Тема V: Певческие голоса и их характеристики
Основные вопросы
1.Введение. Классификация голосов.
2.Хоровые партии и их составляющие.
3.Партия сопрано. Характеристика.
4.Партия альтов. Характеристика.
5.Партия теноров. Характеристика.
6.Партия баритонов.
7.Партия басов.
Цель:Изучение особенностей и специфики певческих голосов.
Введение
Основная классификация голосов (сопрано, альты, тенора, басы) сложилась в хоровом искусстве к XIV веку в процессе развития многоголосного пения. В XII- XIII веках появляется дискант (позднелатинское: расчленение, - пение). Голос исполняющий главную мелодию – стал называться тенором (от латинского - держать). Позднее к этим двум голосам присоединяется контртенор, который по мере надобности пел то выше, то ниже тенора. Однако очень скоро, в связи с усложнением требований, которые предъявлялись к этому голосу в отношении его диапазона, он был разделен на два: бас (итал. - низкий) и альт (лат. - высокий) названный так потому, что он располагался выше тенора.
Значительно позже возникло разделение верхнего голоса на более высокий - сопрано (итал. - над) и менее высокий, который получил название среднего - меццо-сопрано. Альт в итальянской школе стал называться «контральто». Во многих партитурах старых итальянских мастеров сохраняется это название альта. Последним выделился в самостоятельный тип голоса баритон. Низкий тенор дал начало лирическому баритону, а высокий бас - драматическому.
В партитурах и клавирах обычно фиксируются только типовые наименования голосов.
Хоровые голоса- сопрано, альты, тенора, басы и октависты.
Сольные голоса - сопрано, меццо-сопрано, контральто, тенора, баритоны, басы. С учетом характера голоса дифференцируются на:
Сопрано - колоратурные, лирические, драматические, лирико-колоратурные и лирико-драматические.
Меццо-сопрано- лирические и драматические.
Контральто.
Тенора-лирические, драматические, лирико-драматические, алътино, характерные.
Баритоны - лирические и драматические.
Басы - высокие, низкие и октависты (профундо).
Хоровые партии и их составляющие
Партия сопрано
Колоратурное сопрано - самый легкий и подвижный голос, при правильном голосообразовании имеет наиболее широкий диапазон от ля-си малой октавы до фа-соль III октавы. Средний регистр довольно слабый, верхний - сильный, светлый, блестящий. Партии колоратурных сопрано обычно виртуозны. Партия Антониды из оперы М. Глинки «Иван Сусанин», Мюзетты из оперы Дж. Пуччини «Богема», Виолетты из оперы Дж. Верди «Травиата» и др. Колоратурное сопрано отличается жесткостью звучания, плохо сливается в ансамбле с другими голосами и поэтому в хоре не используется.
Лирико-колоратурное сопрано при большом диапазоне и технической подвижности обладает мягкостью, напевностью, способностью сливаться с другими голосами. Наличие их в хоре придает хору звонкость и яркость тембру партии сопрано.
Лирическое сопрано имеет диапазон - до I октавы - до III октавы и отличается мягким, теплым звуком. Нижний регистр звучит довольно слабо, зато средний регистр - очень выразительный, динамичный, светлый. Ярко звучит верхний регистр, особенно от соль-до до си-бемоль II октавы. Наиболее типичной лирической сопрановой партией в русской оперной литературе является партия Татьяны в опере П. Чайковского«Евгений Онегин». Лирические сопрано очень хорошо сливаются с другими голосами и составляют основу верхнего голоса смешанного и женского хора.
Драматическое сопрано обладает большой силой и благодаря хорошо развитому грудному регистру может исполнять низкие звуки меццо-сопрано. Нижний и средний регистры звучат сочно и полно, верхний - сильно, насыщенно и ярко. Типичными партиями драматических сопрано в оперной литературе являются партии Аиды в одноименной опере Дж. Верди, Лизы - в опере П. Чайковского «Пиковая дама» и др.
Хоровая партия первых сопрано составляется в основном из лирических сопрано. Более тяжелые голоса помещаются в партии третьих сопрано. Общий диапазон партий сопрано: до I октавы - до III октавы. Рабочий диапазон- ми-бемоль-ми I октавы- си-бемоль II октавы. Зона примарных звуков - си-до I октавы. Переходные ноты ми-фа I октавы и ми-бемоль - фа-диез II октавы. Нижний регистр включая переходные ноты, у сопрано слабый, приглушенный. Наиболее естественно в этой тесситуре звучание альтов. Пример: С. Танеев «Серенада».
Иногда в партии сопрано используется си, си-бемоль малой октавы. Однако это относится к тем случаям, когда сопрано поют в унисон с альтами. Пример: Дж. Верди «Реквием» (Agnus Dei).
Верхний регистр у сопрано звучит ярко, блестяще, виртуозно. Пример: М. Глинка «Славься» из оперы «Иван Сусанин», М. Коваль «Казнь Пугачева» из оратории «Емельян Пугачев». В среднем регистре сопрано звучит легко, подвижно. Пример: И.С. Бах «Месса си-минор №11. Хор». Партии сопрано легче удается постепенное движение по звукам диатонической гаммы и труднее исполнение пассажей и фигурации с хроматизмами и скачками. Пример: Н. Римский-Корсаков, хор из оперы «Золотой петушок».
