Основные смыслы понятия «толерантность».
Понятие «конфликт» является одновременно научным и обыденным. В обыденной речи оно используется в различных контекстах и даже метафорически. Говорят, например, о конфликте взглядов, цветовых сочетаний, о конфликте поэзии и прозы жизни и т.д. В науке оно применяется также широко, получая в различных сферах разнообразные толкования и трактовки.
Термин «конфликт» произошел от латинского conflictus, что означает буквально «столкновение, серьезное разногласие, спор». Как показывает анализ специальной литературы, понятие «конфликт», несмотря на его широкое распространение и актуальность, не имеет четкого и более или менее универсального определения.
В русском языке понятие «конфликт» появилось только в конце XIX в.
В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля его еще нет, а «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова приводит это слово, поясняя множеством примеров. Это свидетельствует о том, как за сравнительно короткое в историческом масштабе время сильно расширилась сфера его применения, а одновременно изменилось и понимание самого явления.
«Энциклопедический словарь» определяет конфликт как столкновение сторон, мнений, сил..
«Философский словарь» толкует его как предельный случай обострения противоречий.
«Психологический словарь» рассматривает конфликт как столкновение противоположно направленных сил, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельного индивида, в межличностных отношениях или между группами людей, что сопровождается обычно острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.
Как показывает практика тренинговой работы, конфликт часто ассоциируется с негативными эмоциями и такими состояниями, как напряжение, беспокойство, зависть, ревность, враждебность, обида, досада, боль, травма, стресс, апатия, ярость, гнев и т.д. Но иногда встречаются высказывания, которые звучат просто странно: «Я не знаю, что такое конфликт»; «У меня не бывает конфликтов даже тогда, когда я ругаюсь», «когда я ругаюсь даже матом». Есть случаи, когда люди признаются: «Даже подраться могу, а конфликта нет». Очевидно, очень многое зависит от нашего отношения к этому явлению, от его восприятия.
Несмотря на то, что конфликт стал уже объектом изучения отдельной дисциплины, отношение к нему в обществе в целом меняется не так быстро. Одни люди стремятся избежать конфликта любыми способами, другие доказывают, что в их жизни конфликтов нет, третьи считают, что ругаться, драться с кем-то — это еще не конфликт. Давайте попробуем разобраться во всем по порядку. Начнем с самого термина «конфликт» и попытаемся понять, с чем он связан в нашем сознании, с какими понятиями ассоциируется.
Семантическое поле данного понятая включает такие слова, как «скандал», «вражда», «борьба», «драка», «война», «вооруженный конфликт», «единоборство», «столкновение», «соперничество», «соревнование», «конкуренция», «диспут» и т.д. Однако в него включены и такие слова, как «мир», «согласие», «соглашение», «компромисс», «консенсус», «кооперация» и т.д. Да и действительно, ведь не бывает войн без мира, рано или поздно война завершается и наступает мир; борьба или вражда всегда кончается хоть каким-то соглашением; споры, разногласия приходят к консенсусу или компромиссу.
Анализ семантического поля понятия «конфликт» четко показывает, как взаимосвязаны «война и мир», «конфликт и корректные отношения», «конфликт и обмен мнениями» и т.д. Вместе с тем совершенно очевидно, что они всё также бесконечно далеки друг от друга, потому что реальный мир или тот, который мы видим по телевидению, выглядит и сегодня не столь мирно, устойчиво и корректно, как нам хотелось бы. На наших глазах рушатся башни «Близнецы» в Нью-Йорке, террористы захватывают автобус с пассажирами, сбежавшие солдаты расстреливают свое начальство, две девочки прыгают с десятого этажа — и все это конфликты, а точнее, последствия конфликтов. Именно потому, что все это есть и не так просто уходит из нашей жизни, мы и должны лучше их понимать.
Возвращаясь же к понятию «конфликт», нам показалось интересным и важным заглянуть в словари и тезаурусы на разных европейских языках и понять, как развивается человеческое знание. Глядя на эти зафиксированные в словарях изменения, прежде всего можно сказать, что сегодня понятие «конфликт», углубляясь, расширяя свою сферу, все теснее связывается с «миром», «переговорами», «разрешением», «управлением конфликтом».
В английском словаре Уэбстера понятие «конфликт» исходно трактовалось как «драка, сражение, борьба», т.е. как физическое противостояние сторон, как явление внешнее. Позже, в 1983 г., в него было включено «резкое расхождение или противопоставление интересов, идей и т. п.». Мы видим изменение прежних акцентов, понимание того, что конфликт — это не только действия, но и идеи и их восприятие.
