Комплексно-ориентированные модели теоретического обоснования социальной работы

Рассмотрим, однако, с о б с т в е н н о - к о м п л е к с н ы е модели теоретического обоснования социальной работы. К ним мы относим прежде всего когнитивную, социально-педагогическую и виталистскую модели.

Все более известной становится к о г н и т и в н а я (познавательная) модель теоретического обоснования социальной работы. Строго говоря, при оценке данного подхода к теоретическому обоснованию социальной работы следует говорить о целом ряде когнитивных теорий, которые заявили о себе в последние одно-два десятилетия, в первую очередь благодаря работам X. Гольдштейна [40, 41, 42], который не только предложил свой вариант когнитивной теории, но и активно пропагандировал иные.

Все они при известном тяготении к психолого-ориентированным моделям теоретического обоснования социальной работы в главном являются комплексными, опирающимися на междисциплинарный взгляд при понимании природы социальной работы. И это при всем том, что когнитивная теория в целом занимается человеческим мышлением, его влиянием на поведение человека, решением индивидуальных и социальных проблем человека.

Когнитивная теория сочетает психосоциальные, социологические, поведенческие и социальные элементы в подходе к осмыслению и решению проблем социальной работы. Представляя развитие рационального мышления человека в отношении защиты им своих индивидуальных и социальных интересов через оптимальное поведение, когнитивные теории ориентируют клиента и соционома не только на изменение себя, адаптацию к среде, но и на совершенствование последней, оптимизацию своего социального окружения.

Обычно в рамках когнитивного подхода выделяются несколько важнейших моментов, составляющих его главную особенность:

1. Люди могут быть лучше всего поняты, когда они ищут или стремятся к определенной цели, преодолевая препятствия в личной и общественной жизни.

2. Люди создают спои собственные модели действительности в соответствии с тем, что они узнали, поняли.

3. Человек приобретает уверенность в жизни посредством адаптации к социальным реальностям, в процессе которой они изменяют эти реальности, изменяясь сами.

4. На процесс адаптации человека и среды воздействует воспринимающее Я - наше представление о себе, а также способ его воздействия на характер восприятия и др.

Таким образом, когнитивный подход, ориентируясь на рациональные аспекты поведения человека и обустройства среды его обитания, подходит к решению задач социальной работы более или менее комплексно. При этом делается акцент на рациональные аспекты индиви

дуальной субъектности личности, что нередко побуждает относить эту модель теоретического обоснования социальной работы к психологоориентированным или социально-педагогическим.

Существенно значим и весьма показателен с о ц и а л ь н о - п е д а г о г и ч е с к и й подход к обоснованию теории социальной работы. Оценивая специфику социально-педагогического подхода к теоретическому обоснованию социальной работы, следует иметь в виду, что в России в начале 90-х годов активизировалась дискуссия о соотношении социальной педагогики и социальной работы, соответственно и об объекте и предмете, методах той и другой наук. Акценты в этой дискуссии оказались расставленными в диапазоне от фактического отождествления социальной педагогики и социальной работы до их противопоставления как наук, различных отраслей знания и даже - как науки и практики.

Между этими крайностями расположились не менее категоричные утверждения о том, что социальная педагогика - это часть социальной работы либо, наоборот, социальная работа - часть социальной педагогики. В большинстве случаев, однако, констатируется как сходство, так и различия между социальной работой и социальной педагогикой [58, 59].

Социальная педагогика чаще характеризуется как наука, исследующая влияние социальных факторов среды на социализацию подрастающего поколения, разрабатывающая и реализующая эффективную систему мероприятий по оптимизации воспитания на уровне личности, группы и территории с учетом конкретных условий социальной среды. Она ориентирует человека в мире социальных ценностей, помогая ему адаптироваться к определенной среде обитания,

Определяя специфику социально-педагогической модели социальной работы, следует учитывать тот факт, что социальная педагогика как наука, предмет преподавания и отрасль педагогической практики ставит перед собой задачу многоуровневой социализации подрастающего поколения, населения в целом. Но она - не только адаптация личности к условиям социальной среды, но и участие в преобразовании этой среды с учетом решения педагогических проблем.

