Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии
1. Проблема человека в философии Китая.
Несмотря на то, что человек в Китае отождествляется с природой и космосом и не выделяется из общества, он занимает центральное место вкитайской философии.
Согласно китайской философской традиции человек является сгустком трех видов космической энергии:
• цзин;
• ци;
• шэнь.
Цзин –энергия зарождениявсего сущего, «корень»,«семя» живого организма.
Выделяются два вида данной психофизической энергии:
• "семя Прежнего Неба" - то, что дано человеку от рождения, генетическая программа, физические данные;
• "семя Последующего Неба" - то, что человек накапливает в течение жизни.
Нередко цзин отождествляется с сексуальной энергией.
Ци- материально-духовная энергия, которая служит "строительным материалом" всего сущего (в отличие от цзин - энергии зарождения). Энергия ци подразделяется на:
• вещественную ци, благодаря которой вещи и живые организмы приобретают материальную форму;
• духовную ци - душу человека и других живых существ.
Духовная ци - основа жизни человека. Удачливый, физически и морально здоровый человек обладает "светлой", "чистой" ци. Больной, слабый, неудачливый - "тяжелой", "загрязненной", "темной" ци. Путь к успеху, физическому и духовному здоровью, счастью - освобождение ци от всего лишнего, очищение души.
Шэнь- неистребимая духовная энергия, существующая в человеке, которая составляет "стержень" человеческой личности и не исчезает после смерти человека (в отличие от ци).
Помимо трех видов космической энергии (энергии зарождения - цзин; энергии материального и духовного существования - ци; постоянной духовной энергии, остающейся после смерти, - шэнь) китайская философия выделяет два вида сексуальной энергии:
• ян - мужская сексуальная энергия;
• инь - женская сексуальная энергия.
Отсюда все сущее делится на два противоположных начала - мужское и женское.Это касается как живой природы (различие всех людей на мужчин иженщин, аналогичное половое деление среди животных), так и неживой природы (например, китайская философия относит к активному мужскому началу я и Солнце, небо, день, сухость, легкость, а к пассивному женскому началу инь - Луну, Землю, равнины, ночь, влагу). В основе существования живой и неживой природы, всей окружающей действительности лежит "Тай-цзи"- единство, борьба, взаимопроникновение и взаимодополнение ян и инь.
Восприятие китайской философией человекаимеет ряд особенностей. В отличие от западной философской традиции китайская философия:
• не дает четкого понятия человека, пытается вникнуть в сущность человека не путем вывода четких понятий, а путем создания и изучения его образа (поэтому правильнее говорить не о понятии человека в китайской философии, а об образах-понятиях как человека, так и иных явлений);
• начинает отсчет человеческой жизни не с момента рождения, а с момента зачатия;
• не исключает человека навсегда из системы человеческих отношений после его смерти, то есть человек (его дух, обладающий некоторой телесностью - "шэн") остается в системе человеческих отношений после смерти наравне с живыми людьми - нуждается в питании, заботе, сохраняет прежнюю должность, может быть повышен, награжден, снят с должности, наказан - в зависимости от поведения его потомков;
• выделяет в качестве духовного центра человека не голову (мозг, лицо, глаза и т. д.), а сердце;
• воспринимает человека как часть природы и космоса, не соглашается с идеей господства человека над природой и остальными живыми суще ствами, не приветствует индивидуализм и противопоставление отдель ной личности другим членам общества;
• призывает ценить земной отрезок жизни, максимально продлить его продолжительность.
Главными условиями долголетия в Китае считаются:
• Поддержание в чистом состоянии духовной психофизической энергии ци, что включает освобождение от ненужных переживаний, отказ от вредных и злых помыслов, правильное Отношение к окружающей действительности, уважение к окружающим и старшим, сдержанный оптимизм, правильное расположение жилища и мебели внутри его, избегание общения с Людьми, обладающими "грязной", нездоровой ци, общение с людьми, имеющими чистую, здоровую ци;
• работа над своим телом и душой - "син чун" - окультуривание себя;
• работа над судьбой, принесение пользы обществу - "мин чун";
• соблюдение общественных порядков;
• употребление лекарств и целебных трав, правильное питание;
• проживание в Киме, соединение с китайской культурой, подпитка духовной энергией Km
2. Объяснение китайской мифологией и философией возникновения окружающего мира и человека.
Древнекитайская культура дает философски-мифологическое объяснение происхождении ци (ни на земле, живой и неживой природы, которое включало в себя ряд последовательных этапов:
• великий Хаос, напоминающий по форме огромное Яйцо;
• зарождение м Яйце Хаосе в течениее 18000 лет Первопредка всего сущего гиганта Пань-Гу;
• выход гиганта Пань-Гу из Яйца, что привело яйцевидный Хаос к гибели;
• образование из Хаоса Неба и Земли путем концентрации всего легкого и сукою вверху (Небо) и тяжелого, влажного внизу (Земля);
• 18000-летнее стояние гиганта Пань-Гу между небом и землей, в результате которого Небо и Земля скрепились на своих местах;
• смерть Пань-Гу, создание всего сущего из его тела: Солнца и Луны - из глаз, грома - из голоса, ветра - из выдоха, рек - из крови, дорог - из жил, камней и полезных ископаемых из костей, зубов и т. д.;
• возникновение человека из паразитов, ползавших по телу Пань-Гу, либо в результате любви фантастических первопредков Фуси и Нюйвы - людей-драконов.
Старинное философское произведение "И-Цзин" объясняет происхождение мира из пяти первоэлементов - земли, дерева, металла, огня, воды, которые находятся в постоянном круговороте. Древнекитайская мифология и философия дали первичное объяснение происхождения мира, природы и человека, образы-понятия человека, явлений окружающей жизни, создали почву для возникновения всемирно известных философских школ Китая - даосизма, конфуцианства, легизма.
Дата добавления: 2020-04-12; просмотров: 569;