Современная аналитическая психология о становлении мужской и женской идентичностей
Автор теории, К.-Г. Юнг, не использовал термин «идентичность» в современном понимании. Однако в его теории большое место уделяется процессу формирования идентичности, который он называл индивидуацией.
Индивидуация заключается в том, чтобы стать отдельным существом и, поскольку мы понимаем под индивидуальностью нашу глубочайшую, последнюю и несравненную уникальность, — стать собственной самостью. Таким образом, индивидуацию Юнг понимал как «самостановление» или «самоосуществление».
В отличие от Фрейда, Юнг полагал, что внутренние изменения, приводящие к гармонизации Эго (идентичности), осуществляются согласно двум (а не одному, фаллическому) альтернативным принципам: маскулинному и фемининному. Маскулинный он называл Логосом (то есть «словом», отсюда, следовательно, рациональность, логика, интеллект). Фемининный принцип в концепции Юнга получил название Эроса (изначально любовник Психеи, отсюда связь с чувственностью, иррациональностью, пассивностью, смирением). Цель и процесс ин-дивидуации могут быть описаны только при помощи символов.
Согласно логике рассуждения Юнга, существуют женский и мужской архетипы и в обоих случаях они имеют множество персонификаций. Каждому историческому периоду свойственны свои архетипы. Индивид лишь следует стереотипу поведения, который господствует и востребован в данный момент.
Формирование идентичности мужчин.Для описания маскулинного пути используется образ Героя, а для описания фемининного — образ Красавицы; эти образы качественно различаются и не могут быть сведены к одному. Герой и Красавица — это метафоры, обозначающие тайный смысл внутреннего процесса индивидуации в архетипической психологии К.-Г. Юнга.
Мифы народов мира явились для Юнга исходным материалом в разработке представлений о коллективном бессознательном. Мифологемы — общие темы, которыми пронизаны легенды и сказания самых разных культур, стали для него своего рода ключами к разгадке вечных аспектов психического. В силу того, что Герой — это центральная фигура во многих легендах и мифах любой культуры, Юнг ввел его в .психологию. Исследуя различные героические сказания, он выделил идентичные элементы в истории Героя: божественное рождение; спуск в подземный мир; героические поступки, которые тот совершает, например битва с чудовищем, выполнение опасного задания; помощь спутников мужского и женского пола либо животного; мотивы искушения, поражения, крушения надежд, смерти и воскрешения. Внутри этих тем Юнг видел, что Герой может быть понят как архетип развивающегося Эго-сознания человека.
Индивидуация — это «самостановление», то есть обретение знаний и представлений о себе, которые скрыты в «подземном, темном царстве», той части бессознательного, что лежит внизу, под ясным представлением о себе. Для этого потребуются мужество и смелость Героя, спускающегося в подземный мир, — задача, сопряженная с опасностью, но ее выполнение необходимо, чтобы повзрослеть и преуспеть в личном и социальном плане.
Внешне формирование мужской идентичности происходит под влиянием противостояний между «Я» и окружающим миром. Причем этот мир не ограничивается только женщиной (мать, возлюбленная, жена); это взаимодействие с объектами и событиями реального мира, где мужчине важно победить — стать Героем. Столкновения с реалиями жизни заставляет мужчину погружаться в содержание бессознательного. Трансформации на этом пути неизбежно сопряжены с овладением теневых сторон его бессознательного.
Развивая идею о пути формирования идентичности, О. А. Лаврова предлагает модель в виде структуры из четырех элементов — топосов.
Топос(букв, место, пространство, обладающее границами) представляет собой родовое понятие по отношению к видовому понятию архетипа. Центральным элементом модели выступает духовный интегрирующий потенциал или жизненный потенциал — Топос Мудрого старца (сенеке, Мана-личность). Три других топоса представляют собой взаимосвязанные уровни человеческого бытия. Жизнедеятельность (бытие тела), идентичность, соответствующая ему, — топос Младенца (и у мужчин, и у женщин). Телесно-чувственное бытие (бытие души) — топос Героя (у женщин — Красавица). Осмысленное, разумное бытие — топос Царя (Великая Мать у женщины).