С этой точки зрения можно выделить два взаимосвязанных момента в развитии социальной педагогики - социализация и ресоциализация личности, с одной стороны, и педагогизация окружающей среды, т.е. собственно социальная педагогика как педагогика, нацеленная на преобразование социальных отношений, среды обитания личности. При этом она учитывает необходимость компенсации негативного влияния среды путем создания альтернативных институтов. Возможна и оценка влияния возникающих институтов социализации с целью их педагогической коррекции, укрепления и повышения социального здоровья населения.

Такой подход к социально-педагогическому осмыслению социальной работы предполагает включение в нее, как минимум, двух типов социальных педагогов. Один из них призван решать задачи социализации и ресоциализации на уровне личности, другой - на уровне влияния в этих

3. Теория... 33

процессах социальных компонентов среды, выделения системообразующих факторов, способствующих или препятствующих социализации и ресоциализации с учетом требований морали и социальных ценностей, потребностей практики общественного развития. Таким образом, оказывается доминирующим именно комплексный подход в обосновании моделей социальной работы в контексте социально-педагогической традиции ее рассмотрения,

В и т а л ь н о - о р и е н т и р о в а н н у ю модель комплексного осмысления социальной работы мы рассматриваем как одну из наиболее эффективных. И не только потому, что она дает хорошие основания для опоры на специфически акцентированные теории социальной работы, но и в силу использования генетического подхода к жизнеосуществлению человека как биосоциального существа, эволюция, поддержка жизненных сил которого составляет объект забот социальной работы [60, 61]. Концепция жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности человека как теоретическая модель комплексного видения социальной работы при этом играет узловую роль.

Конечно, имея в виду давнюю традицию существования различных школ витализма4, их борьбы, достижений и неудач, следует учесть опасность дробления теоретических оснований данной модели комплексного осмысления социальной работы [62, 65, 64]. Это требует принятия за исходные ряда положений, которые позволяли бы, по крайней мере в рамках принятого подхода представлять рассматриваемую модель теоретического обоснования социальной работы непротиворечиво.

Во-первых, констатируем важность трактовки человека как биосоциального существа, обладающего способностью творчески отражать объективную реальность и творить ее в соответствии с идеальными моделями, а также располагающего и в определенной мере использующего различные системы социокультурных символов, информации (науки, морали, искусства, религии, права и т.д.). При этом всегда сохраняют свое фундаментальное значение естественные биофизиологические основы жизни человека.

Во-вторых, отметим факт формирования и осуществления жизненных сил человека в процессе удовлетворения потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования, развития этих потребностей от поколения к поколению в конкретной социальноисторической среде обитания людей,

В-третьих, подчеркнем факт постоянного сосуществования и взаимодействия определенного жизненного пространства и жизненных сил человека, живущего в конкретных исторических условиях.

4 В текущем столетии витализм традиционно характеризуется как идеалистическое направление в биологии, объясняющее специфику жизненных явлений присутствием в живых телах особых нематериальных, непознаваемых сил [65]. Данная точка зрения сегодня обычно подвергается критике. Зачатки такого понимания проблемы, как правило, относят к древности - идеям Платона о бессмертной душе, "психике" Аристотеля - о существовании особой нематериальной силы, "энтелехии", управляющей явлениями живой природы.

В-четвертых, существенно важно иметь в виду сосуществование различных уровней организации жизненного пространства и жизненных сил человека - от индивидуального, семейного и группового до регионально-государственного и международного.

Наконец, в-пятых, нельзя не учитывать сосуществование и взаимодействие духовных и материальных сил, которыми располагает человек, материальную, предметно-вещественную и духовно-культурную среду обитания людей, их способность к экстрасенсорике, включенность в биоэнергетический обмен, осуществляющийся в природе.

