Лекция №2. Промышленный переворот и кризис крепостного сельского хозяйства в России в первой половине 19 века


В первой половине XIX в. на базе городских и деревенских кустарных промыслов в России возникло множество новых капиталистических предприятий. Ремесленные села Павлово, Кимры, Иваново и другие превратились в промышленные центры. Происходит специализация промышленных губерний. В Московской губернии преобладает производство шелковых изделий, в Тверской — обуви, в Ярославской — льноткачество, в Костромской — обработка дерева. Создавались крупные ману­фактуры с числом рабочих в несколько сот человек (во Владимирской губернии насчитывалось 11 мануфактур с числом рабочих более 5 тыс.). Росло количество рассеянных мануфактур с трудом кустарей-надомников. Быстрыми темпами формировалась буржуазия — разбогатевшие кустари, крестьяне-мануфактуристы, скупщики и т. д., и рабочие — разорившиеся го­родские ремесленники, сельские кустари и крестьяне-отходники, находившиеся на денежном оброке.

За первые 40 лет XIX в. прекратили существование около 30 посессионных мануфактур. В 1825г. посессионные рабочие составляли только 14% рабочих обрабатывающей промышленности против 41% в конце XVIII в. В 1840г. закон разрешил владельцам посессионных мануфактур увольнять рабочих и закрывать свои предприятия. Вотчинные мануфактуры в 1840г. составляли всего 5% мануфактур (в конце XVIII в. — 16,5%). Вотчинная мануфактура могла конкурировать только в производстве сукна и сахара. В суконной промышленности продукция продавалась государству по повышенным ценам, а в новой промышленной отрасли (производстве сахара), развивающейся в южных районах, помещики владели и сырьем — свеклой, и рабочей силой — крепостными. Однако вольнонаемный труд проникает и в вотчинную мануфактуру. В добывающей промышлен­ности господствовал по-прежнему принудительный труд крепостных.

В 1860 г. удельный вес наемных рабочих, в основном оброчных крестьян, в обрабатывающей промышленности превышал 80%, а в хлопчатобумажной — свыше 95%. Таким образом, в первой половине XIX в. капиталистическая мануфактура стала господствовать в промышленном производстве страны. В России начался промышленный переворот. Он занял примерно полстолетия. Начало промышленного переворота в России относится а 30-м годам XIX в., а его завершение в важней­ших отраслях промышленности — к 80-м годам XIX в.

В первую очередь промышленный переворот произошел, естественно, в тех отраслях, где преобладал вольнонаемный труд. Первой стала хлопчатобумажная промышленность. Массовое применение машин в хлопчатобумажном производстве началось в 30-х годах. Во второй половине 40-х и в 50-е годы XIX в. количество веретен на русских фабриках возросло с 350 тыс. до 1 млн. 600 тыс. В 30—50-х годах переход к фабричному производству в хлопчатобумажной промышленности был завершен. В.И. Ленин отмечал, что «капиталистическая организация хлопчатобумажной промышленности сложилась до освобождения крестьян».

В суконном и шерстяном производстве в 1860 г. фабрики давали 63% всей продукции, в писчебумажном производстве, производстве фарфора и фаянса — 80%. В сахарной промышленности первый завод с применением паровых машин появился в 1840 г., а через 20 лет на долю таких заводов приходилось уже 85% всей продукции. В целом в 1860 г. фабрики производили 56,8% продукции всей обрабатывающей промышленности, на долю которой, в свою очередь, приходилось 635 всей промышленной продукции. Промышленный переворот резко ускорил процесс формирования пролетариата как класса. В 1860 г. на предприятиях обрабатывающей и горной промышленности работало свыше 800 тыс. рабочих.

В первой половине XIX в. начинает развиваться русский паровой транспорт. В 1815 г. на Неве появился первый пароход. В 1840 г. по рекам страны ходило 40 пароходов, через 10 лет — 99, а через 20 — уже 339. Пароходное сообщение установилось на Неве, Волге, Днепре, Волхове, на Ладожском, Онежском, Ильменском озерах, на Байкале, Черном и Каспийском морях. Только на Волге в середине XIX века курсировало более 200 пароходов. Первая железная дорога длиной в 25 верст была построена в 30-х годах XIX в. между Петербургом и Царским Селом. Следующие дороги: Петербург—Москва и Москва—Нижний Новгород — имели огромное экономическое значение. Однако строительство железных дорог велось очень медленно, и к 1861 г. общая их протяженность в России составила всего 1500 верст (против 15 тыс. в Англии).

Развитие капиталистических отношений вызвало значительные изменения в характере, структуре и формах внутреннего и внешнего товарооборота. Ярмарки уступают место стационар­ной торговле — лавочной и магазинной. Ярмарочная торговля сохранила и даже увеличила свое значение в районах развитого сельскохозяйственного производства и на окраинах России. Экономический подъем страны сопровождался ростом внешней торговли. В 50-х годах XIX в. оборот внешней торговли составлял 94 млн. руб. серебром против 67 млн. руб. в 1825 г. По-прежнему вывозились сало, лен, конопля, шкуры, меха, лес. Со второй половины 40-х годов основной статьей русского экспорта становится хлеб. В 1861 г. он составлял свыше 35% всего вывоза. Импорт приобрел производственный характер. Главными предметами ввоза вместо предметов роскоши стали промышленные изделия — машины и аппараты для фабрик и заводов, красители, хлопок-сырец, уголь. С 1822 г. действовал протекционистский тариф: высокие пошлины на ввозимые товары за­щищали отечественных капиталистов от иностранной конку­ренции и в то же время приносили большие доходы государству. Это было особенно важно для отсталой крепостнической металлургии Урала.