Так как партия сопрано очень часто выполняет функцию основного мелодического голоса, встает особая проблема качественного комплектования этой партии. Сопрано должно обязательно обладать ярким, красивым тембром. Тембр партии сопрано оказывает решающее влияние на общую звучность хора.
Партия альтов
Партия альтов состоит из меццо-сопрано и контральто.
Лирическое меццо-сопрано выделяется красивым грудным тембром. Они могут достигать большой подвижности и колоратурной гибкости (Партия Розины из оперы Россини «Севильский цирюльник»)
Драматическое меццо-сопрано- голос менее подвижный и отличается ярким грудным звучанием в низком регистре.
Контральто - редкий голос, ярко выражен густым грудным звучанием в нижнем регистре. Диапазон контральто - ми-фа малой октавы - фа-соль I октавы.
Партия I альтов состоит из лирических меццо-сопрано. Лучшая зона звучания: до I октавы - ре II октавы. Партия II альтов состоит из драматических меццо-сопрано и контральто. Наиболее выразительным и динамичным звучит эта партия от соль малой октавы до си I октавы. Технически она менее подвижна. Исключение, пример: (И.С. Бах «Месса си минор №20. Хор»). Подобные произведения в хоровой литературе не единичны. Унисон альтовой партии дает ровное, полное, насыщенное звучание на протяжении всего рабочего диапазона от соль малой октавы до ми II октавы.
Однако в произведении И. Баха, Л. Бетховена, Дж. Верди, Н. Римского-Корсакова, А. Гречанинова, Вик. Калинникова, Д. Шостаковича, С. Прокофьева, и многих других композиторов соль малой октавы используется не реже чем ля, и фа II октавы (Д. Шостакович «Девятое января», Л. Бетховен «Месса ре-мажор», «Gloria»).
К сожалению, драматические меццо-сопрано и контральто - голоса редкие и партия альтов комплектуется из лирических голосов, поэтому нижняя часть диапазона звучит слабо. Переходные ноты у альтов ми -фа-диез I октавы и до - ре-диез II октавы. Зона примарного звучания альтов - соль-ля I октавы.
Партия теноров
Тенора - высокие мужские голоса. Тенора-альтино - самые высокие, легкие и подвижные голоса с диапазоном от ре - ми малой октавы до ми - фа II октавы. (Звездочет в опере «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова). Тенор-альтино - голос редкий и наличие их в хоре способствует достижению яркой, звонкой, легкой звучности в верхнем регистре теноровой партии.
Лирические тенора имеют мягкий задушевный тембр (партия Ленского в опере «Евгений Онегин» П. Чайковского, партия Альмавивы в опере «Севильский цирюльник» Дж. Россини). Общий диапазон: до малой октавы - до II октавы. Рабочий диапазон - ми малой октавы - ля -си-бемоль I октавы.
Драматические тенора отличаются большой силой звучания в верхнем регистре и полнотой, насыщенностью в нижнем (партия Хозе в «Кармен» Ж. Визе, Германа в «Пиковой даме» П. Чайковского, Садко в одноименной опере Н. Римского-Корсакова, Отелло в опере Дж. Верди и др.).
Основу хоровой партии I теноров составляют лирические тенора, II теноров - драматические. Общий диапазон до малой октавы - до II октавывы. Переходные ноты - ми-бемоль - фа-диез I октавы. Зона примарного звучания си-бемоль малой октавы –до1 октавы.
Партия баритонов
Драматический баритон- голос большой силы, ярко и мощно звучит на всём диапазоне. В опере чаще воплощает сильные характеры — это либо патриоты: Князь Игорь («Князь Игорь» Бородина), Богдан Хмельницкий («Богдан Хмельницкий» Данькевича), Андрей Болконский («Война и мир» Прокофьева), либо рабы своей любви и ревности, зависти, мести: Грязной («Царская невеста» Римского-Корсакова), Риголетто («Риголетто» Верди), Мазепа («Мазепа» Чайковского), Демон («Демон» Рубинштейна), Яго («Отелло» Верди), Алеко («Отелло» Верди).
Лирико-драматичесикй баритон может исполнять как лирические, так и другие партии (роли Фигаро, Бориса Годунова, Руслана и Алеко были написаны авторами для драматического баритона, но после исполнения их Шаляпиным стали исполняться и басами).
Певцы:
Гулак-Артемовский (19в)
Камилло Эверарди (19в)
Маттиа Баттистини
Антонио Котоньи
Иван Александрович Мельников
Павел Лисициан - лирический баритон
Юрий Гуляев - лирико-драматический баритон
Тита Руффо - драматический баритон
Дмитрий Хворостовский
Владимир Петров - белорусский певец
Жилюк – белорусский певец
Виктор Скоробогатов - белорусский певец
Партия басов
Басы– низкие мужские голоса. К хоровой партии относятся баритоны (греч. Barytonos тяжелозвучный). Лирический баритон тяготеет к тенору, а драматический – к басу. (Партия Онегина в одноименной опере П. Чайковского, партия Елецкого в опере «Пиковая дама» П. Чайковского, партия князя Игоря в одноименной опере А. Бородина. В хорах обычно баритоны поют в партии I басов (или II теноров).
