ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИСКУССТВЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 20 в.
Искусство ХХ в. проходит принципиальную новую стадию, которую можно определить как разомкнутое, открытое, неклассическое восприятие мира. Стилевые формы искусства ХХ в. многоликие, парадоксальные. Происходит ориентация на эстетику человекознания – познания сущностных принципов человеческого бытия. В художественном творчестве заметен разрыв с предшествующими тенденциями искусства, но это не означало становления нового стиля, а мозаичной формулы художественных поисков. Художественные процессы в начале ХХ в (как и в последующем) развивались не последовательно, как это было ранее, а параллельно и при этом рассматривались как равноправные. Именно все многообразие течений ХХ в. и создает собирательный портрет человека ХХ в. Возникает новое чувство жизни, новое чувство времени, приводящие к рождению нового качества интеллекта. Возникает также кризис веры в рациональное устройство мира, что привело к смене собственно художественного видения мира. Прежде классическая картина была выстроенным рассказом, в котором показывалось как живут и действуют персонажи. Художник стремился сделать их живыми. Постепенно классически реалистические персонажи растеряли всю свою определенность и детализацию. Доминантой нового искусства выступает нечто расплывчатое и неуловимое, неопределимости самой жизни. Это уже не очерченные персонажи, а некие иллюзии, фантомы (Мунк, «Крик»). Точно прорисованные персонажи уже не способны вобрать в себя всю современную психологическую реальность. Психологический элемент освободился от предметности, с которой раньше был слит и стремится к самодостаточности. Своеобразие новой фазы художественного творчества состоит в том, что она подвергла ревизии все предшествующие представления о возможностях и предназначении искусства.
Одним из первых таких протестов против традиционного искусства стало направление фовизма (пер. «дикие»)(1905-1907) – эстетический протест против традиций 19 в., т.е. независимость искусства от природы – все решает чувство художника, смелое использование цвета, применение несмешанных красок («Женщина в шляпе», «Портрет с зеленой чертой» А. Матисса), плоскостное изображение, отсутствие объемов. Высший смысл искусства, по мысли лидера направления Анри Матисса, в том, чтобы доставлять наслаждение человеку и приносить ему успокоение от чрезмерно динамичной жизни.: «Красные рыбки» А. Матисса (1911) - это праздничный мир, мир покоя, параллельный реальному, позволяющий человеку отрешиться от будничной суеты – «Творить – значит выразить то, что в тебе есть» - А. Матисс, открывать истинную ценность привычных вещей. Т.О. фовисты исповедовали эмоционально-колористическую живопись, утвердив «живопись без правил». Представители фовизма: Альбер Марке («Мост Сен-Мишель в Париже»), Морис Вламинк «Красные деревья»), Андре Дерен «Просушка парусов»).
Экспрессионизм(пер. «выражение» - своих эмоций, своего «Я») – (с 1905-1940-е гг) – это отклик на острую социально-политическую ситуацию первой пол. 20 в., протест против хаоса бытия надвигающегося на природу и человека. Возникло в Германии в 1905 г. Дрездене. Немецкий художник Эрнст Людвиг Кирхнер , возглавивший группу «Мост». Для этого направления характерно: отказ от иллюзии пространства, плоскостное изображение, деформация фигур и предметов, мистико-пессимистическое настроение, повышенная напряженность цвета, дисгармоническое его звучание (влияние фовизма). Представители: Э. Мунк, Эмиль Нольде, Эрих Хеккель, Карл Шмидт-Ротлуфф и др. Идеологом Э. стал Эмиль Нольде, творчество которого было «криком времени»: декоративная форма его картин и живой колорит насыщались трагической, даже пессимистической мыслью, остротой переживания. Центральной его картиной является «Крик» - в центре фигура с широко раскрытым от ужаса ртом, напоминает призрачное видение, ментальное тело; на небе - красные облака, цвета которых просто разрываются от крика. Стремительная перспектива моста и зигзагообразные линии, заполняющие пейзаж, вносят в картину дискомфорт, воплощают звуковые вибрации. Мотив моста – знак перехода духовного рубежа, требующего от человека полного сосредоточения душевных сил, внутренней концентрации, словно смыкают прошлое и настоящее.