Западные ученые и отечественные авторы неоднократно предпринимали попытки упорядочить разнообразие толкования конфликта, но к единому определению прийти им так и не удалось. Это действительно непросто, ведь наука постоянно развивается, движется.. Как отмечает Ф.Е.Василюк, если задаться целью найти определение, которое не противоречило бы ни одному из имеющихся взглядов на конфликт, то оно звучало бы абсолютно бессодержательно: «конфликт — это столкновение чего-то с чем-то» [21, с. 42]. В работе Н.В. Гришиной отмечается, что анализ определений конфликта показывает: при всей близости характеристик, или признаков, конфликта ни одно из определений не может быть принято в качестве универсального [27, с. 14].
В рассмотрении конфликта как психологического феномена можно выделить три основных направления: 1. акцентирует в конфликте его поведенческий аспект, другое — восприятие противоречий, а третье рассматривает его как вид взаимодействий.
1.Направление, акцентирующее поведенческий антагонизм, или конфликтные действия, считает их необходимой составляющей конфликта, или, попросту, если есть противоречия, но нет конфликтных действий (драки, сражения, войны и т.д.), то можно считать, что конфликта, собственно, и нет. Конфликт становится таковым только благодаря поведению или совершаемым действиям. Тогда все негативные эмоции, переживания, связанные с тем, что вас обижает, не являются конфликтом.
2. Другое направление признает наличие конфликта уже при объективно сложившемся антагонизме интересов, целей, мотивов и т.д. Конечно, вполне очевидно, что там, где есть разные точки зрения, возможны столкновения. Люди, имеющие разные цели, ценности, мнения и представления о способах достижения этих целей, о планах и принципах жизнедеятельности и т.д., — потенциальные носители конфликта. Однако, как известно, мы можем придерживаться диаметрально противоположных взглядов, иметь различные мотивы и цели, но при этом не враждовать, не ссориться, не проявлять агрессии. Именно внешняя реализация этих противоречий придает им социальную значимость, возражают авторы первого направления. Мы можем стоять на противоположных позициях и при этом уважительно относиться друг к другу, стремиться найти понимание, общие точки, а можем упорно бороться вплоть до взаимного уничтожения, даже без достаточных на то оснований.
3. Третье направление подчеркивает не столько сами противоречия, сколько отношение субъекта к ним, их восприятие. Американский исследователь Д. Майерс в своей книге «Социальная психология» рассматривает этот важный аспект — восприятие конфликта. Он определяет конфликт как «воспринимаемую несовместимость действий или целей» [58, с. 632]. Очень часто именно воспринимаемая несовместимость не позволяет людям взглянуть на сложившуюся конфликтную ситуацию как на задачу, требующую решения, а их внимание оказывается прикованным к ее неразрешимости. Вспомните, как, возможно, вы сами попадали в ситуации, когда казалось, что по-другому поступить невозможно, а потом оказывалось, что выход был прост и находился так близко.
Здесь хорошим примером была бы весьма распространенная в конфликтологии история о дележе апельсина. Студенты решили устроить вечеринку. Во время приготовления угощения две девушки не смогли поделить апельсин и стали громко спорить, каждая доказывая, что именно ей необходим этот апельсин. В конечном счете выяснилось, что одной из девушек для приготовления сока нужна была мякоть апельсина, а другой для кекса нужна была цедра (кожура). То есть конфликта могло и не быть, так как потребности этих девушек были вполне совместимы. Однако каждый реагирует на ситуацию и ведет себя в ней в зависимости от того, как ее воспринимает и оценивает.
«Конфликт выступает как биполярное явление — противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия» [27, с. 16]. Один из видных современных теоретиков в области социологии конфликта — Р. Дарендорф считает, что любой конфликт сводится к «отношениям двух элементов». Даже если в конфликте участвуют несколько групп, между ними образуются коалиции, и конфликт вновь приобретает биполярную природу [32, с. 6 — 21].
Стороны конфликта взаимосвязаны и одновременно противоположны. Ведь невозможно же представить себе конфликт двух никак не связанных между собой людей. Наличие общих и одновременно взаимоисключающих интересов, пересекающихся целей, ценностей, мотивов взаимодействий — непременное условие. Конфликт характеризуется борьбой сторон за свою единственность, что разрешается или снимается либо принятым решением, либо сделанным выбором. Двое спорящих из-за игрушки детей, двое дерущихся молодых людей, даже две страны, борющиеся за свои права на определенную территорию, отстаивают свою единственность, стремясь при этом сохранить собственную идентичность.
