Церковно-певческое направление


Особенно тесные взаимоотношения Киевской Руси с Византией. В конце X века при Владимире I Святославиче, византийское православие было объявлено государственной религией. Принятие христианства. Епископские канцелярии, соборы и монастыри – главный центр киевской образованности.

1.Литературный язык, письменность (Ярослав I Мудрый, его внук Влад. Мономах – незаурядные литературное дарование, интересные произведения).

2.Архитектура, изобразительное искусство – строились роскошные, монументальные храмы, дворцы и соборы.

3.И конечно музыка – необъемлемая часть быта Киевской Руси. Она исполнялась во время торжественных приемов и церемоний, на веселых пирушках, охотах для заполнения досуга.

Светское музыцирование.

Несмотря на противодействие церкви, многие князья окружали себя «умельцами» - певцами и исполнителями на музыкальных инструментах, а иногда и сами играли и пели. Музыканты были и иностранцы из Византии – приносили свой репертуар. Музыка не только для увеселения, но и ратная (боевая) – трубы, бубны. XII в. «Слово о полку Игореве» – идея национального единства в период К.Р. – яркое выражена в героических славильных песнях. Песнь Баяна – певец, поэтический глашатый.

 

В К.Руси формируется тип древнерусского актера – скомороха – умелый, остроумный, находчивый – обязательный участник всякого народного празднества или развлечения.

Общественное положение скоморохов, несмотря на популярность, было бесправным. Гонение со стороны церкви. Со временем произошло расслоение в среде скоморохов.

1.странствующие, часто гонимые и преследуемые.

2.тип скоморохов оседлого, «служилого» (служившего одному покровителю).

Высокого развития в Киевской Руси достигает культура церковного пения.

Вырабатываются прочные профессиональные традиции, закрепленные определенной совокупностью правил и понятий, создается своя система музыкальной письменности, давшая возможность твердой фиксации и сохранение употребляемых напевов.

При Ярославе Мудром пришли 3-е греческих певцов («с роды своими»), т.е. с семьями «и от них началось в русской земле ангелоподобное пение».

В отличие от католической церкви, в православной церкви пение было исключительно вокальным, без участия инструментов и строго одноголосным.

Одной из сторон исключительно своеобразной художественной культуры русского средневековья был стиль – Знаменное пение – одноголосное.

С течением времени знамена стали называть крюками – «крюковое пение».

Хоровой стиль a cappella. Каждый глас – свои хоровые попевки – погласицы. Мелодика строго диатонична, ровное, поступенное движение в пределах ч.4, ч.5, 6 – свобода и текучесть ритма (колорит музыки сравним с впечатлением от древних икон и церковных фресок).

Тип знаменного пения можно отнести к типу хоровой псалмодии. Хормейстер руководил при помощи рук – хэйрономии (хейрономия – стариннный способ управлять хором при помощи рук и пальцев, использовали мимику и движения головой. Возникла на Востоке и развилось в Др. Греции, затем в Византии. 1-ый руководитель церковного хора назывался доместик).

Кроме знаменного пения в Киевской Руси существовал стиль кандакарного пения, применяемый в исполнении праздничных хвалебных гимнов – кондаков. Обилие всевозможных украшений, хроматизмов, модулирующих переходов из одного лада в другой, яркая красочность, пышность.

Кандакарное пение не расшифровано. Канд. пение видимо не пользовалось широкой массовой распространенностью и отмирает вместе с упадком самого Киева и разложением тех жизненных форм, которые складывались в цветущую эпоху его существования. В XIII в. кондакарное пение полностью исчезает из певческих книг.

В XII в. Киев приходит в упадок.

Большое значение короткого периода расцвета Киевской Руси для культуры.

 

Великий Новгород

Большая роль в деле сохранения и дальнейшего развития тех высоких культурных традиций, основы которых были выработаны в Киевской Руси.

Великий Новгород – 2-ой город после Киева. Храмы, церкви строились киевскими мастерами.

Высокий подъем:

1.Культура светского музыцирования.

2.Окончан. сформирован тип скоморошьего искусства:

а) кукольный театр;

б) игра на гуслях;

в) былина – эпос.

В Новгороде скоморохи пользовались сравнительно обеспеченным и легальным положение (в отличие от других городов). Образ поэтизируется в Садко – профессиональный скоморох. Из Новгорода – скоморохи расходились по всех Руси.