Жизненные силы человека понимаются нами в качестве его способности к воспроизводству и осуществлению жизни как биосоциального существа, способности к эффективному удовлетворению потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования во всех сферах жизни общества, уровнях его организации. Жизненные силы человека представляются как единство индивидуальной и социальной субъектности. Индивидуальная субъектность понимается как способность человека удовлетворять и развивать свои многообразные потребности индивидуально-личностными средствами. Социальная субъектность трактуется в качестве способности людей удовлетворять и развивать свои интересы и потребности с помощью социальных институтов, учреждений и организаций общества. При этом индивидуальная и социальная субъектность рассматриваются и в контексте различий служения человека достижению индивидуальных и общественно значимых, коллективных целей, определенных смысложизненных ориентации, индивидуальной и социальной поли человека к достижению этих целей.

Социальная работа в этой связи понимается как процесс, деятельность по содействию оптимальному формированию, осуществлению и реабилитации жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности человека. Это позволяет рассматривать ее в единстве структурной и психосоциальной работы, во взаимопересечении традиций психолого-ориентированных и социолого-акцентированных теорий социальной работы. Иначе говоря, комплексный подход к социальной работе и здесь является доминирующим.

На этой основе разрабатываются стратегические направления социальной работы, корректируется взаимодействие, сопряжение различных ее технологий, формируются новые практико-ориентированные подходы в социальной защите жизненных сил, благополучия людей. Очевидно, однако, что всеобъемлющая разработка и реализация такой модели социальной работы по многом пока - дело будущего.

Модель практической деятельности в рамках данной концепции связывается прежде всего с решением следующих задач: во-первых, с преодолением обостренной реакции клиентов на негативные оценки своих возможностей преодолевать трудности обеспечение способности клиента видеть себя вполне готовым практически решать (участвовать в решении) своих проблем; во-вторых, с локализацией и упразднением блоков торможения позитивного развития ситуации клиента, усиления

поддержки успешного решения его проблем; в-третьих, следует учесть необходимость повышения информированности, осведомленности клиента по поводу возможностей решения его проблем, прежде всего - о нравах, создающих основу для этого; в-четвертых, решается проблема убежденности клиента в способности социального работника оказывать нуждающимся реальную помощь. Наконец, в-пятых, принципиальное значение имеет достоверная оценка развитости умений клиента индивидуально-личностными и социальными средствами удовлетворять и развивать свои интересы и потребности, а также определение соответствующих стратегий деятельности социальных работников.

В рамках р а з р е ш а ю щ е й модели социальной работы обосновываются следующие роли социономов:

консультация по ресурсам, "привязка" клиентов к ресурсам оказания помощи, создание условий улучшения самооценки клиентов, их способностей решать свои проблемы;

помогать клиентам приобретать знания о себе, о социальном устройстве окружающей среды;

социальный работник выступает как учитель и воспитатель, наставник, способный обучить клиента навыкам решения проблем, определенной практической деятельности.

Разрешающая модель в целом ориентируется на использование специфических методов социальной работы, имеющих целью ослабить или упразднить отрицательные оценки и условия разрешения проблем клиентов из числа тех, что формируются влиятельными группами в обществе по отношению к отдельным его членам и слоям. Особенно полезным бывает обращение к данной модели в работе с семьями, группами по интересам. Это существенно расширяет возможности учреждений социальной работы, где определен профиль деятельности, заданы некоторые функции.

Литература

1. Theories of social casework / Ed. R. and R.I I. Nee. Chicago, 1970.

2. Social work trеatmеnt: Interlocking theoretical perspectives / Ed. F.J. Turner. N.Y., 1986.

3. Hearn G. Theory-building in social work. Toronto, 1958.

4. Peine M. Modern social work theory. L., 1992.

5. Боханов А.И. Коллекционеры и меценаты в России. М., 1989.

6. Боханов А.И. Крупная буржуазия России (конец XIX-1914 г.). М., 1992.

7. Бурышкин П.А. Москва купеческая. М., 1991.

8. Предпринимательство на Алтае. Барнаул. 1993.

9. Растов Ю.Е. Труд на общественных началах как социальное явление. Барнаул, 1969.

10. Григорьев С.И. Социальный смысл безвозмездной деятельности советского студенчества. Барнаул, 1982.

