Институт арабского мира в Париже
Игра с материалом поверхности, можно сказать, — основной инструмент Жана Нувеля, отличающий его архитектуру среди всего многообразия сегодняшней архитектурной палитры. В прославившем его имя Институте арабского мира в Париже на берегу Сены, неподалеку от Нотр-Дама, он использовал геометрический орнамент плит в стиле решеток «мушарабия» (в архитектуре арабских стран — узорчатые решетки, закрывающие снаружи балконы и окна) как метафору изощренной декоративной отделки Альгамбры, музея исламской архитектуры в Испании. Фасады сплошь облицованы декоративными фотоэлектрическими титановыми панелями, они, наподобие диафрагмы фотоаппарата, меняют размер отверстия в зависимости от интенсивности освещения. А в интерьере создают непередаваемую картину непрерывно меняющейся игры тени и света проникающих лучей и бликов. Северная стена Института оформлена фотографическими пластинами с видами Парижа. Оформление входа во двор напоминает знаменитую арку Блондель, когда-то украшавшую аббатство Сен-Жермен на левом берегу Сены. В то же время в архитектуру включено дерево, что характерно для арабских крепостей. «С урбанистической точки зрения, — поясняет свой замысел Жан Нувель,- Институт арабского мира — это поворотная точка между двумя культурами и двумя историями». Швейцарский миллиардер арабского происхождения Ага-хан наградил Нувеля за этот чудо-проект премией в 500 тысяч евро.
Еще одна знаменитая постройка нового лауреата — башня Агбар в Барселоне, стеклянный небоскреб (подобный «огурцу» Н. Фостера), тающий в небесной выси, облицованный светозащитными разноцветными панелями, изменяющимися в течение суток. Почти бестелесная башня переливается всеми цветами на солнце и ночью, перекликаясь с цветовыми фантазиями Гауди.
Башня в Кёльне
Еще один небоскреб построен Нувелем в Германии, в Кёльне в 2001 г. Это Koelnturm из стали и бетона 145 м высотой в медиапарке Köln-Neustadt-Nord. Здесь размещены офисы и конференц-залы. А фасады облицованы специальным рефлектирующим стеклом, на котором с меняющимся освещением высвечиваются и переливаются нанесенные изображения Кёльнского собора и силуэтов старого города в облаках.
Жан Нувель проектирует в своих зданиях и весь предметный мир: интерьеры, мебель, светильники — настоящие музеи дизайнерского искусства. И его творения повсюду вызывают восхищение.
МУЗЕЙНАЯ «ФИШКА» МЕСЬЕ АРХИТЕКТОРА
В 1981 году Жан Нувель победил в конкурсе на осуществление одного из десятка «больших проектов». Также он был удостоен премии в полмиллиона долларов от Ага Хана – швейцарского миллионера арабского происхождения. По его заказу Нувель создает необыкновенный этнический музейный проект – «Инститют дю Монд Араб» – Институт арабского мира в Париже. Главная особенность этого строения состоит в использовании фотоэлектрических экранов, которые закрываются и открываются, реагируя на дневной свет. В своем творении Нувель на этот раз применил архитектурную новинку – фасад здания с фоточувствительными электрическими панелями меняет свой облик в зависимости от времени суток и погоды. Таким образом, традиционные арабские решетчатые ширмы из стекла и стали получили свежую интерпретацию.
Жан Нувель оставил свои творения и в прекрасной Испании, именно его руке принадлежит новый музейный комплекс современного искусства имени ныне царствующей королевы Софии, построенный в Мадриде. Также архитектор реконструировал здание больницы XVIII века, дополнив ее оригинальными архитектурными решениями. Данный проект Нувеля лишь часть особой обширной программы «Бульвар искусств», цель которой заключается объединить главные музеи столицы в единый архитектурный ансамбль.
Впереди у Нувеля глобальные проекты: вот-вот завершится строительство большого концертного комплекса в Копенгагене, а в 2012-м в Париже состоится открытие здания Парижской филармонии в футуристическом стиле. Также скоро должно завершиться строительство очередного «храма искусств» в Рио-де-Жанейро – музея Гуггенхайма в футуристическом стиле.
Лучшие архитекторы, как известно, творят в сердце новейшей и самой прогрессивной архитектуры – Абу-Даби. Уже обретшего мировую славу Нувеля, не могли не заметить власти Арабских Эмиратов – гибридного сладкого яблока мировой архитектуры. Не отпуская своего «музейного» счастливого конька, Нувель со всей страстью берется за любимое дело – за создание фантастического музейного комплекса в Абу-Даби. Очередной музей Соломона Гуггенхайма уже претендует стать всемирным центром современного искусства. В него войдет филиал Лувра, стоимостью миллиард евро. Площадь музейного комплекса составляет 45 тысяч квадратных метров. Завершающей вехой музейного триптиха станет музей пророка Мухаммеда, светской направленности, по большей части рассчитанный на иностранцев. Вся триада обойдется арабской казне в два миллиарда евро. Что ж, как известно, искусство требует жертв.
НЕ БАШНЕЙ ЕДИНОЙ
Известный не только музеями, но и оригинальными высотными башнями, Нувель участвовал в тендере проектов на строительства «Газпром-Сити» в самом центре Санкт-Петербурга, но не выиграл его. Это не первая попытка Нувеля внести свой красочный штрих в архитектурный пейзаж Петербурга. В 2001-м году архитектор решил принять участие в создании проекта обновления петербургского Эрмитажа, но неожиданно мэтра современной архитектуры постигла неудача. Что ж, не всякий француз способен покорить Петербург, но, может, когда-нибудь, вслед за Монферраном и Нувель с триумфом впишет свое имя в историю Северной Пальмиры.
Несмотря на многочисленную критику Жан Нувель признан и любим по всему миру. Он уже получил все высшие архитектурные награды мира, тем самым закрепив за собой место в почетном кругу знаменитых зодчих современности. У Нувеля, в отличие от многих его коллег, нет фирменных приёмов. Он никогда не ограничивает себя ни строгой геометрией, ни лишь криволинейными поверхностями. Свой метод он называет «гиперизбирательностью», каждый его проект должен быть предельно точно адаптирован к условиям заказчика, назначению здания, местному ландшафту и культурным традициям. Прежде чем приступить к разработке проекта, Нувель обращается к истории места и его окружению, к привычкам, укладу и предпочтениям жителей района, где разместится его новое здание. «Всякий человек - продукт цивилизации и культуры», как говорит мастер, а «архитектура - это лишь временное изменение пространства, города и ландшафта». Такое философское отношение к своему призванию не может не вызывать восхищения. Многие ли архитекторы настолько глубоко затрагивают этот вопрос? Маловероятно. Возможно, именно это и отличает великого творца от простого каменщика.
Новое крыло Музея королевы Софии в Мадриде. Фото: Luis García (Zaqarbal)
Здание Zlatý Anděl в Праге
Здание Dentsu Incorporated в Токио
Оперный театр в Лионе. Реконструкция
Фонд современного искусства Картье, Париж. Жан Нувель, 1995 г.
концертный зал в швейцарском Люцерне (2000 г.)
Дворец юстиции в Нанте
музей Бранли в Париже
проект новой парижской филармонии
Отель Пуэрта Америка
Летний павильон выставочной галереи Кенсингтонских садов в Лондоне
Отель "Пуэрта Америка"Отель "Пуэрта Америка"Отель "Пуэрта Америка"
Дата добавления: 2016-05-30; просмотров: 2386;