Краткая характеристика пути формирования мужской идентичности.
Топос Младенца. Мужчина, пребывающий в состоянии Младенца, ищет женщину-Мать, которая должна относиться к нему по-матерински. Он готов стать ее невольником, ведет себя как настоящий младенец, требующий тепла, заботы, любви. Женщина на этом этапе трансформации представляется ему чем-то вроде идола, непорочной, независимо от того, как она ведет себя на самом деле. Находясь во власти своих иллюзий, он не в состоянии увидеть реальность. Застревание на этой стадии ведет к тупиковому развитию по типу «маменькиного сыночка», «Синей Бороды», «вечного юноши». Позитивный исход трансформации — принятие своего одиночества, выход из-под родительской опеки, поиск себя и смысла жизни. Архетип: Радостный Играющий Ребенок. Негативный исход: вечная привязанность к женщине-матери, саморазрушение. Архетипы: Убиенный Младенец, Робот.
Топос Героя. В этот момент трансформации мужчина обретает силу (физическую и интеллектуальную), основанную на опыте преодоления. Героическая мифология предоставляет много примеров героического пути, условно делящихся на две группы: ведущие к победе и ведущие к поражению.
Общие мотивы позитивного пути таковы: «битва с Драконом» — способность справляться с проявлениями агрессии («побеждать чудовищ»); «дружба» — обретение друзей, союзников, помогающих в борьбе за восхождение; «любовь» — встреча с избранницей; «спасение, воскрешение» — обретение опыта предательства, обмана, прохождение испытаний как в отношениях с женщинами, так и с мужчинами; «завоевание» — развитие интеллектуальной силы, позволяющей познать и завоевать мир; «царствование» — свадьба, восшествие на царский трон, «обожествление» — снискание Божественной помощи.
На позитивном пути происходит рождение Героя, становление его героических качеств. Мотивы героического пути социальны, это реальные задачи, которые мужчина решает, живя в социуме. Разрешение этих задач неизбежно приводит его к конфронтации с теневыми аспектами собственного бессознательного и интеграции их в сознание. Негативный путь ведет к гибели Героя. Если для становления
Героя архетипическое направление одно, то для гибели их множество: гибель от одиночества — нарциссизм, гордыня; гибель от предательства (Тессей); гибель от любви (Орфей); проклятие вечных мучений от собственного коварства, изворотливости (Сизиф).
В случае негативного исхода формируется слабое Эго, внешнее проявление которого можно охарактеризовать следующим образом:
• неспособность к различению границ между собой и миром (жажда всемогущества, обладания и неспособность выдержать аффективного напряжения и адекватно воспринимать реальность);
• отсутствие воли к физической борьбе, агрессии («Я умник»), неспособность постоять за себя, защитить свои взгляды, ценности;
• отсутствие воли к интеллектуальной деятельности, фаллическая завороженность (Мачо);
• отсутствие самокритики (Супермен);
• перевернутая (феминная) полоролевая идентификация. Негативный исход трансформации на данном этапе может быть воплощен в следующих архетипах: Сверхчеловек, Дракон, Мужчина-Красавец.
Топос третий: Царь. На данном этапе трансформации мужчина обретает ответственную жизненную позицию, он «царит», «правит» миром. В это время мужчина становится биологическим отцом, воспитывает и посвящает сына, которому предстоит выдержать борьбу с отцом, прежде чем тот согласится передать ему царственный жезл (рпаПоз) к власти, к «Я» и к «Миру». Социальное отцовство (лидерство) воплощается через способность влиять на «сыновей», на социальные процессы. Мужчина обретает позитивные лидерские качества, он не конкурирует, а побеждает, так как уверен в себе, своем успехе. Негативное отцовство и лидерство проявляются в конкуренции или отказе от борьбы из-за страха потерпеть неудачу. Такой мужчина избегает успешных «мужчин-Героев», он комфортнее чувствует себя в присутствии женщин, где много и преувеличенно говорит о своих несуществующих победах.