11. Баранов Б Д. Социальное значение развития труда на общественных началах в период строительства коммунизма. Саратов, 1967.

12. Gilligan С. In a different voice: Psyshological theory and women's development. Cambridge. 1982.

13. Goldstein E.G. Ego psychology and social work practice, N.Y., 1984.

14. Поддерживающие системы и взаимопомощь: Полидисциплинарные исследования / Под ред. Дж. Каплан, М. Киллелся. Нью-Йорк, 1976.

15. Strean Н.S. Introduction // Social casework: Theories in action. N.Y., 1971.

16. Strean H.S. Psychoanalytic theory and social work practice. N.Y., 1979.

17. Ego psychology and dynamic casework / Ed. J.P. Howard. N.Y., 1957.

18. Forder A. Social work and systems theory // Brit. J. Social Work. 1976. N 6(1).

19. Whittaker J.K. Social treatment: An approach to interpersonal helping. Chicago, 1974; Carbarino J. Social support nаtworks: Informal helping in the human services N. Y., 1983.

20. Cangrade K.D. Western social work and the Indian world // Intern. Social Work. 1979. N 13(3).

21. Гайслер Г. Социальное обеспечение и развитие Африки // Прикл. соц. исслед. 1970 № 2 (2).

22. Leonard P. Towards a paradigm for radikal practice // Radikal social work / Ed. R Bailey and N. Braik. L., 1975.

23. Перреп А. Человеческие качества. М., 1985.

24. Тараткевич М.В. Человек и его потребности. Минск, 1989.

25. Социальные ресурсы и социальная политика / Под ред. Г.Г. Шаталина, В.Г. Гребенникова. М., 1990.

26. Леннеер-Аксельсон Б. Голоса мужчин. Барнаул, 1993. Ч. 1,2.

27. Кернер Г.. Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. М., 1991.

28. Bocock R. Psychoanalysis and social theory // Social work and the legacy of Freud: Psychoanalysis and its uses / Ed. G. Pearson. L., 1988.

29. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. Л., 1992.

30. Франка В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

31. Freedberg S. Religion, profession and politics: Bertha Capen Reynolds challenge to social work // Smith College Stud. Social Work. 1986. N 56(2).

32. Dominelli L. Anti-racist social work. L., 1988.

33. Теория и практика деятельности социальных работников и их подготовка в системе высшего образования. М., 1991.

34. Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт / Под ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г. Бочаровой. М.; Тула, 1993. Т. 1-2.

35. Григорьев С.И. Социология и социальная работа. Барнаул, 1991.

36. Сведнер X. Об организации социальной работы в системе обучения социологов в Швеции // Социальная работа: Теория и практика деятельности социальных работников и их подготовка в системе высшего образования. М., 1992.

37. Swedner H. People's wellfare and investigation of problems of life-provision. N.Y.. 1986.

38. Goldstein H. Cognitive theory and social work practice revisited //Social Service Rev. 1984. N 58(3).

39. Goldstein H. Social learning and change: A cognitive approach to human services. Columbia. 1981.

40. Goldstein H. Cognitive approaches to direct practice // Social Service Rev. 1982. N. 56(4).

41. Фрейд З. Я и оно. Л., 1924.

42. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1925.

43. Юнг К. Психологические типы. М., 1924.

44. Бернер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. М., 1991. 45. Леннеер-Аксельсон Б. Голоса мужчин, Барнаул, 1993. Ч. 1,2.

46. Rogers C.R. Client-centred therapy: Its current practice, implications and theory. L., 1951.

47. Rogers C.R., Strauss M. Rerson to person: The problem of being human. I., 1967. 48 Davis L.U. Role theory // Social work treatment: Interlocking theoretical approaches / Ed. F.J. Turner. N.Y., 1986.

49. Dominelli L., McLeod E. Feminist social work. L, 1988.

50. Hutten J.M. Short-term contracts in social work. L., 1977.

51. Hugman R. The private and the public in personal models of social work: A responce to O'Connor and Dalgleish // Brit. J. Social. Work. 1987. N. 17(1).

