Философия и её предмет. Специфика философского знания. Основные функции философии.
Что же такое философия? Обратимся вначале к этимологии, т.е. происхождению этого термина. Термин этот древнегреческого происхождения и составлен из двух греческих слов: phileo, т.е любовь, тяга, стремление и sophia, что значит мудрость или истина. Таким образом, слово философия в буквальном переводе означает стремление и даже любовь к мудрости или истине.
Это первое определение, которое хотя и объясняет кое-что, и мы к нему ещё будем возвращаться, однако, является недостаточным для нашего рассмотрения. Поэтому, для углубления нашего понимания того, чем является философия, мы должны обратиться к предмету философии. Но прежде, чем обратиться к предмету, мы должны развести такие понятия как предмет и объект. Дело в том, что часто студенты не могут сказать, чем эти два термина отличаются друг от друга.
Итак, объектом в любой науке называют то, на что направлен взгляд учёного, исследователя. На что же направлен взгляд философа? Из нашего определения следует, что на истину. И здесь мы можем выделить уже первое отличие философии от других областей знания: хотя любой исследователь имеет дело с истиной, но для представителя любой другой науки истина – это цель и конечный результат поиска. В философии же истина – это отправной пункт исследования, то, что само исследуется. Как говорит Гёте, «философ … из рук физика принимает то последнее, что у него становится первым». Мы же можем к этому добавить, что философ принимает истину не только из рук физика, но и из рук представителя любой другой науки.
И всё же главным образом специфика той или иной области знания выявляется в понятии предмета. Что же такое предмет? Предметом в любой науке называют то, что учёный, исследователь пытается выявить в изучаемом объекте. И вот, когда мы говорим о предмете философии, выясняется, что знание, с которым имеет дело философия, обладает определённой спецификой. А именно – философия обращается только к такому знанию, которое хоть как-то может ассоциироваться с любовью, или обладает привлекательностью. Но чем же может привлекать знание?
Первое, что мне вспоминается, когда я задаю себе этот вопрос – это 1-е сентября в школе, особенно - в первом классе. Новенький портфель и
ручки, сам запах новых учебников и тетрадок – всё то, с чем мы начинаем прикасаться к таинственному миру знания, вызывало во мне какое-то благоговение даже на уровне физиологии. К сожалению, с возрастом это выветривается, но, я думаю, что правильно поступают те родители, которые культивируют в своих детях подобные ощущения.
В последнее время, особенно у молодёжи, усиливается и чисто-практический интерес к знанию. Действительно, ведь истинное знание – это то, что позволяет принимать правильные решения, а значит – быть «максимально эффективным» в своей жизнедеятельности. Может ли это привлекать? Конечно. Но давайте попробуем определить, в какой момент наше знание становится философским.
С этой целью я хотел бы указать ещё на одно отличие философии от других наук: в любой другой науке деятельность учённого можно проиллюстрировать таким образом: он ходит по земле, подходит к какому-либо предмету, берёт его в руки, внимательно разглядывает со всех сторон, ощупывает, может понюхать, послушать или даже лизнуть, а ещё – может бросить его на землю, как это делают дети, чтобы посмотреть, что станет с этим предметом. Собрав, таким образом, достаточно полную информацию о предмете, учёный как бы переваривает её в своём сознании и, таким образом, получает знание.
Философ поступает по-другому – он не ходит по земле, а как бы воспаряет над ней и пытается взглянуть на всё «с высоты птичьего полёта». Конечно, такой взгляд в чём-то проигрывает по сравнению с тем знанием, о котором я говорил выше, а именно – философы теряют иногда в достоверности, ошибаются в частностях. Но такой взгляд обладает и одним преимуществом. Чтобы показать это, я предлагаю обратиться к примеру: как вы думаете, для чего человек, заблудившийся в лесу, взбирается на самое высокое дерево? Ясно для чего – чтобы сориентироваться на местности. Так же и философский взгляд обладает тем преимуществом, что он резко расширяет горизонт человека. В этом проявляется так называемая мировоззренческая функция философии (при первом приближении мировоззрение можно рассматривать просто как взгляд человека на мир).
Насколько это актуально, судите сами. Ведь наша современная жизнь как бы соткана из противоречий, каждый день подкидывает нам новые сюрпризы, и нередко мы оказываемся перед проблемами, на первый взгляд неразрешимыми. Вы, как будущие инженеры, а может быть и руководители, наверняка будете сталкиваться с такими проблемами. Впрочем, проблем хватает и в личной жизни. И как же важно бывает иногда не упираться в проблему как в стенку, а отойти немного назад,
взглянуть на неё немного со стороны или даже с некоторой высоты. В таком случае часто проблема разрешается как бы сама собой, без особых наших усилий.
