Социальные отношения. Семья


Все византийское общество рассматривалось как совокупность подданных, обязанных служить государю имуществом и личностью. Основу общества составляло крестьянство, объединенное в митрокомии, самоуправлявшиеся общины. Свободные крестьяне, по-византийски «георгики», делились на несколько категорий. Высшую ступень занимали динаты – сильные люди; юридически они являлись членами общины, избирались на должности; пользуясь правом приоритетного приобретения земель общинников, они скупали недвижимую собственность соседей и превращались в землевладельцев, использовавших труд наемных и зависимых крестьян. Будучи военнообязанными, динаты, как правило, исполняли конную военную службу. Среднюю ступень занимали стратиоты, служившие в пехоте. На низшей ступени находились апоры бедняки, неимущие, сдававшие свои земли в аренду более состоятельным, и мистии – наемные. Все они платили синону – натуральный налог, капникон – подворный сбор, и каноникон в пользу церкви. С VIII в. в Византии стали появляться парики; формально они были юридически свободными, не были прикреплены к земле, однако существенно ограничены в правах; их повинности были в 2 – 3 раза выше повинностей георгиков; они обязаны были отрабатывать барщину на господской земле; они не имели права носить оружие и участвовать в войске.

Землевладельческая знать получала императорские пожалования на взыскание государственных налогов с селений, округов или областей. К XI в. сложилась привилегированная сословная группа прониаров, обладателей подобных пожалований. Они получали эскуссии, т.е. освобождение от налогов и изъятие своих земельных владений из-под контроля государства. Прониары были обязаны несением военной службы. В то же время им дозволялось содержать собственные вооруженные свиты.

В Византиидостаточно многочисленным было сословие горожан, поскольку Византия являлась самой урбанизированной страной средневековья. Горожане были объединены в корпорации. Среди них большим влиянием пользовались объединения торговцев. Корпорации, как и города в целом, находились в зависимости от государства и не обладали самоуправлением.

Более многочисленным, чем на Западе, было в Византии духовенство. На вершине иерархии стоял патриарх; ниже него находились митрополиты, возглавлявшие церковь в областях; ниже – архиепископы, правители церковных округов; еще ниже – епископы, руководившие церковными делами в городах с близлежащими районами, но также и в крупных селениях. Монашество было объединено в монастыри, самыми крупными и влиятельными из которых были Афонский и Студийский.

Особенностью Византии было существование разветвленного и иерархизированного чиновничества. С X в. сложилась иерархическая система титулов и чинов. Были установлены 18 рангов. Титулы и чины не передавались по наследству, предоставлялись только за службу императору. Кроме этого существовали должности, не входившие в чиновничью иерархию, например, евнухи. Наибольшим влиянием из них пользовались паракимонены, или спальничие. Именно они нередко выдвигались на роль временщиков.

В Византии должностные злоупотребления и преступления не подлежали уголовной ответственности. Взятки были официально узаконены как дары должностным лицам, и существовали фиксированные таксы за ту или иную услугу, в зависимости от ранга чиновника.

Экономика

Специфика Византийского таксиса в немалой степени обуславливалась экономикой. Ее основой была частная собственность, чем Византия резко отличалась от Востока и от современного ей Запада. Существенное место в экономике занимала государственная собственность, предопределившая особую роль государства. Однако император никогда не был верховным собственником всех земель империи. Другим фундаментальным отличием византийской экономики было продолжающееся развитие городских ремесел и торговли. В Византиине наблюдалось упадка городской жизни и аграризации, как на Западе. В городских эргастерияхпроизводили самые изысканные шелковые и парчовые материи, предметы роскоши и украшения. В столичных ремесленных мастерских работали лучшие ювелиры, мозаичисты, эмальеры, художники. Вершины подлинного искусства достигли византийские керамисты и стеклоделы. Изделия византийских мастеров пользовались огромным спросом во всем мире и выступали недосягаемыми образцами. В Византиибыла исключительно развита международная торговля. Византийские купцы состояли в обмене с Индией и Китаем, Цейлоном и Аравией, с Эфиопией и Ливией, с Ираном и Согдианой, византийские купцы достигали Британии и Скандинавии. Многие достижения коммерческой техники впервые появились именно в Византии, например, «летучие письма», или вексель. В Византиина протяжении почти тысячи лет имела хождение золотая монета – солид, впоследствии – иперпир. Ее весовой стандарт повлиял на становление итальянской золотой монеты.

«Чудесами» византийской техники были автоматически двигавшиеся и рычащие львы, взмахивающие крылами и воинственно кричащие грифоны, поющие птицы на золотом платане, установленные в приемном зале Магнаврского дворца. Там же находились два огромных механических органа из чистого золота. Создателем этих автоматов называли выдающегося ученого Льва Математика (IX в.). Ему же принадлежит изобретение светового телеграфа: на расстоянии 100 км друг от друга устанавливались башни; с самой отдаленной из них, стоявшей на границе империи, подавался световой сигнал, он улавливался на ближайшей башне и передавался по цепи дальше вплоть до столицы. В течение часа в Константинополе получали известия о восстаниях, стихийных бедствиях, нападениях кочевников и прочих событиях в провинциях.



Дата добавления: 2020-05-20; просмотров: 224;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.