Эрнст Людвиг Кирхнер в своих работах создал панораму берлинского общества того времени («Уличная сцена. Берлин 1913», «Красная башня в Хале») с яркостью тонов, деформацией и экспрессией контуров. Его «Автопортрет в солдатской форме» (1915) – острое социальное обличение, вопрос о взаимоотношении творца и общества. Его изувеченная правая рука, прижатая к сердцу свидетельствует не о собственном ранении, а о надломе, произведенном войной в сознании человека, об отуплении чувств и эмоций, бессмысленности бойни, физических и душевных страданиях.
Эмиль Нольде «Невольник» (Узник), 1912 – автор стремиться выразить внутреннее состояние человека; его лицо-маска, но это не обманчивая личина, а обыденное выражение лица как невольника своей жизни. Он не знает, что ему делать, как жить в жестоком мире. Он – невольник своей жизни.
Отто Дикс в своих произведениях отражает душевные и физические раны немецкого общества, абсурдность, карикатурность изображения, парадоксальность бытия. Излюбленные темы – социальная сатира, обличение насилия. После прихода к власти в Германии нацистов (1933) он – профессор Дрезденской Академии художеств был арестован и посажен в тюрьму (его картины были признаны «дегеративными»), а после освобождения в 1935 г. – эмигрировал в Швейцарию. «Война» - изображение искореженной войной природы, человеческих останков, кусков колючей проволоки – все это натуралистически (он был лидером в 1920-х гг движения «новая вещественность», отличавшееся объективной констатацией в разоблачающих картинах) показанное слепое безумие битвы, дана беспощадная характеристика войны, передано чувство гнева и беспокойства художника. «Поклонение красоте» - гротескная фантазия с жесткой точностью деталей и беспощадностью характеристик. «Большой город» - «триптих», в центральной части которого изображена сцена в ресторане с экстровагантными посетителями – острохарактерные портреты современников, а в других частях – впечатляющее свидетельство обстановки в Германии 1920-х гг : калеки, проститутки, псевдоклассические архитектурные декорации – все это производит впечатление пронзительной тревоги. «Семь смертных грехов» (1933 - в год прихода Гитлера к власти) – картина-карикатура на диктатора, которых запечатлен как участник карикатурного шествия в виде нерешительного подростка верхом на старухе-зависти, персонаж в костюме скелета, угрожает всем участникам шествия смертельным исходом.
Георг Гросс – пророческая и язвительная трактовка отдельных образов, предвосхитил в своих картинах грядущее зло нацизма, милитаризации, проблемы нищеты, безработицы, жажды политического реванша. Один из лидеров движения «новая вещественность», однако его произведениям была свойственна большая социальная направленность. «Серый день» (1921) – утро на окраине Берлина, образ послевоенного общества Германии, где главный герой – чиновник по раздаче пенсий инвалидам, элегантный, очки-пенсне. Образ бюрократа отождествляется с папкой, зажатой под мышкой, в которой и кроется сущность его деятельности. Кирпичная стена безразличия за его спиной символически отделяет его от калеки, который и должен получить социальную помощь. За углом – спекулянт с черного рынка, словно тайный режиссер этого мерзкого спектакля. Слева рабочий, у которого отсутствуют черты лица, спешит на смену. «Столпы общества» (1926) – образы кошмарных «Столпов общества», на которых в скором будущем будет опираться нацизм: крупный промышленник, возвысившийся после Первой мировой войны; неутомимый читатель газет, не осознающий, что его голова накрыта ночным горшком; румяный толстяк; венчает пирамиду священник, за которым проглядывает истинное лицо этого общества – безжалостная военщина.
Футуризм (пер. будущее) (1910-20 –е гг), возник в Италии. В «Манифесте футуризма», написанном Филиппо Маринетти, говорится, что Ф. принимали будущее с энтузиазмом, поэтому предпочитали выражать динамику современной жизни с помощью порывистых, хаотичных и разнонаправленных линий, вибраций, оптических эффектов, резких цветовых контрастов. «Храбрость, дерзость, бунт» - лозунг Ф. В «Манифесте» говорится: «до сих пор литература воспевала задумчивость, мы же хотим воспевать бессонницу, оплеуху, удар кулака. Восстать против слов «гармония», «хороший вкус». Аши чувства нельзя шептать, мы хотим, чтобы они звучали фанфарами. Отныне жар куска стали возбуждает в нас страсть сильнее, чем улыбка или слезу женщины»
Программным произведением Ф. является картина Умберто Боччони «Смех», написанная по цитате из «Манифеста»: «футуристический смех омолодит лицо мира»; «Состояние души».