Признаюсь, что в юные годы я мечтал стать лётчиком и даже космонавтом. Насколько серьёзны были мои намерения можно судить по тому, что я даже поступил и проучился несколько лет на факультете космонавтики в Московском авиационном институте. И вот, когда мои приятели спрашивали меня потом: «Как случилось, что ты мечтал стать лётчиком, а стал философом?», я отвечал: «Знаете, философия позволяет летать гораздо выше и быстрее, чем любой из известных летательных аппаратов».
Итак, давайте попробуем определить, в какой же момент, выражаясь авиационной терминологией, происходит отрыв «шасси» нашего разума от «взлётной полосы»?
Представьте себе, что вы ведёте какие-то дела и приходите к идее, как эти самые дела улучшить. Идея эта вам нравится, но, скажем, пока вы её не осуществите, полного удовлетворения не будет.
А вспомните теперь те минуты своей жизни, когда вдруг, ввиду каких-то проблем, а иногда и без видимых причин, на вашу душу наваливается тяжесть. И вот к вам приходит идея, которая не просто позволяет решить, а как бы сама снимает проблему, доставляя немалое облегчение и утешение. В отличие от первого случая здесь истина – не то, что лишь указывает на то, как следует поступить, чтобы решить проблему, но уже само прикосновение к истине главным образом и оказывается решением.
Этот второй случай обнаруживает в нас потребность не только в знании для чего-то, но и в знании как таковом, самом по себе. И вот Аристотель, великий философ древности, замечает: «Знание любых других наук используется для чего-то, для каких-то практических целей, и только знание философии имеет целью саму философию».
Это можно проиллюстрировать на вопросе о смысле жизни, вопросе, который традиционно принято относить к важнейшим философским проблемам. Не совсем правильно считать, что для человека решить эту проблему значит получить ответ, понимаемый просто как некий объём информации, носящей чисто прикладной характер. На самом деле смысл в данном случае – это и ценность сама по себе. Т.е., я хочу сказать, что смысл жизни – это не только то, что мы, до поры, не можем понять, до чего не можем додуматься, а это ещё и то, что мы должны впустить в свою жизнь, соединиться с этим. Это некая реальность, которую обычно принято называть духовной реальностью, которая, собственно, и поднимает нас вверх, является крыльями для нашего разума.
Таким образом, мы уже можем сделать 1-ый вывод относительно проблемы смысла жизни. Оказывается, не совсем точно ставить вопрос таким образом: «в чём смысл жизни?», правильнее спросить: «где смысл жизни?». Так же некорректным будет и ответ, мол, «смысл жизни в том-то и в том-то». Вернее говорить: «Смысл жизни – там». Но где же? Мы уже сказали, что в духовной реальности. Но в том то и дело, что и эти мои слова остаются пока лишь словами или только беседой «о смысле жизни», а не передают, да и не смогут передать самого смысла. Истинный смысл жизни обретается лишь в приобщении к духовности. Познать смысл – значит соединиться с ним.
Конечно, это вовсе не означает, что философские идеи или смыслы не обладают информационной ценностью. Я хочу лишь заметить, что сводить философию к набору информации – совершенно бессмысленное занятие. И истинная философия никогда не ограничивается лишь знанием или разговорами «об истине». Именно в приобщении к истине, понимаемой как действительно духовная ценность и проявляется в первую очередь так называемая аксиологическая ( от греческого слова «аксиос», т.е. «ценность») функция философии.
Духовная область – это область чистых смыслов. В большей или меньшей степени эти смыслы присутствуют почти во всех наших идеях. И можно сказать, что чем больше этих чистых смыслов в наших идеях, тем ближе мы к философии. Таким путём человек поднимается до высших созерцаний, которые связаны с переживанием удивительного, трудно передаваемого на словах чувства свободы. Слово созерцание по-гречески звучит как «феория», или по-другому – теория. Постепенно, с течением времени, философия всё же училась этот духовный опыт, приобретаемый в созерцаниях, выражать с помощью специальных терминов, или так называемых «понятий», связанных между собой логически. Об этом мы будем ещё говорить на следующей лекции, когда речь зайдёт о языке философии, а сейчас лишь заметим, что в этом проявляется ещё одна функция философии, которую принято называть функцией рационализации.
Теперь, если мы попробуем дать более развёрнутую характеристику мировоззрения и определим его как сложный сплав «блоков» знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений и надежд человека, то философия будет занимать здесь почётное высшее место, и её можно определить как теоретическую часть или ядро мировоззрения. Это значит, что философия, достигнув теоретических высот, не остаётся на «вершинах чистого духа», а совершает и движение вниз, выполняя функцию систематизации и согласования всех форм человеческого опыта. Как же ей это удаётся?