Топос четвертый: Мудрый старец, Мана-личностъ. Трансформация Мана означает у Юнга интеграцию полярных личностей: дикаря (Трикстера) и Бога. Мудрец обладает самой сокровенной и священной тайной мироздания, которая дает мужчине ощущение внутренней и внешней гармонии, примиряет с несовершенством и способствует дальнейшему развитию. Мудрец является человеку в особо трудные мгновения жизни и открывает дальнейший путь. Трикстер (плут, мошенник), проявляется в аморальном поведении, интригах и других пороках; это теневая форма личности. Он опасен тем, что появляется в тот момент, когда мужчина совершает духовный прорыв в развитии, стремясь занять место Эго. Осознание Трикстера лишает его власти над Эго. Позитивный исход: самоценное автономное духовное бытие, гармония с миром. Негативный исход: война с миром, отчаяние. В самом печальном случае место Эго занимает Тень и тогда Герой превращается в злого Гения, разрушителя.
Формирование идентичности женщин. Эго женщины обладает силой чувственности и душевной красотой, которым противостоит сильный духом Анимус. Только сознательно обращаясь к его ресурсам, женщина развивается как целостная и уникальная личность. Эго (Красавица) и Анимус могут иметь теневое, негативное содержательное воплощение. Если Эго воплощает позитивный полюс архетипа, то в архетипе Анимуса актуализируется негативный полюс. Центральной точкой рождения Красавицы является интеграция позитивных и негативных полюсов в архетипической форме Эго женщины (Красавицы). В случае, если у женщины формируется негативная Эго-идентификация («Я не женщина», то есть не Красавица), то архетипическое содержание Анимуса является главным Эго-ресурсом. Такая женщина либо становится на героический путь индивидуации (то есть мужской), либо развивается по известным сценариям: «синий чулок», «старая дева», «проститутка».
Процесс становления полноценной женской идентичности проходит через ряд трансформаций, запускаемых архетипом Красавицы. Внешним стимулом к обращению к ресурсам Анимуса выступают события социального мира: взаимодействие с реальными людьми в окружении женщины. Внешний, социальный план является видимым, переживаемым, осознаваемым и поддающимся осмыслению в виде «истории моей жизни». Внутренний стимул — это переживания, которые испытывает женщина, и именно он раскрывает скрытый план пути развития женской идентичности. Ниже следует краткая характеристика пути формирования женской идентичности в модели Лавровой.
Топос первый: Младенец. На данном этапе происходит пробуждение души, которое сопровождается влечением к грезам и неизбежными разочарованиями. Переживаемое в этот период состояние можно характеризовать как нерожденность по аналогии со «Спящей Красавицей». Девушка ждет Принца и представляет его в своих мечтах в сказочном, ирреальном образе: подвиги «во имя меня», «он возьмет меня (Младенца) на руки» и понесет по жизни. Все эти фантазии обычно имеют место в подростковом возрасте. В связи с тем, что для этой стадии характерно грандиозное Эго с изрядной долей нарциссизма, девушки, с одной стороны, идеализируют, с другой — обесценивают своих избранников.
Архетипическими особенностями этого момента становления являются ирреальность в восприятии себя и мужчин, беспомощность, одиночество, нарциссизм (грандиозность), желание быть зависимой (завоеванной, порабощенной и т. п.) и пассивной. У девочек, которые не имели отцов или у которых был негативный опыт отношения с отцом, подобное проявляется в более зрелом возрасте. Старыми девами (в данном контексте — «девочками») становятся те женщины, которые обижаются на мужчин за то, что они не соответствуют их мечте, и перестают вступать с ними в отношения, заранее предвосхищая несоответствие.