В первой половине XIX в. крепостное хозяйство дворян-помещиков зашло в тупик. Кризис, начавшийся еще во второй половине XVIII в., углубился и обострился. Это проявлялось в крайне низких темпах роста производительности труда в главной отрасли экономики. За 60 лет XIX в. урожайность зерновых в стране оставалась на одном и том же уровне (сам — 3,5—3,6), а по некоторым культурам даже понизилась. Основная масса помещичьих имений представляла собой примитивные экстенсивные хозяйства с рутинной техникой. Лишь в некоторых имениях (Прибалтика, Украина) внедрялась более совершен­ная система полеводства, применялись минеральные удобре­ния. Возникли новые отрасли — разведение тонкорунных овец, свеклосеяние и пр. Такие поместья составляли лишь около 3% общего числа помещичьих хозяйств.

Помещичьи крепостные крестьяне составляли в 1858 г. более 23 млн человек обоего пола — примерно треть населения России. В помещичьих хозяйствах Украины, Литвы, Белоруссии, Черноземного Центра, Северо-Запада и Поволжья преобладала отработочная рента. Для увеличения производства то­варного хлеба помещики сгоняют крестьян с земли и увеличивают собственную запашку. В конце XVIII в. барская запашка занимала 18% земли, к середине XIX в. она выросла до 49%. Часть крестьян была полностью лишена наделов и переведена на месячину, на положение дворовых (широкое распространение месячина получила в Белоруссии и Левобережной Украи­не). К 1861 г. на положении дворовых оказалось уже 6,8% всех крепостных. Увеличение барской запашки влекло за собой ин­тенсификацию барщины. Продолжительность барщины доходила до 4—6 дней в неделю при одновременном росте дневных «уроков». В Центральном промышленном районе и на Севере преимущественной формой ренты был денежный оброк. Количество оброчников в промышленных губерниях Европейской России среди крепостных доходило до 80%. Сумма оброка непрерывно возрастала.

Государственных крестьян насчитывалось около 19 млн. Считаясь формально свободными, они платили государству денежный оброк. Оброчная подать непрерывно увеличивалась, а крестьянские земельные наделы были небольшие. Часть государственных крестьян Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии, Эстонии выполняли и барщину в государственных имениях, сданных в аренду помещикам и крупным чиновникам. Дворцовые и удельные крестьяне составляли 2 млн. человек. Подавляющее большинство их находилось на оброке. Кроме оброка, они выполняли различные повинности. В первой половине XIX в. эксплуатация этих крестьян также возросла. Развитие хлебного рынка ускорило хозяйственное освое­ние юга России. В Южной Украине, области Войска Донского, Нижнем Поволжье крепостнические отношения были развиты слабо. Землевладельцы применяли вольнонаемный труд, в особенности при уборке. Наемный труд использовался и в районе посевов сахарной свеклы — в Киевской губернии, а также в Прибалтике.

Нередко фермерские хозяйства с применением вольнонаемного труда и более передовых методов агрикультуры создавались купцами, богатыми крестьянами. Так зарождаются капиталистические отношения. Однако хозяйств капиталистического типа было немного .В 1816—1819 гг. царское правительство вынуждено было отменить крепостное право в Прибалтике. Однако вся земля осталась у помещиков и государства. Крестьяне получили только личную свободу и вынуждены были арендовать поме­щичью землю. В формально свободной от крепостного права Прибалтике фактически сохранились феодальные отношения с господством отработочной ренты. Барщинные повинности «свободных» крестьян Прибалтики возрастали, как и во всей стране.

Промышленный переворот в Германии

В 50—60-е годы XIX в. германская промышленность перешла от мануфактурной к фабричной стадии развития. В течение 60-х годов общая мощность паровых двигателей в Германии возросла почти в 3 раза. К 1870 г. Германия обогнала в этом отношении Францию и отставала только от Англии. За 1850— 1870 гг. продукция тяжелой промышленности возросла более чем в 3 раза, в том числе угля — в 5 раз, чугуна — в 7 раз. Более поздняя индустриализация имела свои преимуще­ства. Промышленный переворот в Германии был в значительной степени проведен на основе собственного машиностроения. В Германии создавались сразу крупнейшие машиностроительные предприятия. Новые немецкие фабрики были оснаще­ны новейшим оборудованием. За 40-е годы общий прирост промышленной продукции не превышал 13%, за 50-е годы превысил 100%, а за 60-е составил 150%.

За 50-е годы объем германского экспорта возрос более чем в 2,5 раза, а импорта — в 2 раза. Важнейшим стимулятором промышленного развития страны в 50-60-х годах явилась борьба за объединение Германии под эгидой Пруссии — ускоренно создавалась военно-промышленная база (заводы Круппа). Если в 1850 г. Германия выплавляла стали меньше, чем Франция, то в 1870 г. - вдвое больше Франции и примерно столько же, сколько Англия. Большое значение имело строительство железных дорог. За 1850-1870 гг. капиталовложения увеличились с 400 млн. до 4 млрд. марок.

 



Дата добавления: 2016-06-15; просмотров: 2325;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.011 сек.