Гипотензивные препараты
Неотъемлемым компонентом лечения беременных с гестозом является гипотензивная терапия. Выбор гипотензивных препаратов, используемых в акушерской практике, очень большой: диуретики (гипотиазид, альдактон, арифон, фуросемид); симпатолитики (октадин); средства центрального действия (допегит, клофелин); вазодилататоры (апрессин); ингибиторы синтеза ангиотензина II (каптоприл); ганглиоблокаторы (бензогексоний, пентамин) и др. Точки приложения их действия весьма различны, хотя эффект — однонаправленный (гипотензивный). Одни препараты воздействуют на сердечный выброс, другие на сосудистое сопротивление, третьи блокируют передачу нервных импульсов.
Диуретики применяются у беременных с отечным синдромом и гипертонической болезнью, однако при позднем гестозе они еще более снижают объем плазмы, усугубляют гиповолемию, ухудшают плацентарную перфузию. Поэтому в настоящее время у беременных с гестозом они почти не применяются, за исключением эклампсии (отек мозга).
Адреноблокаторы угнетают симпатическую иннервацию не только сосудов и сердца, но и миометрия, что вызывает снижение сердечного выброса и тонуса матки, венозный застой, уменьшение артериального притока крови.
Средства центрального действия могут вызвать ортостатическую гипотензию, аутоиммунные нарушения (гемолитическая анемия, хроническое повреждение печени), снижение сердечного выброса, хотя препараты этого ряда — клофелин (клонидин, гемитон, катапресан) — довольно широко применяются при гестозе. Сохранил лечебное значение дибазол в сочетании (или без него) с раствором папаверина гидрохлорида. Однако папаверин способствует венозному застою, что нужно учитывать при подборе комплекса препаратов.
Во всем мире для экстренного купирования артериальной гипертензии при гестозе используют следующие препараты.
Апрессин (гидралазин). Принимают по 5 мг дробно для получения гипотензивного эффекта или вводят по 20 мг внутривенно капельно (в сутки 60 мг). Миогенный вазодилататор. Оказывает прямое действие на артериолы. Угнетает ферменты, участвующие в транспорте АТФ, снижает синтез тромбоксана. Снижает ОПСС, способствует тахикардии и увеличению сердечного выброса, увеличивается почечный и мозговой кровоток. Требуется мониторинг артериального давления.
Диазоксид. Вводят внутривенно при мониторинге артериального давления. Производное бензотиазина. Обладает конкурентным антагонизмом с ионами кальция в гладких мышцах артериол. Вызывает снижение ОПСС, способствует тахикардии и увеличению сердечного выброса. Обладает выраженным токолическим эффектом, вызывает гипергликемию, увеличение мозгового кровотока. С белками плазмы связывается 90%, поэтому необходимо быстрое введение. Максимальная разовая доза 150 мг. При отсутствии эффекта через 5—15 мин препарат вводят повторно в той же дозировке.
Наиболее приемлем прием энтерально неселективного (β1 и β2-адреноблокатора обзидана (анаприлина) по 20—60 мг/сут при гипердинамическом типе кровообращения и ЧСС более 100 в 1 мин.
Лабеталол — α-, β1- и β2-адреноблокатор, применяется в дозе 200 мг капельно, снижает ОПСС и активность ренина.
В последние годы пересмотрен вопрос о первоочередном и слишком широком назначении разнообразных гипотензивных препаратов при легком гестозе. Попытки во чтобы то ни стало снизить артериальное давление до нормальных значений (110/70 — 120/80 мм рт. ст.) только с их помощью вовсе не останавливают дальнейшее развитие гестоза, искажают привычную клиническую картину, нередко ухудшают состояние плода, особенно если имеет место задержка его внутриутробного развития. Умеренно выраженная гипертензия (140/85 - 150/90 мм рт. ст.) в условиях нарушенной микроциркуляции и хронической гипоксии рассматривается многими авторами как механизм, сохраняющий необходимый уровень маточно-плацентарного и плодово-плацентарного кровотока.
