Вопрос №1. Социально-исторические условия развития культуры.
Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX в. позволил назвать это время ее «золотым веком». Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала.
Развитие русской культуры в первой половине XIX в. опиралось на преобразования предшествующего времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Города стали основными культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер.
Существенное влияние на литературу, театр, музыку, изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 г.
Однако консервативные тенденции в политике императоров Александра I и Николая I сдерживали развитие культуры. Правительство активно боролось с проявлениями передовой общественной мысли в литературе, публицистике, театре и живописи. Оно препятствовало широкому народному образованию. Крепостничество не давало возможности пользоваться высокими культурными достижениями всему населению.
Культурные запросы и потребности верхушки общества были иными, чем у народа, у которого складывались собственные культурные традиции. Развитие культуры в этот период в значительной степени определялось оживлением общественно-политической жизни России.
Либеральные реформы середины XIX в. придали процессам новый стимул. В то же время сложная социально-политическая обстановка, подъем общественного движения, развернувшаяся идеологическая борьба, ужесточение режима и действия Александра III обусловили сложность, противоречивость и неравномерность всех социокультурных процессов этого периода.
Основные особенности. В пореформенный период получили свое дальнейшее развитие основные тенденции, школы и направления, сформировавшиеся в первой половине XIX в.
Главная особенность культуры пореформенной России - широкое развитие демократических начал: расширился круг лиц творческого труда, в который все активнее вовлекались представители непривилегированных сословий; на передний план выдвинулись социальные проблемы, тема народа; передовое русское искусство получило ярко выраженную критическую направленность, в основу всей художественной культуры России был положен реалистический метод. Демократическим тенденциям противостояла тенденция усиления государственной регламентации всех областей культуры. Еще теснее стала связь передового русского искусства с народным творчеством, дальнейшее развитие получил процесс формирования единой российской культуры, сочетавшей высокое профессиональное мастерство с простотой и доступностью произведений. Истинно народному искусству, опирающемуся на традиции фольклора противостояло далекое от жизни салонно-академическое искусство. Большое влияние не только на российскую общественную мысль, но и на искусство, особенно литературу оказывали идеи христианства.
Зарождавшаяся оригинальная русская философия приобрела религиозную окраску. Широкое распространение получила благотворительность и меценатство. Представители практически всех крупнейших российские купеческих династий Морозовых, Хлудовых, Рябушинских, Бугровых, Шелапутиных, Алексеевых и многих других - передавали значительные средства на создание приютов, богаделен, школ, университетов. Фамилии предпринимателей С.И. Мамонтова, С.И. И П.И. Щукиных, Третьяковых, Бахрушиных, фон Мекк были связаны с поддержкой художников и музыкантов, собиранием и содержанием выдающихся коллекций произведений искусства, исторических документов, библиотек. Многие из таких собраний передавались обществу, составляя основу организовывавшихся музеев и галерей.
Развитие художественной культуры, организация художественных обществ и выставок способствовали дальнейшему расширению круга ценителей и покровителей искусства, большое распространение получило коллекционирование. Много сделал для развития русской живописи известный коллекционер и меценат С.И. Мамонтов; великолепную коллекцию русской иконописи и живописи собрал друг П.М.Третьякова И.С.Остроухов. В 1892 г. П.М.Третьяков передал свое собрание, а также коллекцию своего брата С.М.Третьякова в дар Москве.
Дата добавления: 2020-05-20; просмотров: 432;