Источники смыслообразования
Жизненные смыслы, возникая из реальной потребности человеческого бытия и образуя жизненный мир субъекта, могут быть, на наш взгляд, реальным историческим словообразованием. Решая проблему смыслообразования, в иной формулировке - развития смыслообразования, логично обратиться к ставшим уже классическими в психологии «зонам развития» (Л.С. Выготский).[8] Закономерность развития смысловой сферы личности может быть выражена и отдельным блокам войти в модель смыслообразования человека как последовательность, содержащая зону вхождения в смыслообразование, зону актуального развития смысловой сферы, зону ближайшего развития, зону саморазвития. «Зоны ближайшего развития» в нашей модели - прежде всего зоны развития стержневой основы личности, её смысловой структуры. В этой последовательности формируются в смысловые структуры и других уровней. Отметим, что в теории поэтапного формирования умственных действий, в которой акцент делается на ориентировочной основе действий как преддверии исполнительской части деятельности, сама ориентировочная основа действий может быть истолкована как феномен вхождения в зону смыслового развития [5]. Главные движущие силы процесса обучения, интерпретируемые с позиций смыслового неравновесия, смысловых несоответствий и противоречий, находят своё методологическое объяснение в зоне ближайшего развития смысловой сферы личности, которая детерминирует смыслообразование в определённых границах, доступных познающему субъекту.
По мнению ряда авторов, исследовавших в психологии смысл (К. Роджерс, В Франкл, Д.А.Леонтьев), исходным условием возникновения является жизненный мир человека. Указанный мир заметно отличается от «общего мира», с явлениями, фактами, событиями и другими фрагментами которого человек большей частью не сталкивается. Эта часть мира, отчуждённая от конкретной личности, представлена, в частности, реальной действительностью и отражающими её объективными, значениями, запечатлёнными в текстах культуры. Культура функционирует и в нетекстовой форме, как реальное бытиё, в виде действительных отношений и норм поведения людей. При этом реальное бытиё культуры и реальное бытиё человека, как правило, не совпадают, мир действительного бытия оказывается шире бытия культуры. Особой частью культуры является её художественный сегмент, образуемый не объективными значениями субъективными смыслами тех, кто эту часть культуры создавал.
В отличие от мира «в целом», жизненные мир человека - это мир его отношений с явно ограниченной частью действительности. Эти отношения определяются в науке как жизненные смыслы. Их возникновение, становление и развитие, осуществляемые, естественно, в субъективной сфере индивидуума, обусловлены тем, что не менее, жизненной детерминантой данной личности и выражают жизненную необходимость, отнесены нами к разряду актуальных смыслов и включены в область актуальных смысловых отношений. Таким образом, можно считать, что жизненного пространство конкретного данного человека, относится к категории потенциальных смыслов. Любой факт действительности, попав в жизненную орбиту человека. может инициировать возникновение смыслового к нему отношения и стать рефлексивно поглощённым «Я – концепцией», наполняя её новым смысловым содержанием. А.Н.Леонтьев[4] полагал, что смысл определяется жизнью. Смыслообразование, детерминируемое жизненной необходимостью, имеет тенденцию к расширению. Процесс, при котором субъект воспринимает и осваивает внешние границы, приспосабливается к ним, называется адаптация личности. Именно адаптация помогает на данном этапе смыслообразованию [3]. Становление целостной теории смысла вызвано системообразующей способностью самого смысла следует из концепции интегральной индивидуальности. В ней также рассматривается понятие центрация личности.[9]
Интегративная модель смыслообразования представляет собой модель объединения психологических ассоциаций личности. Ассоциацией личности является: соединение или связь между собой самих психических явлений, например, ощущений при их объединении в образ, сочетание друг с другом различных стимулов и реакций.
Конкретизируя механизмы смыслообразования, нельзя не отметить принципиальную значимость взаимодействия смысловых сфер личности в смыслообразующем процессе. Вместе, с тем, обратим внимание на «нетипичные» варианты процесса смыслообразования, которые в той или иной степени предлагает реальная жизнь. Например, к таким «нетипичным» вариантам можно отнести ситуацию человека с определёнными смысловыми установками. Исповедующего. Скажем, гуманизм как высший смысл человеческого бытия, но исполняющего на сцене роль человека злого. Или борьба смысловых стратегий личности, или их взаимодействие могут принять в этом случае достаточно выраженную форму проявления, вплоть до смены кодовых фиксаций эмоциональных экспрессий [5]. Данный пример является актуальным в психологическом, дидактическом отношении. Поскольку, взятый школами курс на личностное развитие учащихся сопровождается заданиями на «персонизацию», «перевоплощение», самовыражение», «саморефлексию» и другие виды деятельности игровой ориентации. За этим. Как видим, скрывается явления смыслового порядка.
Дата добавления: 2020-02-05; просмотров: 424;