В церковно-певческом искусстве – Новгород главное положение. Множество мастеров – исполнителей из школы «распевщиков» (распевщик - композитор) обогащают культуру знаменного пения. Братья Савва и Василий Роговы, Иван Шайдуров.

Возникает новый художественный жанр «религиозного действа» из эпизодов «Священного писания».

Более развитые элементы театрализованности содержит «пéщное действо» - в основе сюжет из библейской легенды. (Царь Навуходоносор приказал бросить в раскаленную печь 3 еврейских отрока, и спустившийся с неба ангел спас их от огня, и они остались невредимы).

Театрализованное действо - все исполнялось с настоящим огнем (жгли настоящую траву) и т.д., на веревке из-под купола церкви спускали маленько ребенка. Персонажи произносили свои реплики. Пелись различные молитвы и религиозные гимны из круга церковных знаменных песнопений.

«Пещное действо» - чрезвычайно любопытный и показательный пример использования церковью элементов «мирского», светского искусства, вплоть до того, что участвовали в виде исключения и скоморохи.

В Новгороде получает развитие еще один вид древнерусского национального искусства – колокольный звон. В церквях появились колокола, заменившие била – чугунные полосы, по которым ударяли молотком.

Отрасль литья колоколов – высокое и тонкое искусство – художественное произведение.

Колокола – важная рольне только в культовом обиходе, но и в гражданской жизни Великого Новгорода. Большой вечевой колокол являлся символом гордой независимости и величия «вольного города». Поэтому одним из первых актов завоевания Великого Новгорода, московским царем Иваном III, было снятие и увоз этого колокола.

Так в конце XV в. – важнейшие культурные завоевания Новгорода были усвоены Москвой, которая в этого времени становилась основным центром всей русской жизни.

 

Москва XV в.

В XV в. Московская Русь – от Рязани до Поморья, от Урала до Новгорода и Пскова.

С XIV в князья раздробленных феодальных владений начинают собираться под властью Москвы.

1. Рост ремесла и торговли, 2. необходимость совместной обороны от захватчиков и поработителей.

1380г. – Дмитрий Донской (Куликовская битва) – победа над татарскими ордами.

1480г. – Иван III – сокрушительный удар по татарам.

Куликовская битва – подъем национального сознания. Поэма «Задонщина» (прямое подражание «Слово о полку Игореве»).

Рост государственного самосознания выражается в песенном творчестве.

К XVI в. – формирование и широкое развитие жанра исторической песни. Песня «Про татарский полон», песни об Иване Грозном – самовластном, но справедливом (о его семье, об отношениях с боярами и т.д.; о взятии Казани).

Жанр исторической песни явился завершением былинного песенного творчества, правда повествовалась без прикрас и фантазий (былинных).

Москва – центр литературы, науки и архитектуры (строительство Кремля, Успенский собор, Грановитая палата. Мастера из Пскова, Новгорода, Ростова, Суздалья и др. городов славившихся зодчеством. Собор Василия Блаженного (в честь покоренной Казани). Мастера из Италии – изящество и утонченность эпохи Возрождения.

Литература – объединение и синтез всего основного достояния русской письменности. При Иване Грозном (устранение существующих разногласий и противоречий между отдельными редакциями тех или иных книг, самой манере и приемах словесного изложения). Появление на Руси первых печатных книг (высокохудожественное оформление). Книгопечатание – достигнуть единообразия, избежать искажений и произвола при переписке писцами.

1.Летописный свод - название «Лицевой свод».

2.«Сборник религиозных чтений о житии святых».

Музыка. Аналогичные мероприятия. Иван Грозный – широкая образованность, разнообразие культурных интересов и знаний, ценитель и знаток церковно-певческого искусства.

Весь круг песнопений православной церкви подвергается систематизации и пересмотру.

В XV в. – «Обиход», т.е. собрание основных употребляемых песнопений.

Вопросом искусства – государственное значение.

«Стоглавый собор» (100 глав) в 1551г. – программа о иконописном и церковно-певческом искусстве – единый образ в росписи монастырей и церквей (за основу иконопись Ан. Рублева), осуществлялся государственный и церковный контроль за церковной службой .

Церковная служба – «чинно и немятежно». Обучение певческому искусству в школах и училищах, учреждаемых на дому у грамотных дьяков.

Исключительная пышность и блеск – быт московских князей. Новое высокое положение (единственные христианские владыки) – выражение во внешнем церемониале. Церковное пение – большая роль при дворе.



Дата добавления: 2020-04-12; просмотров: 566;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.018 сек.