Диапазон баритонов от ля большой октавы до ля-бемоль I октавы. Зона переходных нот -до- ми-бемоль I октавы, примарные звуки -соль -ля малой октавы.
Высокие басы отличаются от баритонов большей мягкостью, компактностью звучания в средней и верхней части диапазона.
Общий диапазон басов ми-фа большой октавы - ми-фа I октавы. Переходные ноты - си-бемоль малой октавы - до-диез I октавы. Зона примарного звучания - ми - фа-диез малой октавы. В среднем и высоком регистре басы могут исполнять весьма успешно подвижные партии (Бах «Месса си-минор № 17. Хор»). В этих регистрах где басы звучат выразительно и динамично обычно основной мелодический материал излагается в партии басов (Г. Свиридов «Героям Перекопской битвы», «Патетическая оратория»).
В низком регистре пассажи и фиоритуры басам обычно пишутся редко. Примеры сложных для исполнения басовых партий: В. Мурадели «Красная Песня», А. Пащенко «В темном лесе».
Особую группу партии II басов составляют октависты. В хоре их бывает один-два Это очень низкие басы, тяжелые, малоподвижные голоса. Их диапазон от ля контроктавы до до I октавы, но используются только низкие звуки, редко фа контроктавы*.
Примеры использования басов-октавистов: Ю. Сахновский «Ковыль», Вик. Калинников «Утром зорька», А. Гречанинов «Эхо». Октависты используются только в произведениях a cappella и придают звучанию хора особую окраску, глубину и полноту. Наилучший эффект звучания октавы в нюансе от pianissimo до mezzo-forte. Октава используется в основном на выдержанных педальных звуках или при плавном поступенном движении.
«Контр-фа»было высечено на могильном камне октависта придворной капеллы Телегина(начало 19века)
Бас - самый низкий и мощный из мужских голосов, имеет несколько видов.
Бас-баритон - самый высокий из басов, похож на драматический баритон, но звучит массивнее, особенно внизу. Диапазон - от G (иногда F) большой октавы до G1; «рабочая середина» - от В большой до D1. Переходные звуки у басов варьируются от А -В (малой) до Cl - EIS1.
Образы, воплощаемые басом, в большинстве своём, герои средних лет, чаще-пожилые. Среди них немало положительных, величественных фигур.
Партии баса-баритона:
Мефистофель («Фауст» Гуно)
Сусанин («Иван Сусанин» Глинки)
Досифей («Хованщина» Мусоргского)
Басы-баритоны:
Ф.И. Шаляпин * Евгений Hecтеров Центральные басы - самая многочисленная группа - имеют диапазон от E.S-Е большой до F1. Наиболее звучный и мощный — центр, отсюда и его название. Чаще в репертуаре центрального баса верхний отрезок диапазона остаётся без употребления (он может звучать и слабее и более напряжённо). «Рабочая середина» - G - А большой - В малой - С1.Образы:
Папагено («Волшебная флейта» Моцарта)
Фарлаф («Руслан и Людмила» Глинки)
Мельник («Русалка» Даргомыжского)
Кончак («Князь Игорь» Бородина)
Варяжский гость («Садко» Римского-Корсакова)
Певцы, обладатели центральных басов:
Г. и А.Пироговы
Марк Рейзен
И.Петров
В.Р.Петров Бас-профундо или низкий бас - редкий голос с диапазоном от А контроктавы или С большой до C-D1 (его партии часто исполняют центральные басы, а их партии — басы-баритоны).
Певцы:
Максим Михайлов
Поль Робсон
Характерным басом или басом-буффо может быть любой из басов, чаще это певцы, у которых наиболее выразителен какой-либо один участок диапазона.
Оперные партии характерного баса:
Бартоло («Севильский цирюльник» Россини)
Скула («Князь Игорь» Бородина)
Каленик («Майская ночь» Римского-Корсакова)
Цунига («Кармен» Бизе)
Старый князь Болконский («Война и мир» Прокофьева)
Партии buffo хорошо удавались Шаляпину, Паторжинскому, Чернобаеву.
Специфической особенностью мужских голосов является т.н. фальцетный звук, очень похожий тембром на женский голос. До открытия, которое сделал Дюпре, этим звуком пользовались все тенора, беря звуком выше AS1 (в народе фальцет обозначают словом «фистула»). Фальцет удобнее на Е, И, Ы, У. Существует ещё приём пения, присущий всем мужским голосам, это пение «mezzo voce» -вполголоса. Женским голосам это почти не свойственно.
У баса наибольшая амплитуда, колебания звука, что и даёт ему большую силу, большую возможность контрастов динамики, чем у других голосов, например, рр у баса (особенно при фальцете) может быть такое, как и у сопрано, зато какая огромная разница в forte у этих голосов.
Дата добавления: 2020-04-12; просмотров: 762;