Моизм (Мо Ди / Мо – Цзы)
Идея всеобщей любви и преуспеваемости. Все должны заботиться о взаимной пользе.
5. Фа – цзя / Легисты (школа закона). Представители: У Ци, Шан Ян.
Разработка проблем социальной теории (изначально заложенная в человеке звериная злая сущность не может быть изменена воспитанием, но ее проявления могут быть предотвращены строгими едиными законами) и государственного управления (жесткое с единым военно-бюрократическим аппаратом).
6. Мин – цзя (школа имен). Представители: Дэн Си, Мао – гун.
В обществе происходят изменения и старые «имена» перестают соответствовать новому содержанию. Несоответствие названий сущности вещей ведет к хаосу.
Предание гласит, что первым крупным философом Древнего Китая был Лао-Цзы (VI - V вв. до н. э.), его учение даосизм носит атеистический характер и проникнуто элементами наивной диалектики. Лао-Цзы считал, что жизнь развивается по естественному пути - Дао, который мыслился как универсальная закономерность, вместе с первовеществом ци составляет основу мира. Вещь, достигнув в своем развитии определенного уровня, превращается в свою противоположность. Само развитие совершается по кругу. Это учение, впервые сформулировавшее логическую категорию закономерности, носило, однако, созерцательный характер: оно утверждало, что люди способны только понимать вещи, но не распоряжаться ими; усердие людей бесполезно, поскольку оно приводит к результатам, противоположным замыслу. Находить удовлетворение в спокойствии, умеренности и недеянии - вот принцип разумного поведения.
Родоначальником систематизированного нравственного нравоучения и идеалистического направления в философии был Конфуций / Кун - Цзы (551 – 479 гг. до н.э.). Основной этической категорией его учения - конфуцианства является “гуманность” - нравственный принцип, согласно которому должны определяться отношения между людьми в обществе и семье: нормы «Сяо» - уважение и любовь к старшим по возрасту и положению, взаимное великодушие, соблюдение культа предков; субординация - действие в соответствии со своим общественным положением, послушание; нравственное и умственное самосовершенствование. Основой порядка в стране признавались нормы «Ли»: церемониал, ритуал, почтительность, благопристойность. Конфуций стремился к устранению четырех зол: жестокости, грубости, разбоя и жадности. Подчеркивается идея «Чжун» (преданности) – идея покорности. Конфуцианство заимствовало из древней религии понятие неба как верховного божества, являющегося первопричиной, диктующей свою волю человеку.
Таким образом, в большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Теоретическая база была наиболее развита в даосизме; в остальных же школах мировоззренческие основания были либо слабы, либо заимствованы из других школ.
Все последующее развитие китайской философии характеризуется борьбой между основными направлениями в китайской философии - конфуцианством, даосизмом и буддизмом.
Вопросы к лекции №4:
1. К каким древневосточным странам восходит зарождение философии?
2. Какие взгляды господствовали в ближневосточной философии древности: материалистические или идеалистические?
3. Как называется самая древняя книга в мире и где она была найдена?
4. Как называются основные периоды развития древнеиндийской философии?
5. Что такое веды?
6. В чем отличия ортодоксальных и неортодоксальных школ Древней Индии?
7. Какие философские школы были распространены в Древнем Китае и каковы их особенности?
Дата добавления: 2020-04-12; просмотров: 1284;