Важной задачей этого этапа для женщины является преодоление первой тотальной иллюзии, которая состоит в ожидании от мира удовлетворения всех своих желаний (не всегда понятных ей самой) и подношений подарков, свидетельствующих о грандиозности владычицы. Как правило, женщины-владычицы — это ничего не чувствующие куклы, так как на младенческой стадии чувственность еще спит. Им доступно одно наслаждение — удовлетворение собственного нарциссизма. При этом они крайне зависимы от мужского внимания и опеки.
Опыт первой любви дает женщине возможность пройти трансформацию от Младенца к Красавице, в ходе которой она расстается с нарциссизмом и иллюзорными представлениями о том, что она является самым дорогим и желанным подарком для мира в целом и для мужчин в частности.
Позитивный результат этой трансформации — принятие мира как непричастного и безучастного к существованию любого человека (ни любящего и ни отвергающего); принятие себя как первого лица, ответственного за свою жизнь. Архетипы: Радостный Играющий Младенец, Позитивный Внутренний Ребенок.
Негативный исход — нарциссическая персонификация, эгоцентризм, ожидание от мира априорной любви, заботы, «нерожден-ность», узкая сфера телесно-чувственного бытия, построение негативной модели себя и мира. Архетипы: Пустота, Негативный Внутренний Ребенок, Убиенный Младенец, Кукла.
Топос второй: Красавица. На этой стадии происходит пробуждение чувственности, сексуальности, внутренней глубины, которые дают возможность женщине чувствовать себя женщиной (Прекрасной). Неизменные трудности этого момента — приспособление тела к чувственности. Женщине понадобятся определенные усилия научиться получать желаемую разрядку. Собственные эротические фантазии и животные желания приписываются мужчинам («хотят получить от меня только одно»). Главное ожидание: «После этого ты обязан на мне жениться», которое обусловлено социальным табу на акт дефлорации. Если поиск сексуальной любви становится привычкой, развитие останавливается.
На данном этапе женщина ищет своего Героя, чтобы остаться с ним. Однако «в случае запрета на собственное очарование... чувственность замещается внешним фасадом замужней женщины». Такие женщины стремятся любыми путями выйти замуж за кого угодно. Партнер в таком случае лишен всякого героизма, и женщина не уважает и не ценит его. В результате оба теряют главное — возможность полноценно развиваться и достигать самоценности.
Другое испытание на этом этапе выражается в заблуждении, что телесная красота и неповторимый облик есть данность свыше. Женщине необходимо понять, что за этим стоят каждодневный душевный труд и постоянное творчество.
На этапе Красавицы возможны варианты «консервации», препятствующие полноценной трансформации: «секс-бомба» (женщина с преувеличенной сексуальной персоной); «героиня» (не женщина и не мужчина, то есть принявшая Анимус за себя женщина). В первом случае душевность подменяется сексуальностью, что приводит к разрушению себя и других: мужчин, детей. Во втором эстетически-биологические переживания недоступны для женщины, непонятны или не нужны вообще.
На данном этапе женщина преодолевает вторую тотальную иллюзию — убеждение о том, что мужчины любят только красивых женщин и стремятся только к их телу. Женщине необходимо перестать видеть в мужчине Чудовище, насильника и разглядеть в нем человека. Развитие не ограничивается приспособлением тела к пробудившейся чувственности. В этот период происходит переосмысление отношения к себе, миру, в результате Красавица понимает, что эстетически-биологическое существование не дает возможности воплотить все потенциальные ресурсы женской Души. Необходимо отвести этой сфере определенное место в своей жизни и идти дальше.
Позитивный исход трансформации — осознание и принятие сексуальности, которая встраивается в общий план Души (душевность, определяющая сексуальность). Архетипы: Красавица, Прекрасная Дама.
