Экономические учения Древнего Рима


 

 

1. Экономические воззрения Ксенофонта

КСЕНОФОНТродился в Афинах в 430 г . до н.э.. (умер в 355 г . до н.э.), принадлежал к богатой рабовладельческой аристократии. Он — ученик известного древнегреческого философа Сократа, современник Платона. Предшественник Аристотеля. По своим политическим взглядам выступал как сторонник аристократической Спарты и противник афинской демократии.

Написал большое количество разнообразных произведений. Экономические взгляды нашли отражение в "Домострое"("Экономикос"), время написания неизвестно, подготовленной как руководство для ведения рабовладельческого хозяйства. Определяя предмет домоводства, он характеризовал его как науку о ведении и обогащении хозяйства. Основной отраслью рабовладельческой экономики Ксенофонт считал земледелие, которое он квалифицировал как наиболее достойный вид занятия. По словам Ксенофонта, "земледелие — мать и кормилица всех искусств" Основную цель хозяйственной деятельности он видел в обеспечении производства полезных вещей, т.е. потребительных стоимостей. К ремеслам Ксенофонт относился отрицательно, считал их занятием, пригодным только для рабов. Не включалась в разряд достойных видов деятельности свободного грека и торговля. Вместе с тем в интересах рабовладельческого хозяйства Ксенофонт допускал использование товарно -денежных отношений.

Именно от названия этой работы произошло название науки - экономика, хотя во времена Ксенофонта под ней понимались лишь правила ведения домашнего хозяйства ("ойкос"- дом, хозяйство; "номос" - закон, правило). В силу жизненных условий связан с господствующим классом. Служил персидским деспотам, спартанским царями олигархам, не поладил с афинской демократией, стал ее изгнанником.

"Домострой" содержал многочисленные советы рабовладельцам в области хозяйственной деятельности. Их уделом являлось руководство хозяйством, эксплуатация рабов, но ни в коем случае не физический труд. Ксенофонт выражал презрение к физическому труду, квалифицируя его как занятие, пригодное только для рабов. Давая советы по рациональному ведению хозяйства и эксплуатации рабов, он учил обращаться с рабами как с животными.

Ксенофонт одним из первых среди мыслителей древности уделил большое внимание вопросам разделения труда, рассматривая его как естественное явление, как важное условие увеличения производства потребительных стоимостей. Он близко подошёл к принципу мануфактурного разделения труда. Ксенофонт впервые указал на взаимосвязь между развитием разделения труда и рынком. По его мнению, от объема рынка зависело расчленение профессий.

Ксенофонт — идеолог, прежде всего, натурального рабовладельческого хозяйства. Вместе с тем он считал полезным для этого хозяйства развитие торговли, денежного обращения. В них видел один из источников обогащения и советовал использовать в своих интересах. Ксенофонт признавал деньги как необходимое средство обращения и концентрированную форму богатства. Осуждая деньги как торговый и ростовщический капитал, он рекомендовал накапливать их в качестве сокровищ.

У Ксенофонта наметилось понимание двоякого назначения вещи: как потребительной стоимости, с одной стороны, и меновой стоимости — с другой. Будучи идеологом натурального хозяйства, он не придавал особого значения меновой стоимости. Ценность вещи ставилась в зависимость от полезности, а цена непосредственно объяснялась движением спроса и предложения.

В "Домострое" в форме диалога формулировались принципы :

1. Эффективной эксплуатации рабов - хозяину часто приходится увещевать рабов, раздавать обещания, так как добрая надежда нужна рабу не меньше, чем свободному, чтобы у него была охота оставаться у хозяина. Рабов можно сделать послушными едой сверх меры, хотя этот способ и годен лишь для животных, похвалы со стороны хозяина так же действуют на рабов. Кризис рабовладения Ксенофонт пытался смягчить путем смягчения противоречий между хозяином и рабами.

2. Решительно высказывается за натуральное хозяйство, против торгово-промышленного направления экономики. Автор считает, что натуральное хозяйство не разделяет людей на богатых и бедных, так как каждый производит на своем земельном участке не больше, чем необходимо для потребления и не участвует в торговых операциях, не использует земли для производства на продажу и для обогащения.

3. Идеализация сельского хозяйства, противопоставление его ремеслу: "Ремесло задорно, его дурная слава - естественна, оно осуждает человека на сидячий образ жизни (вредный для тела) и лишает людей солнца".

4. Понятие богатства - фонд личного потребления и средство приобретения политических друзей.

5. "Ценность"- есть нечто хорошее" и зависит от полезности вещей. Полезные предметы представляют ценность, вредные - нет.

6. Несмотря на явные симпатии к натуральному хозяйству, Ксенофонт с большим интересом относился к проблеме денег. "Когда приобретено столько утвари, сколько нужно для хозяйства, редко покупают еще"; напротив, денег никто не имеет столько, чтобы не желать их иметь еще больше, и если у кого-нибудь они оказались в избытке, то он закапывая излишек, получает не меньшее удовольствие, чем если бы он ими пользовался". Отрицать значение денег уже нельзя. Совет Ксенофонта: копить деньги на "черный день", а также для того, чтобы иметь возможность при необходимости расширить свое хозяйство. Итак, деньги - это сокровище, концентрированное богатство, которое всегда можно пустить в ход. Другая функция денег состоит в том, чтобы служить средством обращения. Но деньги в качестве торгового и ростовщического капитала вызывали резкое осуждение Ксенофонта.

 



Дата добавления: 2016-06-29; просмотров: 4708;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.007 сек.