Джакомо Балла «Девушка на балконе», «Полет ласточки», «Дог на поводке» - разложение движения на составные элементы, чтобы показать динамику жизни. Джино Северини «Автобус», «Санитарный поезд», «Воспоминание о путешествии» - отдельные фрагменты тех картин, которые мы видим из окон автобуса, поезда или наших воспоминаний. Луиджи Руссоло «Восстание» - люди, словно тени, врываются клином в темные глазница домов, неся собою свет.
Кубизм, возн. В 1907 г. Начинается с картины П. Пикассо «Авиньонские девицы»: деформированные, огрубленные формы, без каких-либо элементов светотени, перспективы; налицо разложение объемов на плоскости. Сказалось влияние творчества П. Сезанна. Вторым родоначальником кубизма стал Жордж Брак. В кубизме изображение предметного мира представлено в виде комбинаций геометрических фигур (куба, шара, цилиндра – элементарных «первичных форм»). Кубисты конструируют формы на плоскости, расчленяют реальные объемы на геометрические тела, сдвинутые, пересекающиеся друг с другом. Аскетичность цвета, элементарные мотивы.
Сезановский период (1907/09) – геометризация форм, подчеркнутая предметность мира. Полотно раскладывается на поверхности, объемы дробятся – Ж. Брак «Дома в Эстаке»
Аналитический период (1910/12) – плоскость предмета раскладывается на малые грани, которые отделяются друг от друга, пересекаются и т.д. П. Пикассо «Портрет Воллара», Ж.Брак «Натюрморт со скрипкой».
Синтетический период (1912/14) – декоративность, фактурные эффекты, коллаж, присыпки и т.п. Ж. Брак «Натюрморт на столе» и др.
Абстракционизм (лат. «отвпеченный») – беспредметное искусство, отказ от изображения реального предмета, сугубо субъективные тенденции, имеет наднациональный универсальный характер. Возник в 1913 г. параллельно сразу в трех направлениях:
- Геометрический (рациональный) или Неопластицизм (название книги и самого направления, данное Питом Мондрианом) – отрицание социальных, эмоциональных, эстетических сторон художественной деятельности; отсутствие содержания, плоскостной характер изображения, а часто и просто схематизированное, конструктивное, отвергающее декоративность. Пит Мондриан открыл путь к функциональности Баухауза. «Композиции», «Бродвей Буги –вуги» - черные полосы и квадратики придают композиции ощущение ритма движения.
- Абстрактный экспрессионизм Василия Кандинского, новые наджанровые формы, в которых выразились его произведения – «импрессии»: впечатление от эффекта видимой натуры; «импровизации»: передача внутреннего впечатления художника с значительной долей фантазии и интуиции; «композиции»: высшая форма откровения художника, передача «музыки сфер». Кандинский создал теорию о психологическом воздействии цвета на человека: красный – вызывает душевную вибрацию (огонь); светло-желтый ассоциируется с кислым лимоном; зеленый – нейтрален; белый – безмолвие; черный – цвет мертвого ничто, который наступит после угасания солнца; синий – небесный цвет (флейта); синий – виолончель, орган. «Композиция №7» - пульсирующее цветовое марево, которое выражает внутреннее видение художника, внутренний звук. Рационально постигнуть это невозможно. Картина абстрактного экспрессионизма – это «дух, ведущий в царство завтрашнего дня» и может быть понята только чувством.
