телеграф соединили два берега страны, индейцы были полностью покорены, почти ничего не осталось от 75 млн. бизонов на Великих равнинах; даже знаменитая ковбойская культура, созданная на перегонах скота из Техаса в Канзас-Сити, продержалась, по сути дела, всего четверть века и уже в 1890 году сошла на-нет под напором железнодорожного строительства.
Времена это были не только героические, но и суровые, иногда мрачные. За эти годы было покончено с сопротивлением индейцев, но покончено такими зверскими методами, которые навсегда запятнали американскую культуру, как бы ни винились в этом лучшие ее люди (еще в 1881 году Хелен Джексон написала об этом знаменитую книгу – «Столетие бесславия»). Жутким лихоимствомотмечены и почти все великие стройки американского капитализма[10]. А уж государственная коррупция приобрела в то время просто чудовищные размеры, особенно среди городских властей, а также властей штатов. Столицу штата Нью-Йорк Олбанизвали в то время на латинский манер “cloaka maxima” - что-то вроде «суперсортира», настолько грязной была здешняя политика. Наша коррупция – это детский лепет по сравнению с безобразиями, которые творились в США полтора века назад; похоже, никому не дано избежать этого на определённой стадии развития, надо только энергичнее с этим бороться.
Самыми мрачными красками окрашено рабочее движение тех лет: сотни тысяч стачечников, насилие, расстрелы; наш первомайский праздник учрежден в память расстрела рабочего восстания в Чикаго в 1886 году (четверо «зачинщиков» были потом повешены). Рабочее движение в США было сломлено, социалистические идеи из Европы сюда толком не просочились, и США остались своего рода заповедником дикого капитализма, с полным господством чисто буржуазных ценностей («бедный – значит ленивый»); эта закваска чувствуется тут до сих пор.
Тем не менее рабочее движение не прошло даром. Уже в начале 20 века были приняты законы против бесчинств монополий, были разгромлены многие коррумпированные «городские машины».
К 1900 году в США жили уже примерно 75 млн. человек, это была самая мощная экономически держава мира.
Дата добавления: 2016-05-30; просмотров: 2273;