52. Hadson B. Behaviourist community social work with schizophrenic people // Ibid. 1978. N. 8(2).

53. Hadson B. Behaviourist social work. L., 1986.

54. Social work, welfare and the state / Ed. P.N. and R.M. Satyamuni. L.. 1979.

55. Бочаров В.Г. Личность - семья - общими становятся центром системы социальных служб // Социальная работа. 1992. № 1.

56. Басов A.В. К вопросу о предмете социальной педагогики // Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт / Под ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г. Бочаровой. М.; Тула, 1993. Т. 1/2.

57. Григорьеа С.И. Социальная работа в России в 90-е годы: Содействие формированию, осуществлению и реабилитации жизненных сил населения // Проблемы семьи и детства в современной России / Под ред. О.И. Волжиной и др. М., 1992. Ч. 1/2.

58. Основы социологического знания: Учеб. пособие / Под ред. С.И. Григорьева. Барнаул, 1992. Ч. 1.

59. Тимирязев К.Л. Витализм и паука // Соч. М., 1938. Т. 5.

60. Геккель Э. Мировые загадки. М., 1937.

61. Дриш Г. Витализм, его история и система. М., 1975.

62. Витализм: Философская энциклопедия. М., I960.

Основные понятия

Парадигма научного мышления в теории социальной работы - фундаментальное научное положение, определяющее характер научного осмысления проблем социальной работы, его новое направление; система взаимосвязанных понятий, описывающих непротиворечиво важнейшие закономерности осуществления социальной работы и рамках определенного теоретического подхода.

Позитивистская традиция научного мышления в теории социальной работы - система требований, принципов научного осмысления проблем социальной работы, опирающаяся на классические требования социологического позитивизма, в особенности предусматривающие необходимость опоры на эмпирические данные в доказательстве научного вывода.

Традиция гуманитарного мышления в теории социальной работы - система требований, принципов научного осмысления проблем социальной работы, используемых в контексте философско-гуманистического видения развития человека и общества, опирающегося как на эмпирическое, так и на теоретико-методологическое, спекулятивное научное знание.

Психолого-ориентированные модели теоретического осмысления проблем социальной работы - совокупность теоретических концепций социальной работы, опирающихся преимущественно на психологическое знание, учет закономерностей психологического статуса, закономерностей развития человека.

Социолого-ориентированные модели теоретического осмысления проблем социальной работы - совокупность теоретических концепций социальной работы, в основе которых познание закономерностей соци

ального развития, структурирование общества, взаимодействия его социальных институтов.

Комплексные модели теоретического осмысления проблем социальной работы - совокупность теоретических концепций социальной работы, ориентирующихся на целостное видение проблем защиты жизненных сил человека как биосоциального существа.

Структурная социальная работа - совокупность разновидностей социальной работы, ориентированных на решение социальных аспектов защиты нуждающихся, их благосостояния, организации помощи.

Контрольные задания и вопросы

1. В чем заключается суть психодинамической модели теоретического осмысления социальной работы?

2. Какие теории объединяет психолого-ориентированные модели социальной работы?

3. Какие концепции и почему входят в блок социолого-ориентированных теорий социальной работы?

4. Какие модели теоретического обоснования социальной работы следует относить к комплексным и почему?

5. Каковы основные факторы и условия возникновения и развития теории социальной работы, определяющие ее специфику?

6. Кто из известных теоретиков социальной работы вам известен? К какому течению в теории социальной работы он принадлежит?

7. Существуют, по крайней мере, два взаимоисключающих утверждения о специфике теории социальной работы как научной дисциплины. Одно из них сводится к обоснованию того, что в теории социальной работы объединены элементы разных наук (психологии, социологии, медицины, права и др.), что она по существу - междисциплинарное образование, ориентированное на решение практических нужд жизни человека и общества. Другое сводится к утверждению о том, что это - самостоятельная научная дисциплина. Докажите верность или ошибочность каждой из этих точек зрения.

 
 
 

 

     
 

 






Дата добавления: 2016-05-26; просмотров: 1648; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2021 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.035 сек.