Дело в том, что одной из удивительных особенностей философского знания является его универсальный характер. Иными словами, те обобщения, которые получает философ, исследуя какую-то одну область человеческого знания, оказываются применимы и к другим областям. Это происходит потому, что философия проникает в самую суть явлений, изучает некие всеобщие законы, лежащие в основании мироздания. Поэтому иногда говорят, что предметом философии является универсум, что в переводе с латинского означает «мир как целое».
Вы, конечно, знаете, что недавно наш вуз получил статус университета. И это созвучие слов «универсум» и «университет» - не случайно. Университетское образование предполагает формирование более широкого, универсального взгляда на мир и на то место, которое занимает в нём человек. Нужно ли объяснять, насколько важно каждому научиться понимать суть происходящих в окружающем нас мире процессов? Ведь неспособность к такому пониманию может слишком дорого стоить. Особенно это знание становится актуальным во времена, подобные нашим, во времена перемен. И для того, чтобы не оказаться беспомощной щепкой в водовороте жизни, нужно по-настоящему, всерьёз уразуметь современную действительность, а для этого - отважиться ступить на путь философии.
Почему я в данном случае употребил слово отважиться? Конечно не случайно, ибо всякому, кто вступает на путь философии нужно быть готовым к противостоянию. Например, следует знать, что, защищая истину, приходится противостоять бесчисленному количеству ложных мнений и армии их носителей. И одним из таких мнений является следующее: занятие философией – дело бесполезное или даже вредное.
Чтобы разрешить это недоразумение, я хочу обратиться к такому примеру. Скажите, что должен сделать в первую очередь человек, купивший новую современную стиральную машину, ну, скажем, «Ардо» или «Индезит? Правильно – прочитать инструкцию. В противном случае можно либо сломать её, либо сжечь, а и ещё того хуже – самому пострадать. Я уже не говорю о полётах на самолёте. Так чего же хотят люди, которые пытаются «без никаких правил» иметь дело с такой не самой простой вещью, как философия? К сожалению, в современных учебниках практически отсутствует информация о «технике безопасности» при занятиях философией, а это является существенным препятствием на путях её освоения.
И вот, первая неприятность, которая может постигнуть вас при занятиях философией: вы можете начать желтеть, сохнуть, терять вкус к жизни, а вместо обещанной ясности прийти к невообразимой путанице в голове. Что же это? Давайте послушаем, что говорит по этому поводу
французский философ Монтень: «Если перед вами нечто печальное и унылое – значит, философии тут нет и в помине». Далее мыслитель замечает, что философские беседы имеют свойство радовать тех, кто в них участвует, и что «душа, вместившая в себя философию, не может не заразить своим здоровьем и тело. Царящие в ней покой и довольство она не может не излучать вовне; она не может равным образом не переделать по своему образу и подобию нашу внешность, придав ей, соответственно, исполненную достоинства гордость, весёлость и живость, выражение удовлетворённости и добродушия. Отличительный признак мудрости – это неизменно радостное восприятие жизни; ей, как и всему, что в надлунном мире, свойственна никогда не утрачиваемая ясность».
В чём же причина такого несоответствия того, что должно быть и того, что нередко получают на практике?
Прежде, чем ответить на этот вопрос, скажу, как вообще лучше начинать заниматься философией. Необходимой предпосылкой здесь, как мы уже отмечали, бывает потребность в чтении и собирании чужих идей. Но о начале собственно философского процесса можно говорить лишь тогда, когда у вас, на основе этих чужих мыслей, рождаются свои собственные. В этом плане, я думаю, максимально комфортными для занятий философией являются именно те, к которым мы пытаемся сейчас прийти. А именно: во время лекции вы не пишете её, а, воспринимая и пытаясь вчувствоваться в то, что я говорю, делаете для себя лишь какие-то заметки, пытаетесь нащупать точки касания со своим внутренним миром. При этом вы, находясь в реальном контакте со мной, можете задавать мне вопросы. Хотя отмечу, что и до философских вопросов человеку иногда нужно бывает «дорасти» в процессе вхождения в философию.
То, что я сказал, конечно, не должно исключать и вашей серьёзной проработки лекций, которые вы будете получать уже в распечатанном виде. Ваша работа над текстом лекции, в первую очередь, должна состоять в расчленении цельного текста и в растаскивании его содержания по тем вопросам, которые обозначены вначале. Это – так называемая аналитическая работа. Но самое главное – это синтез, когда вы занимаетесь уже собиранием идей, своих идей. Проработанный материал лекции должен послужить для вас лишь неким подспорьем в этом процессе.
