Надындивидуальный уровень развития родительства
Понятие «родительство» в психологической литературе практически не определено, несмотря на активное использование этого термина. И. С. Кон (1988) рассматривает родительство с точки зрения зависимости от этнических особенностей, Г. Г. Филиппова (2002) относит к родительской потребностно-мотивационной сфере. [75, 167]
Неверно говорить о том, что родительство является суммой двух слагаемых: материнства и отцовства. Если бы в действительности это было так, в речи скорее бы всего не закрепились дублирующие друг друга понятия. При самодостаточности этих слагаемых не сформировался бы институт семьи, с основной функцией воспроизводства и социализации ребенка.
Чтобы разграничить значения понятий «родительство», «материнство» и «отцовство», надо разъяснить следующее: понятие «родительство» является надындивидуальным целым, выходящим за рамки индивида, в то время как «материнство» и «отцовство» касаются отдельной личности.
Родительство — это многогранный феномен, который можно рассматривать на двух уровнях: и как сложное комплексное субъективно-личностное образование и как надындивидуальное целое, которое, как правило, является совокупным, т. е. включает двух человек — отца и мать. Эти уровни являются уровнями формирования родительства. Качественной границей, разделяющей уровни, является рождение ребенка.
Согласно концепции А. В. Петровского, первоначальный уровень формирования представляет собой процессы интериори-зации, протекающие на субъективно-личностном уровне. Этот уровень складывается еще до начала семейной жизни, до момента рождения ребенка. В его формировании участвуют факторы макросистемы (т. е. уровень общества), факторы мезосистемы (уровень родительской семьи), факторы уровня конкретной личности. Под влиянием всех групп факторов на уровне личности происходит становление и формирование компонентов родительства, рассмотренных ранее. [130]
С момента рождения в семье ребенка родительство начинает складываться на надындивидуальном уровне, в процессе интеграции субъективно-личностных уровней отца и матери. На этом этапе комплекс влияний представлен воздействием факторов всех уровней включая уровень микросистемы, т. е. уровень собственной семьи. Становление надындивидуального уровня представляет собой неустойчивость компонентных структур супругов, так как происходит корректировка поликомпонентных составляющих родительства. Именно на данном уровне заканчивается складывание родительства.
Принимая во внимание концепцию Н. Р. Салиховой (2000) о двух векторах личностной интеграции: внутреннем и внешнем, мы рассматриваем формирование родительства как надындивидуальное целого, как проявления внешнего вектора — интеграции отца и матери.
Рассматривая соотношение понятий, надо отметить их относительную самостоятельность. Понятия «материнство», «отцовство» могут использоваться независимо от контекста понятия родительства, т. е. не подразумевая стоящего за ними надындивидуального понятия. В то же время «родительство», как надындивидуальное понятие, подразумевает пересечение с понятиями «материнство» и «отцовство», которые являются феноменами, касающимися индивида, т. е. надындивидуальное понятие включает различные грани феноменов, присущих индивидам, которых объединяет надындивидуальное понятие.
Придерживаясь точки зрения И. С. Кона, заметим, что лингвистическое маркирование отцовства и материнства не является исторически производным от полового диморфизма. [75]
Формирование родительствавключает несколько уровней. Согласно концепции А. В. Петровского, первоначальный уровень формирования представляет собой процессы интериоризации, протекающие на субъективно-личностном уровне. Этот уровень складывается еще до начала семейной жизни, до момента рождения ребенка. В его формировании участвуют факторы макросистемы мезосистемы, факторы уровня конкретной личности. Под влиянием всех групп факторов на уровне личности происходит становление и формирование компонентов родительства.
С момента рождения ребенка родительство начинает складываться на надындивидуальном уровне, в процессе интеграции субъективно-личностных уровней отца и матери. На этом этапе комплекс влияний представлен воздействием факторов всех уровней, включая уровень микросистемы. Именно на надындивидуальном уровне заканчивается складывание родительства.
Как было отмечено выше, развитая форма родительства характеризуется осознанностью, относительной устойчивостью и стабильностью и реализуется в согласованности представлений супругов о родительстве, комплементарности динамических проявлений родительства. [130]
Как надындивидуальное целое феномен родительства тесно связан с такими понятиями, как ответственность, готовность и доверие.