Негативный исход — лишенная сексуальности и чувственности,^ соперничающая женщина с ограниченной карьерой сферой жизни. Архетипы: Героиня, Чудовище. Другой вариант: увязшая в телесно-чувственных переживаниях женщина, которой неведома конечность сексуальных наслаждений. Архетип: Секс-бомба.
Топос третий: Мать. Данный момент трансформации связан не столько с самим фактом становления матерью, сколько с проявлением материнских свойств души: забота, дарение, принятие, оказание поддержки. На этом этапе проявляются свойства негативной матери — отнимающей, отвергающей, холодной, неспособной полюбить детей. Негативная мать — это тупиковая ветвь на пути формирования - идентичности женщины. В психотерапевтической литературе такая мать называется «невротической матерью». Для нее характерно амбивалентное отношение к близким — «то люблю, то ненавижу». Она мечется из одной крайности (сверхпозитивная добропорядочность) в другую (сверхнегативная карающая обвинительница). Воплощение позитивной Матери возможно через осознавание и принятие негативной Матери. В результате женщина становится способной к естественной материнской любви, необходимой для последующего становления самоценности. Женщина, не ставшая биологической матерью, может не менее полноценно прожить данную трансформацию в роли социальной Матери.
Третья иллюзия, которую преодолевает женщина, состоит в понимании того, что материнская любовь не заменит любовь к мужчине и что материнская любовь — не единственный удел женщины. Необходимо также освободиться от убеждения о том, что следует «посвящать свою жизнь детям», удушая их своей «любовью». Расставшись с этой иллюзией, женщина будет способна отпустить детей, создав им условия для приобретения социальной и психологической автономии. Сама же найдет для себя возможность для дальнейшего развития.
Позитивный исход трансформации — обретение витальности, жизнеутверждающее бытие. Архетип: Великая Мать. Негативная трансформация идет по пути негативной Матери.
Топос четвертый: Харизматическая женщина, Хтоническая Мать (по аналогии с архетипом Мудреца). Связан с выходом женщины на духовный уровень. Душе предстоит много потрудиться, чтобы получить удовлетворение от внутренней гармонии и переживания наполненности. Достижение этого состояния сопровождается страданиями. Если женщине удастся выйти из них живой и найти внутренний источник полноценного духовного бытия, трансформация завершится позитивно. Если она потеряет веру, она обречена стать ведьмой (теневая сторона архетипа Хтонической Матери). Согласно мифологическим представлениям, ведьма прекрасна только днем (в Персоне, в самосознании). Ночью (в Тени, в бессознательном) она безобразна.
Как известно, с каждой трансформацией сила теневой части бессознательного становится больше предыдущей, поэтому требуется больше усилий, чтобы удержать источник жизни и света. Талантливая и одаренная женщина, прошедшая долгий Путь, но упустившая знание Ведьмы в себе, скорее всего, будет ею в жизни. Идущая навстречу Ведьме, развивающаяся женщина и противостоящая ей, скорее всего, обретет всю ее мощь и трансформирует ее при помощи созидающей силы Духа. Достижение идентичности Харизматической женщины открывает свободу творчества и собственного пути. С одной стороны, оно позволяет воплотить все ресурсы Эго. С другой — предъявляет большие требования и сопряжено с большими усилиями.
Четвертая тотальная иллюзия, которую следует преодолеть женщине, состоит в том, что ее воистину безграничные возможности имеют пределы, а собственная уникальность не дает права презрительно относиться к другим, кто не достиг подобных высот в своем развитии. Ощущение невероятной силы искушает: «Мне дано!» Из этого, однако, не следует право на исключительность и избранность. Напротив — мой крест тяжелее многих (кому много дано, с того много и спросится).
Позитивный исход — самоценное, автономное духовное бытие. Архетип: Харизматическая женщина, Хтоническая Мать. Негативный исход — отчаяние и разрушение. Архетип: Ведьма.
Дата добавления: 2020-02-05; просмотров: 503;