Хоровое искусство. Характерные черты и особенности хорового пения.
I.Пение было издавна потребностью души человека к самовыражению.
Высшая форма пения – хоровое искусство являлось выражением именно славянского национального характера, и было национальным достоянием славянских народов.
Если в Европе играл орган, развивалась инструментальная музыка, то Россия всегда пела.
В течение многих столетий хоровое пение было тем основным путем, по которому шло развитие музыкальной культуры русского, белорусского народа.
К.Б.Птица «Хоровое искусство подлинный первоисточник и незаменимая основа свей музыкальной культуры».
Музыкальное искусство 17-19 вв. оставило нам громадный пласт хоровой культуры.
Наши предки рассматривали хор как один из инструментов духовного совершенствования славянской нации. Сегодня это один из видов искусства, способный поддержать нас духовно и нравственно.
П.Г.Чесноков: «Хоровое искусство является одним из проявлений человеческой культуры», подтверждают неоспоримую ценность этого массового певческого народного творчества.
II.Хоровое искусство имеет свои характерные черты:
1. ДОСТУПНОСТЬ (каждый человек может петь).
Благодаря этому оно привлекает к активному музыкально-художественному творчеству самые широкие слои населения.
В.Я.Шебалин: «Хоровое пение является такой формой массового музицирования, через которую широкие слои населения соприкасаются с пением не в процессе слушания, а непосредственно участвуя в нем».
В крупных музыкальных формах, как и в литературе (поэты, писатели) – большие идеи.
Не сразу удается постичь их смысл и глубину. Нужна последовательность, промежуточные формы:
в литературе – новеллы, очерки, несложные рассказы;
в музыке – народные хоровые песни, небольшие инструментальные пьесы, вокальные произведения.
Нельзя начинать с «Войны и мира» Толстого, «9-ой» симфонии Бетховена.
А.В.Свешников: «Хоровое пение выполняет грандиозную задачу. Как нечто другое оно в состоянии в огромных масштабах подготовить настоящих ценителей музыки. Когда произведения русской и зарубежной классики станут ближе и понятнее».
2. КОЛЛЕКТИВНОЕ НАЧАЛО – коллектив творческих единомышленников. Успех зависит от каждого в отдельности и от коллектива в целом. Двуединая задача вокально-хорового обучения – научить петь индивидуально и одновременно научить петь в ансамбле.
Чем выше вокально-техническая оснащенность общая и музыкальная культура, художественный вкус каждого участника хора, тем больше возможностей для достижения высоких художественных результатов открывается у хорового коллектива в целом.
Творческий коллектив – может жить и творить только при условии, если всех участников объединяют общие цели и задачи. Это не означает, что у каждого хориста не может быть личных интересов. Но личный интерес, личная заинтересованность в искусстве не должен противостоять успеху, интересу всего коллектива.
Искусство слушать партнера, умение соподчинить свое исполнительское «я» с художественной индивидуальностью другого отличает ансамблиста от солиста (динамика, дикция, формирование гласных – единая манера) – все навыки в процессе работы «чувство локтя».
СВЯЗЬ СО СЛОВОМ.
Текст делает более конкретными и определенными мысли, выраженные в музыке, она же, в свою очередь своей образной и эмоциональной стороной усиливает воздействие слов.
Приступая к сочинению музыки, композитор стремиться по-своему выразить основную мысль и содержание текста.
В.Минин: «Музыка, связанная со словом это разговор с людьми. Хор выходит на концертную эстраду не для развлечения, а для серьезного, глубокого разговора».
Известны случаи, когда на прекрасный текст писалась плохая музыка и наоборот, поэтому осмысление ценности текста имеет и степени взаимопроникновение музыки и слова. Имеет исключительную важность значение для максимальной реализации выразительных, эмоциональных драматургических возможностей, заложенных в них.
Синтетический характер хоровой музыка, оказывает влияние не только на содержание, форму, строение сочинения, но и на исполнительское интонирование. Взаимодействие законов музыкальной формы и закономерностей поэтической речи.
Анализ литературного текста в хоровом произведении должен быть двусторонним – образно-смысловой и конструктивный.
Ритмическая организация текста в большинстве случаев опирается на тенденцию сохранения в стихах одинакового количества главных ударений, которые подчиняют себе другие ударения, а также безударные слоги и слова, создавая своеобразные ритмико-смысловые группы.
Чередование ударных и безударных слов.
1. Силлабическая система (XVIII в.) – сохранение одинакового количества слогов в стихах, которые в большинстве случаев объединены парной рифмой, и более или менее сходным расположением ударений внутри строк.
2. Тоническое стихосложение – отсутствуем присущая силлабическому стихосложению равносложность (в былинах, причитаниях и других фольклорных жанрах, Асеева и др. поэтов).
3. Силлабо-тоническое стихосложение (наибольшее распространение XIX-XXвв.) учитывается количество слогов так и количество ударений и место их расположения.
Основных размеров 5. По числу слогов, составляющих стопу, называют двухсложными и трехсложными.
Ямб – двухсложный: U —
Хорей – двухсложный: -- U
Дактиль – трехсложный: — U U
Амфибрахий – трехсложный: U —U
Анапест – трехсложный: U U —
Чтобы определить размер нужно проследить порядок чередования ударных и безударных слогов на протяжении нескольких строк.
Дата добавления: 2020-04-12; просмотров: 1108;