Социологический аргумент: экзогенный характер рациональности


Социолог Альфред Щюц рассматривает рациональность в контексте повседневного поведения людей на рынке28. Он соглашается с тем, что принципы рациональности могут лежать в основе взаимной интерпретации индивидами своих действий. Так, рациональное взаимодействие предполагает, что индивид рационально интерпретирует действия окружающих и рационально реагирует на них. Однако рациональное взаимодействие возможно лишь в рамках социально однородных групп, образованных индивидами, близкими по своим характеристикам к homo oeconomicus. В повседневной же жизни, в том числе в ходе рыночных сделок, однородность участников взаимодействия достигается редко, и они вынуждены искать иные способы согласования своих действий29.

Так, в основе повседневного взаимодействия лежит не рациональное, а обоснованное действие30. Оно предполагает, что индивиды могут понять намерения друг друга с помощью обращения к житейскому опыту. Именно житейский опыт и здравый смысл, а не модель рационального выбора чаще всего позволяют индивидам построить достоверные предположения о действиях окружающих. Рациональное действие, безусловно, лежит в основе здравого смысла, но не исчерпывает его. По мнению Щюца, модель рационального действия вменяется индивидам исследователями ввиду ограниченности информации о том, что понимается под здравым смыслом в той или иной сфере повседневности, в той или иной социальной среде. Для них легче постулировать универсальный характер частного случая, рационального действия, чем действительно рассматривать весь спектр возможных обоснований действия и вариантов интерпретации. Иными словами, рациональное действие приписывается индивидам для объяснения их действий внешним наблюдателям и построения формальных моделей31, хотя чаще всего сами индивиды не ограничиваются моделью рационального выбора, объясняя себе поведение других и объясняя другим свое собственное поведение.

Попробуем и мы разграничить "научную" и "повседневную" рациональность, ведь только последняя может быть названа нормой поведения индивидов. Другой социолог, Гарольд Гарфинкель, предлагает провести границу между рациональностью как нормой и рациональностью как моделью поведения с помощью следующей классификации элементов рациональной деятельности32:

1) типологизация и сравнение ситуаций;

2) определение допустимой ошибки при построении типологии;

3) поиск средств для достижения целей;

4) анализ альтернативных планов деятельности и возможных последствий;

5) определение условий, при которых каждая из альтернатив будет реализована;

6) определение периода времени, неооходимого для принятия окончательного решения;

7) предсказание развития ситуации;

8) определение процедуры принятия решения;

9) осознание того, что любое решение предполагает выбор;

10) осуществление выбора на основе информации и накопленного опыта;

11) достижение соответствия выбора целей и средств принципам формальной логики;

12) достижение семантической четкости принятых решений, соответствия используемых терминов общепринятым;

13) достижение ясности и однозначности принятых решений;

14) соответствие определения ситуации научному знанию.

Элементы 1-10 относятся к рациональности как норме повседневной деятельности индивидов, тогда как элементы 11-14 применяются при научном моделировании рационального поведения. И вовсе необязательно требовать от индивида выполнения всех 14 критериев, для обеспечения рационального взаимодействия достаточно соответствия его поведения первым десяти.



Дата добавления: 2016-06-22; просмотров: 2301;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.