Бессистемная, многокомпонентная гипотензивная терапия может вызвать синдром «обкрадывания» мозга, сердца, почек и надпочечников. И, главное, она не устраняет основные патогенетические факторы гипертензии при гестозе. Напомним, что главными из них являются: нарушение плацентарного кровотока; усиление продукции ренина, активация ренин-ангиотензиновой системы; изменение продукции и соотношения депрессорных и прессорных простагландинов в сторону преобладания последних; повышение проницаемости сосудистой стенки, снижение ОЦК, ОЦП, снижение онкотического давления плазмы, что вызывает и поддерживает длительный спазм артериол, артерий, усугубляя нарушения в микроциркуляторном звене. Поэтому в качестве базовой терапии гестоза в первую очередь следует проводить инфузионное введение коллоидных растворов для восстановления ОЦК, а далее назначают гипотензивные препараты.
С другой стороны, лечение тяжелой гипертензии необходимо начинать с одновременного проведения инфузионной и гипотензивной терапии. При критической гипертензии (систолическое артериальное давление 170 мм рт. ст. и выше) прежде всего нужны гипотензивные средства.
Для лечения гестоза в настоящее время наиболее целесообразно применение антагонистов ионов кальция (нифедипин, верапамил, финоптин), которые у беременных приводят к более быстрой нормализации артериального давления вследствие целенаправленного снижения периферического сосудистого сопротивления. Антагонисты ионов кальция улучшают перфузию жизненно важных органов (мозг, сердце), расширяют сосуды почек, увеличивая диурез, улучшают сократительную функцию миокарда. В отличие от других гипотензивных препаратов антагонисты ионов кальция не вызывают существенных метаболических сдвигов, повышения в крови содержания альдостерона, а также нивелируют повреждения сосудистой стенки: т. е. патогенетически они наиболее целесообразны.
Преимущества антагонистов ионов кальция заключаются также в том, что уменьшение гипертензии происходит пропорционально дозе препарата, не вызывая слишком резкого снижения артериального давления и ортостатической гипотонии. Легко подбираются лечебная и поддерживающая дозы, не уменьшающие сердечный выброс и минутный объем, не нарушающие циркадный ритм изменения артериального давления в течение суток.
Монотерапия антагонистами ионов кальция имеет несомненные преимущества перед комбинированной гипотензивной терапией, поскольку дает меньше побочных явлений, связанных с взаимодействием двух-трех лекарств, оказывает меньшее неблагоприятное влияние на организм.
Высокая критическая гипертензия (артериальное давление 170/110 мм рт. ст. и выше) способна вызвать срыв ауторегуляции мозгового кровотока, особенно на фоне хронической гипоксии и нарушения метаболизма мозговой ткани.
В связи с тем что мозг не располагает энергетическими ресурсами, его молниеносная реакция на гипоксию иная, чем в других органах. Срыв ауторегуляции и перераспределение кровотока между серым и белым веществом мозга может произойти независимо от степени повышения системного артериального давления (эклампсия при сравнительно невысокой гипертензии).
Чаще всего это имеет место при длительно текущем гестозе, а также у беременных с сосудистыми заболеваниями. У них исходно подавлен биосинтез простациклина, поэтому хроническая гипоксия, изменение барометрического давления, колебания системного АД, стресс родоразрешения и другие провоцирующие факторы могут вызвать тяжелые дисциркуляторные расстройства с нарушением гемоликвородинамики.
Для создания состояния нейролептаналгезии перед длительной инфузионной терапией рекомендуется предварительно ввести дроперидол и седуксен, после чего у беременной наступает общая заторможенность, состояние психоэмоционального покоя.
Магнезиальная терапия для лечения артериальной гипертензии при гестозе применяется в мире на протяжении почти 100 лет (с 1906 г.), в нашей стране — с 1930 г. [Бровкин Д. П., 1930; Строганов В. В., 1934]. Магний является важнейшим внутриклеточным катионом и оказывает многообразное влияние на организм. Сульфат магния обладает следующими свойствами: противосудорожным, гипотензивным, седативным, спазмолитическим, диуретическим, что позволяет использовать его для лечения беременных и родильниц. Что касается его назначения в родах, следует учитывать и его отрицательные свойства: это опасность угнетения дыхания у матери и новорожденного, снижение тонуса и сократительной активности матки и возможность гипотонического кровотечения в последовом и послеродовом периодах. Кроме того, может развиться слабость родовой деятельности. Плацента проницаема для магния, поэтому у новорожденного может наблюдаться симптом гипермагнезиемии (слабый крик ребенка или его отсутствие, вялость, гипорефлексия, угнетение дыхания, замедление выделения мекония). Магнезиальная терапия применяется только при тяжелом гестозе, преэклампсии и эклампсии.
Дата добавления: 2020-05-20; просмотров: 537;