Все многообразие проявлений поведенческой составляющей родительства можно свести к двум стратегиям реализации родительства: восприятие рождения ребенка как ограничения, в том числе самореализации, либо как появление новых возможностей. В. Н. Мясищев (1995) подчеркивает, что для семьи важны доверие членов семьи друг другу, готовность к помощи, ответственность друг за друга. [101]
Как правило, ответственность упоминается в числе первых в ряду ассоциаций, вызываемых словом «родительство». Ответственность связана с определенной тревогой, беспокойством за судьбу ребенка, его здоровье, душевное и духовное развитие.
Ответственность определяет направленность поведения родителя: либо предупредить возможные болезни, несчастья, либо облегчить переживания, страдания ребенка, т. е. поведение родителя направлено на максимизацию благополучия ребенка и сведения к минимуму неприятных, травмирующих моментов. Зачастую ответственность может перерастать в гиперопеку, сверхтревожность. Таким родителям сложно принять взросление ребенка, передать ответственность за его жизненный путь ему самому.
Надо заметить, что возникновение ответственности может по—разному локализовываться во времени: задолго до появления ребенка на свет, во время беременности и родов, сразу после рождения ребенка, либо, спустя некоторое время. Нередко чувство ответственности у молодых мам появляется не в роддоме, когда они общаются со своим ребенком, а дома, когда они остаются один на один с малышом, когда приходит понимание, что почти все зависит от них, что здоровье и жизнь ребенка в их руках. Также появление чувства ответственности по отношению к будущему или уже рожденному ребенку у обоих супругов далеко не всегда синхронно.
Можно говорить о том, что содержание, вкладываемое в понятие ответственности, у мужчины и женщины различаются. Для мужчины ответственность по отношению к ребенку, семье — это прежде обеспечение материальное, т. е. создание материальных благ, физического комфорта семьи. Для женщины ответственность заключается в создании благоприятной атмосферы в доме, душевного комфорта; не зря говорят о том, что женщина — это «хранительница очага». Как правило, чувство ответственности раньше появляется у женщины, так как она значительно больше времени проводит с ребенком, чем мужчина, к тому же нередко женщины сознательно устраняют мужчину от общения с малышом, не доверяя ему «хрупкую жизнь».
Еще одной категорией, тесно связанной с понятием родительство, является доверие. Мы уже говорили о том, что родительство включает непременно двух человек: отца и мать. В связи с этим осознание себя родителями, принятие родительской роли предполагает наличие представлений и ожиданий не только по отношению к ребенку, но и к супругу. Принятию решения о рождении ребенка предшествует осмысление доверия по отношению к своему реальному или предполагаемому супругу. Как правило, ответственность не принимается безоговорочно одним из супругов, а разделяется тем или иным образом между супругами. В связи с этим происходит осознанная и бессознательная оценка супруга как возможного родителя ребенка.
Доверие включает представление возможных вариантов поведения супруга, поступков, знание (реальное или мнимое) его системы ценностей, способов проведения досуга и так далее, а также сопоставление этих знаний и представлений со своими предпочтениями и ожиданиями.
Таким образом, можно говорить о том, что доверие включает два основных элемента: предвидение (прогноз) и сопоставление реального родительского поведения со своими ожиданиями и идеалами. Доверие к супругу (супруге) означает, что большинство предполагаемых вариантов поведения в различных жизненных ситуациях устраивают супруга. Кроме того, оно предполагает, что в любой ситуации один из супругов может рассчитывать на поддержку и помощь другого. На основании этого один из супругов делегирует часть ответственности, обязанностей другому, вместе с тем предполагая, что и от него ждут выполнения, реализации своей части обязанностей и доли ответственности. Осознание себя не просто матерью и отцом, а родителями, делегирование части ответственности, доверие к супругу могут не совпадать в представлении брачного партнера, т. е. могут не быть комплиментарными, что становится потенциальным источником конфликтов.
