Философия Нового времени (17-19 вв.)
Если в Средние века философия выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения – с искусством и гуманитарным знанием, то в Новое время она опирается на науку, ориентированную на конкретные естественнонаучные знания. Это обусловило метафизический метод философского мышления. В его основе лежал тезис о том, что все в природе развивается по законам механики.
В Новое время теория познания в философии была представлена тремя направлениями:
Эмпиризмом
Сенсуализмом
Рационализмом
Сенсуализм (Эпикур, Джон Локк, Этьен Боно де Кондильяк, Карл Густав Юнг) - направление в гносеологии (теории познания), признающее ощущения и другие формы чувственного восприятие единственным источником достоверных знаний.
Эмпиризм (Френсис Бэкон, Томас Гоббс, Джордж Беркли) – метод научного познания, в основе которого лежит опыт. Главные задачи знания и опыта – помочь человеку добиться практических результатов в деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, наука должна служить жизни и практике, знания, не приносящие реальной пользы,- ненужная роскошь.
Особенностью эмпиризма является разработанный Бэконом индуктивный метод – метод познания от частных эмпирических (опытных) данных к общим выводам, в основе которого лежат наблюдения, анализ, сравнение, эксперимент. Им предпринята первая попытка классифицировать науки, выделив исторические науки, поэзию и философию. Философское кредо: «Знание – сила»
Рационализм (Рене Декарт, Готфрид Вильгельм Лейбниц, Бенедикт Барух Спиноза) – один из самых распространенных направлений гносеологии Нового времени, в основе которого лежит вера в неограниченные возможности человеческого разума. Опыту рационалисты отводили роль простой практической проверки данных интеллекта.
Декарт разработал дедуктивный метод научного познания, суть которого заключается в движении мысли от общего к частному, в определении неизвестного через ранее познанное. Считал, что в основе всякого познания лежат сомнения и интуиция («Я мыслю, следовательно, я существую»)
Идеи материализма получили в Новое время очень широкое распространение, но в своеобразной форме. Например, по мнению Декарта, Вселенная представляет собой огромный механизм, не отрицая идеи существования Бога, он отводил ему роль силы, направившей первоначальный импульс к существованию и развитию мира, последующие изменения в котором определяются самостоятельной творческой силой материи.
Дальнейшее развитие получил и идеализм в духе традиций классического реализма.
Философия Нового времени знаменует собой третий, заключительный после античной и средневековой философии, этап так называемой классической философии.
Вопросы к лекции №6:
1. Как развивается философия в эпоху Средневековья?
2. Что такое схоластика и патристика?
3. Какие направления в развитии имела философия в эпоху Возрождения?
4. Что представляет собой натурфилософия?
5. Какие направления в гносеологии философии развиваются в Новое время?
6. Кто разработал индуктивный метод, его особенность?
7. Каков вклад в развитие философии внес Рене Декарт?
Дата добавления: 2020-04-12; просмотров: 715;