I. Теплопроводность
При создании градиента температуры в металлическом образце концентрации электронов и фононов на холодном конце образца будут меньше соответствующих концентраций на горячем конце образца. Стремление выровнять концентрации по всему объему образца приводит к возникновению направленных потоков фононов и электронов от горячего конца к холодному.
При направленном движении фононов и электронов возможно их рассеяние на других фононах и на дефектах кристаллической структуры. Это ограничивает длину свободного пробега ℓ, которая определяется средней концентрацией рассеивающих центров. При рассеянии на фононах длина свободного пробега обратно пропорциональна средней концентрации фононов <nф> и эффективному сечению рассеяния σ*:
и
Эффективное сечение рассеяния определяется той областью пространства, которую охватывает атом при своих колебаниях. Если амплитуда колебаний равна А, то σ* ~ πA2 – площади сечения сферы радиусом А. При высоких температурах T>ΘD почти все фононы имеют максимальную энергию и амплитуды колебаний у них одинаковы, что приводит к независимости σ* от температуры. Поэтому при высоких температурах длина свободного пробега как фононов, так и электронов оказывается обратно пропорциональна температуре: ℓ ~ 1/Т.
Вторым механизмом рассеяния является рассеяние на статических дефектах кристаллической решетки – ионах примесей, вакансиях, дислокациях и т.д. Концентрация этих дефектов и эффективное сечение рассеяния практически не зависит от температуры и сказывается только при низких температурах.
Определить теплоту, переносимую фононами и электронами, можно, зная соответствующие коэффициенты теплопроводности.
1. Решеточная теплопроводность.
Представление о тепловом движении атомов в металле как о газе фононов позволяет вычислять решеточную теплопроводность λ согласно молекулярно-кинетической теории газов:
где cф – теплоемкость фононов, ℓф – средняя длина свободного пробега фононов, vзв – средняя скорость фононов, равная скорости звука.
При T>Θ теплоемкость фононного газа равна cф = 3Nk, где N – число атомов в единице объема. Это приводит к зависимости λф ~1/T.
С уменьшением температуры теплоемкость начинает зависеть от температуры по кубическому закону Дебая cф ~ T3. При этом наиболее существенным фактором являются уменьшение концентрации и увеличение длины свободного пробега фононов. Рост длины свободного пробега фононов ограничен рассеянием на дефектах структуры и при низких температурах ℓф = const. Это означает, что при низких температурах T>Θ фононная теплопроводность пропорциональна кубу температуры λф~T3.
2. Электронная теплопроводность.
Считая электроны газом свободных частиц, можем записать для электронной теплопроводности
где cэл – теплоемкость электронов, ℓэл – средняя длина свободного пробега электронов, vF – средняя скорость электронов.
В области высоких температур T>Θ теплоемкость электронного газа линейно зависит от температуры cэл ~ Т. Это приводит к постоянству коэффициента электронной теплопроводности λэл ~ T·1/T = const.
По мере уменьшения температуры и соответствующего уменьшения концентрации фононов электронная теплопроводность растет с понижением температуры как λэл ~ 1/T2 . При дальнейшем понижении температуры наступает момент, когда длина свободного пробега электронов становится константой. Это приводит к зависимости λэл ~ T при T<Θ.
3. Относительный вклад электронной и фононной подсистем.
Для определения вклада колебаний кристаллической решетки (фононов) и свободных электронов в теплопроводность металлов рассмотрим отношение их коэффициентов теплопроводностей
Для чистых металлов cэл/cф ≈ 10-2, vF/vзв ≈ 103, ℓэл/ℓф ≈ 10 и поэтому для них λэл/λф~10-100, т.е. в металлах основными переносчиками тепла являются электроны. В неупорядоченных сплавах длины свободного пробега как фононов так и электронов определяются главным образом структурными неоднородностями кристаллической решетки и в них электронная теплопроводность по порядку величину равна решеточной.
Дата добавления: 2020-02-05; просмотров: 633;