Приёмы хорового изложения
1) Приёмы хорового изложения – это специфические, свойственные данному виду музыкального творчества, приёмы изложения материала. С одной стороны, они тесно связаны с определённым общим типом фактуры, использованным композитором в произведении (гармонической, полифонической, смешанной), с другой – с жанрово-исполнительской спецификой хора. В зависимости от их функционального значения приёмы хорового изложения могут быть разделены на три группы. Наиболее отчётливо они выявляются при анализе произведений, написанных для смешанного хора полного состава (с+а+т+б).
а. К первой группе относятся приёмы, связанные с использованием выразительных возможностей состава хора:
1. Общехоровое изложение – tutti (М.И,Глинка «Москва», )
2. Изложение неполным составом хора ( Р.Шуман «Ночная тишина»).
3. Изложение хоровыми группами (П.Г,Чесноков «Не цветочек в поле вянет», В.Воробьёв «Прынясi ты, Божа»).
4. Изложение хоровыми партиями – «чистые тембры» (А.А.Давиденко «На десятой версте», В.Воробьёв «Спатканне»).
5. Разделение партий – divisi (А.А.Егоров «Ликуй, Октябрь», Атрашкевич «Да мацi Божай Будслаускай»).
б.Ко второй группе относятся приёмы, определяемые соотношением хоровых групп или партий:
1. Изложение основного музыкально-тематического материала (мелодии) различными партиями хора (В.Н.Салманов «Издалека», Э.Ханок «Было у салдата два полi»).
2. Передача мелодии из одной партии в другую (Д.И.Аракишвили «О поэте», В.Кузнецов «Пайшоу коцiк у лясок» («Калыханкi»).
3. Постепенное включение (и выключение) хоровых групп или партий (А.В.Александров «Горы», В.С.Калинников «Кондор»).
4. Сопоставление и обособление хоровых групп или партий (А.Т.Гречанинов «Лягушка и вол», Д.Д.Шостакович «Как меня младу-младёшеньку», В.Кузнецов «Зазвiнелi чарачкi на стале»).
5. Дублирование - в виде удвоения (Б.С.Шехтер «За Днестром») и в виде унисона (Н.А.Римский-Корсаков «Татарский полон»)
6. Перекрещивание (С.И.Танеев «На могиле», А.Мдивани «Веснянка»).
7. Наложение (Д.Д.Шостакович «На улицу»).
8. Окружение (В.Я. Шебалин «Берёзе»).
в. К третьей группе относятся:
1. Пение с закрытым ртом (П.Бородин «Грёзы», И.Мациевский «Господи помилуй»).
2. Пение на определённый гласный звук (М.В.Коваль «Траурный прелюд», В.Кузнецов «Няхай кату усё лiха» («Калыханкi»).
3. Пение на определённый слог или слово (Ж.Бизе «Арлезианка»,В.Воробьёв «Прынясi ты, Божа» ).
4. Звукоподражание (А.Г.Новиков «Барыня», А.мдивани «Ой, сiвы конь бяжыць»).
5. Глиссандо (Д.Д.Шостакович «Казнь Степана Разина», С.Бугасов «Сонца на Купалу»).
6. пение басов-октавистов (М.В.Коваль «Слёзы»).
7. Фальцет (М.Равель «Николетта»).
8. Форшлаг (Б.С.Шехтер «Море в ярости стонало», В.Воробьёв «Спатканне»).
9. «Эхо» (А.А. Егоров «Тайга»).
10. Заполнение (В.Н.Салманов «Ветры буйные»).
11. Мелодекламация – исполнение звуков неопределённой высоты говорком, шёпотом, криком (А.А.Давиденко «Подъём вагона», И.Мациевский «Господи помилуй»).
2)Сокращения и условные обозначения
Для обозначения составов хора и отдельных приёмов хорового изложения в хороведении принята условно сокращённая система записи (здесь несколько уточнённая и дополненная). Используются следующие сокращения и условные обозначения.
Д – партия дискантов
С – партия сопрано
А – партия альтов
Т – партия теноров
Б – партия басов
+ - сочетание партий; например С+А+Т+Б.
Если знак + стоит между обозначениями хоровых партий, заключёнными в скобки, имеются в виду их сопоставление или обособление; например:
(С) + (А+Т+Б) или (С+А) + (Т+Б).
I – голоса (партии)
II – голоса (партии)
III – голоса (партии)
IV – голоса (партии)
Если в результате разделения партии приобретают самостоятельное значение, цифры ставятся непосредственно после обозначения партий; например: СI + CII + AI + AII. Если разделения временные (divisi), цифры заключаются в скобки; например C(I + II) + A (I +II). Римскими цифрами обозначаются хоры в многохорном составе; например:
I (C+A+T+B) + II (C+A+T+B).
- постепенное включение хоровых групп или партий; например: С-А-Т-Б.
= Дублирование.
Если знак = стоит непосредственно между обозначениями партий, заключёнными в скобки, имеется в виду октавный унисон или удвоение; например: (С) = (А), (С+А) = (Т+Б).
Х - перекрещивание партий; например: С х А.
Указанные приёмы изложения свойственны любому виду хорового творчества – как a cappella, так и с сопровождением. Вместе с тем можно говорить о преимущественном использовании некоторых приёмов в том или ином виде хорового творчества. Например, в хоре с сопровождением значительно чаще, чем в хоре a cappella, используются «чистые тембры», всякого рода удвоения, унисон (оратория Г.В.Свиридова), - в то же время такие приёмы, как пение с закрытым ртом, пение басов-октавистов, различное звукоподражание, более характерны для творчества без сопровождения (хоры А.А.Егорова).
3) В хоровом творчестве наблюдаются различные тенденции в использовании указанных приёмов, что связано с содержанием произведения и типом фактуры, с одной стороны, и с общим стилем хорового изложения - с другой:
1. использование в произведении только одного приёма хорового изложения, - встречается редко, преимущественно в старинной хоровой музыке (хоралы И.С.Баха);
2. использование какого-либо одного-двух приёмов, взятых в основу изложения, при наличии ряда других приёмов. Это характерно для хорового творчества XIX (хоры П.И.Чайковского, Р.Шумана и др.);
3. использование в одном произведении самых разнообразных приёмов хорового изложения, что свойственно современной хоровой музыке (хоры П.Г.Чеснокова, М.В.Коваля и др.). Причём, наряду с сопоставлением нередко возникает одновременное сочетание ряда приёмов. Например, в следующем эпизоде из поэмы Д.Д.Шостаковича «Смолкли залпы запоздалые» одновременно сочетаются: общехоровые изложения, divisi, дублирование, перекрещивание, обособление хоровых партий, пение с повторением одного слова «спи-те» (колористический приём).
Дата добавления: 2020-04-12; просмотров: 783;