- Супрематизм К. Малевича (пер. превосходство, главенство) – освобождение живописи от предметности, сюжета, смысла, содержания. Это «абсолютное», «чистое искусство» и начало нового искусства. С. прошел три этапа: черный, цветной – «Красный квадрат» и белый («белое на белом». На первой футуристической выставке картин «Трамвай В», в марте 1915 г., на которой Малевич представил 16 алогичных картин («Авиатор» и др.). С. Малевича родился именно из его алогичных картин, т.е. работы которые автор объединил под условным названием «заумный реализм», это означало, что Малевич видел свою цель в прорыве к реальности, лежавшей за пределами предметной иллюзорности. Еще в 1913 г. М. работал над декорацией для футуристической оперой Мих. Матюшина «Заслоняя солнце». «Полное затмение» произошло в его историческом «Черном квадрате на белом фоне», где солнце как явление природы, было замещено, вытеснено тьмой. Он выставил его в 1915 г. на выставке «0,10», где осуществил свою идею свести все к 0, а потом шагнуть за 0, т.е. в беспредметность. Предмет отсутствует, а превосходит цвет и остается «чистое» ощущение, освобожденное от какой-либо связи с реальностью. «Черный квадрат» явился в мир,- писал Малевич,- чтобы спасти его, покончив с обыкновенной привычной (т.е. фигуративной) живописью». Ведущей силой мира теперь является мысль, разум. Супрематизм ведет в век, где человек и техника сольются в единое целое.
Дадаизм (1916/1921) – Цюрих, «Кабаре Вольтер», который был театром, концертным залом, литературным клубом, художественной галереей Здесь нем. писатель Гуго Баль, фр. поэт Тристан Тзара, исп. Художник Хуан Миро, швейц. худ. Пауль Клее, создали новое направление в искусстве – Д. В «Манифесте Дада» (1918) провозглашался агрессивная антиэстетичность, отказ от традиционных ценностей общества: религии, морали, красоты; фундировался идеал Свободы. «Для нас нет ничего святого, мы все оплевываем и представляем чистый нигилизм…» Д. против бесчеловечной войны, но никто из дадаистов не имел никаких идеалов, это был протест индивидуалов. С дадаизмом были связаны Хуан Арп, Франсис Пикабиа, А. Бретон, Ф. Супо, П. Элюар, Макс Апр, Мэн Рэй, Марсель Дюшан. Дадаисты использовали приемы кубистов, футуристов, абстракционистов. Устраивали яркие театрализованные представления, в атмосфере абсурдности и эпатажа. Дада принадлежит первенство применения «автоматического» письма: художник отвлеченно водил кистью по бумаге и случайно возникали линии, пятна, напоминающие некие образы, изменяющиеся при последующем движении руки. Большую роль в становлении дадаизма как авангардного искусства сыграла выдвинутая Марслем Дюшаном концепция «ready made» (готовых вещей) – предметов ширпортреба, волей художника произведенных в ранг произведений искусства. Давая предметам новые названия и помещая их в экспозицию, Дюшан заключал, что искусство – это не мастерство, когда художник на холсте создает иллюзию пространства, а прежде всего идея, которая может быть заключена в готовом объекте – «Фотан», «Сушилка для бутылок», «Композиция с велосипедным колесом, укрепленным на табурете» и др.
Сюрреализм (1924/40-е гг, Франция) – «Манифест Сюрреализма» Андре Бретона: «любовь, красота, бунт» лозунг С., характерен антирационализм, субъектививзм, влияние психоанализа З. Фрейда; метод «автоматического письма» и «свободных ассоциаций». «Эстетика С. – это как случайная встреча швейной машины и зонта на анатомическом столе», т.е. красота заключается в с асом принципе коллажа, позволяющего сопоставлять рядом логически несвязуемые между собой образы. С. использовали различные приемы: от подробного копирования реальности, доходящего до фотографической точности, до изображения фантастический реалий и абстракций, изобрели много игровых «автоматических» техник в живописи: фроттаж (М.Эрнст), дриппинг (Д. Полок), граттаж (Э. Франчес) и др. Самый известный сюрреалистический прием – т.н. «паранойя-критический метод» С. Дали как противоположный «пассивному» автоматическому письму – объективизация бредовых ассоциаций и интепретаций: «Постоянство памяти», «Сон», «Предчувствие гражданской войны» и др. Представители: Рене Магритт, Ман Рэй, Хуан Миро и др.
Дата добавления: 2016-06-22; просмотров: 4067;