Кроме разделения ответственности и определенной уверенности в будущем, вызванной доверием к своему супругу (супруге), в процесс принятия решения стать родителями включается оценка готовности к этому шагу. Этот процесс включает:
1) оценки собственной готовности стать родителем, т. е. готовность раз и навсегда принять на себя ответственность за жизнь и благополучие другого человека, ребенка;
2) оценки готовности своего партнера в браке. С нашей точки зрения, переход от брачных отношений к семье — высшая степень доверия своему супругу.
Естественно, принятие решения стать родителями обусловлено не только готовностью к этому шагу. В значительной мере это решение зависит от системы ценностей человека, приоритетов, созданных конкретной жизненной ситуацией и социальным окружением.
Характерной чертой рассмотренных нами категорий является их возможное несоответствие реальности. Здесь имеется в виду то, что ответственность, готовность и доверие могут оказаться на практике мнимыми, не отвечающими представлениям и ожиданиям партнера в браке. Это связано с тем, что фактор предвидения имеет вероятностную природу, а представления и ожидания могут быть слишком идеализированы, оторваны от реальности. С появлением ребенка происходит соотнесение предполагаемой картины с реальным положением дел.
Можно выделить несколько стратегий реализации родитель-ства. Все разнообразие проявлений поведенческой составляющей компонентов родительства можно свести к двум основаниям, двум стратегиям:
1) восприятие родительской роли как ограничения (временного или постоянного) для самореализации;
2) восприятие родительской роли, т. е. рождения ребенка как появления новых возможностей для самореализации.
Любое событие, в том числе принятие родительской роли, может быть рассмотрено как с позитивной точки зрения, так и с негативной. Какую доминирующую оценку родительской роли изберет для себя субъект, такая стратегия родительства и будет ре-ализовываться в поведенческой составляющей.
Если родительская роль воспринимается как ограничение, то постепенно произойдет принятие данной роли, но реализовывать-ся она будет не в полной мере, а с определенными ограничениями для развития ребенка и себя как родителя. Субъект такой оценки станет ориентироваться на предполагаемое будущее, либо часто возвращаться к прошлому, а не будет в должной полноте проживать каждый миг настоящего. Рано или поздно такая субъективная оценка приведет к дисгармонии в детско—родительских отношениях и в семье в целом.
Наиболее оптимальной для ребенка, родителей и семьи в целом является вторая стратегия. Ее реализация создает наиболее благоприятные условия для развития личности ребенка, когда происходит соразвитие, сотрудничество, сотворчество родителей и ребенка. Появление ребенка открывает новые возможности для родителей, дает новый импульс для развития семьи, семейных отношений, позволяет родителям наиболее полно реализовать себя как личностям.
Итак, родительство - многогранный феномен, который представлен как на субъективно-личностном уровне, так и на надындивидуальном уровне, которые одновременно являются этапами формирования родительства. Стремление к родительству следует рассматривать как духовную потребность человека, к которой на определенном этапе (вынашивание и кормление ребенка) у женщины подключается значительный биологический аспект. Для общества существует лишь социальное отцовство и материнство, независимо от того, сочетается ли оно с биологическим или нет.
Первоначальный уровень складывания родительства относится к добрачному периоду, когда под влиянием факторов макросистемы, мезосистемы и особенностей личности начинают формироваться когнитивная, эмоциональная и поведенческая составляющие родительства.
Второй этап формирования представлен надындивидуальным уровнем, когда происходит согласование представлений о родитель-стве обоих супругов, реализация родительской роли на практике. Этот этап обусловлен воздействием факторов всех уровней, включая уровень микросистемы.
Как надындивидуальное целое, феномен родительства тесно связан с феноменами материнства, отцовства и такими понятиями, как ответственность, готовность и доверие. Все многообразие проявлений поведенческой составляющей родительства можно свести к двум стратегиям реализации родительства: восприятие рождения ребенка как ограничения, в том числе самореализации, либо как появления новых возможностей.
Таким образом, опираясь на наличие двух уровней формирования родительства, можно организовать его целенаправленное развитие, а также подготовку к родительству как на субъективно-личностном уровне, так и на надындивидуальном.
Дата добавления: 2020-03-17; просмотров: 556;