Так вот, дело соединения идей, как это ни может показаться странным, нередко становится настоящим камнем преткновения. Видимость простоты, неготовность к этой проблеме приводят к колоссальным потерям энергии, что и может отразиться на вашей внешности. Кроме того, если, занимаясь философией, запустить этот процесс собирания идей, в голове может начаться настоящий кавардак.
Что надо знать, чтобы избежать данного затруднения? То, что философские истины – это не что-то механическое, что мы можем конструировать или соединять лишь по своему усмотрению. Это – нечто живое. И относиться к этому надо именно как к живому. В самом деле – придёт ли кому-нибудь в голову попытаться механическим образом вытянуть листок из почки? Не разумнее ли лишь создать наилучшие условия для развития листика, а далее - внимательно наблюдать за его ростом? И не только рождение идей, но и их соединение, или синтез – есть так же живой процесс, в котором вы можете участвовать, но не можете безусловно им распоряжаться.
И вот ещё здесь на что следует обратить внимание: соединительным звеном в данном случае служит новая идея. Таким образом, всякий раз синтез означает не только рост вашего «древа познания», но так же и его обновление. С этим связывают так называемую критическую функцию философии: философия никогда не оставляет знание в прежнем виде, а всегда как бы преодолевает его. И, прежде всего, философия занимается самопреодолением. В ходе такого самопреодоления все неистинное осыпается как шелуха, зато прежние истины, которые представляют действительную ценность, входят как существенные моменты нового. Резюмируя сказанное, можно отметить, что рост в философии невозможен без пересмотра и усовершенствования существующего.
Я уже употребил аналогию философского знания с древом, и думаю, что эта аналогия вполне подходящая. Но образ дерева помогает понять и ещё одну очень важную вещь, связанную с изучением философии, а именно – отношение между философским знанием и жизненной практикой человека. Понимать эту связь чисто механически – «подумал – сделал» - значит сильно упрощать ситуацию. Отношения между теорией и практикой в данном случае так же лучше рассматривать как нечто живое, а именно – философские идеи – это «семя», а их применение в жизни – уже «растение», взошедшее из него.
Данная аналогия позволяет избежать многих неприятностей, связанных с чересчур своевольными попытками осуществления философских идей на практике. Такие попытки приводят иногда даже к разочарованию в философии. Повторю, что причиной разочарования в данном случае следует считать не философию, а неправильное обращение с ней.
Теперь я хочу указать ещё на одну проблему, связанную с занятиями философией. Сформулирую эту проблему так: несмотря на соблюдение указанных мною правил, ваша философия может вас подводить. Или по-другому – ваша жизнь может создавать вам такие ситуации, в которых ваша философия будет молчать, не будет знать ответа. Действительно,
следует быть готовым к тому, что моменты высшего смысла будут у вас чередоваться с какими-то «провалами», которые, кстати, человеком, уже привыкшим относиться к своему знанию как к высшей ценности, переживаются особенно болезненно.
Если первая из указанных мною проблем решается сравнительно легко – с её решения, собственно, и начинаются как таковые занятия философией, то со второй дело обстоит сложнее. Скажем так – эта болезнь почти неизбежна. Определить эту болезнь можно как болезнь роста. И до тех пор, пока человек не придёт к своему философскому созреванию, т.е. – к высшей для себя истине, которая будет разрешать все его главные вопросы, ему нужен мудрый наставник.
Какова же роль этого наставника? Великий философ Сократ сравнивал её с ролью акушера. А что делает акушер? Используя определённые знания и опыт, он создаёт безопасные условия для родов. То страдание, которое испытывает при этом человек, греческий мудрец называл «предродовыми муками».
Можно сказать, что всякий человек в начале своего философского пути является «идеалистом», что со стороны представляется как «витание в облаках». Ну что же, если мы обратимся к этимологии слова «воспитание», то увидим, что оно изначально означало не столько питание, сколько возвышение духовного в человеке над земным и телесным. Но конечной целью философского образования, как, впрочем, и любого другого, является снятие противоречий между идеальной природой человека и окружающей его жизнью. Образование в этом смысле можно определить как процесс формирования человека вполне земного, но с присутствием в нём личностного, т.е. – духовного начала. В этом и проявляется так называемая воспитательная и образовательная функция философии.
Задание:
Используя текст лекции, постарайтесь как можно полнее ответить на вопросы:
1. Что такое философия и что составляет её предмет?
2. В чём состоит специфика философского знания?
3. Какие функции выполняет философия и как они между собой связаны?
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Последовательный интерфейс – COM-порт | | |
Дата добавления: 2020-02-05; просмотров: 490;