Термин «идентичность» означает тождественность самому себе, целостность, определенность. Механизм идентификации, или уподобления, имеется в любом сообществе, даже у животных. Детеныши, подражая, повторяют поведение взрослых, имитируют их действия, что называется «обезьянничают». Таким образом, происходит идентификация, т.е. отождествление себя с другими, или, как говорит В.С.Мухина, «присвоение» индивидом человеческой сущности [65, с. 84]. Однако человек идентифицируется не только с человеком или с человечеством, но и с самим собой, как бы проверяя, сохранился ли я таким, как был, все ли со мной в порядке.
Когда вас оскорбляют, вы стремитесь сохранить идентичность, отстаивая, защищая, сохраняя целостное представление о себе, о собственном Я. Конфликт предполагает осознанную активность, направленную на сохранение этой идентичности.
Таким образом, наряду с биполярностью, являющейся носителем противоречия, в качестве обязательной составляющей конфликта выступает активность выбора, направленная на принятие решения и преодоление противоречия. Однако сама по себе биполярность, как считает Н.В. Гришина, еще не означает столкновения двух разных начал. Их подлинная противоположность обнаруживается в их противостоянии, предполагающем борьбу. Южный и Северный полюсы, при всей их полярности, «полюсности» в буквальном смысле слова, не борются, а следовательно, и не находятся в конфликте друг с другом [27, с. 17].
«Конфликт — это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями», — считает А. Г. Здравомыслов [38, с. 94].
Одним из известных отечественных исследователей — Б. И.Хасаном дана трактовка конфликта, в которой также подчеркивается динамический аспект. Он считает: «Конфликт — это такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимодетерминируют и взаимоизменяют друг друга, требуя для этого специальной организации. При этом важно учитывать, что действие можно рассматривать и во внешнем, и во внутреннем плане.
Авторы первого отечественного учебника по конфликтологии А.Я.Анцупов и А.И.Шипилов предлагают следующее определение конфликта: «Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» [6, с. 8]. Следовательно, в данном определении конфликта его обязательными компонентами являются негативные чувства и противодействие субъектов.
Конфликт необходимо рассматривать не изолированно, а как фактор системы, в частности системы взаимодействий, т.е. динамической системы. Помимо происходящих конфликтных взаимодействий у системы всегда есть прошлое, настоящее и будущее. Важно подчеркнуть, что конфликты являются частью систем взаимодействия, фиксирующих не сиюминутные состояния, а закономерности изменений.
Особо подчеркнем еще и то, что в каждый данный момент мы являемся представителем такой системы и действуем в рамках минимум двух таких динамических систем — «я сам как индивид, личность» и «я как представитель группы, общества, т.е. социальной системы». В процессе взаимодействия, получая информацию, мы воспринимаем и обрабатываем ее с учетом двух этих систем — Я-индивидуальное и Я-социальное, внутреннее (я сам как целостность) и внешнее (мир, в котором я живу).
В психологии понятие обратной связи является весьма важным. Для взаимодействия на уровне мыслей или чувств мы должны обмениваться информацией. Чтобы сообщить партнеру о том, как я к нему отношусь, я должен знать об этом сам, а затем дать ему узнать об этом. Если же мне хочется понять его реакцию на сообщение, я жду от партнера обратной связи. Ведь именно с помощью обратной связи (слов, жестов, мимики и т.д.) мы стараемся дать нашему партнеру понять, как мы восприняли его сообщение. Если бы мы не предоставляли обратную связь друг другу, давно перестали бы понимать, о чем вообще идет речь. Пытаясь что-то объяснить другому человеку, донести до него свою мысль, мы и сами всегда стремимся узнать, как нас понимают. С этой целью иногда задаем вопрос, понятно ли, или просто смотрим на слушающего, пытаясь угадать по выражению лица, насколько правильно нас понимают. Все виды взаимного влияния в конфликтном взаимодействии осуществляются с помощью обратной связи. Обратная связь, если она нарушена или имеет дефект, может способствовать эскалации (нарастанию) конфликта, и, наоборот, с ее помощью можно прийти к согласию и пониманию.
Думаю, что метафорой системного рассмотрения конфликта мог бы быть перекресток. Представьте себе нерегулируемый перекресток в небольшом городе. Пока машин мало, все очень просто, нет никаких проблем. Каждый водитель видит пешеходов и другие машины. Как поступить — пропустить или самому проехать, он решает по ходу действия. Аналогичным образом поступают и пешеходы. Иными словами, если ресурс достаточен, то конфликтов не возникает.
В данном случае машины и пешеходы образуют единую систему. Она характеризуется тем, что машины и пешеходы все время разные, но суть в том, что как элементы системы машины, пешеходы и сам перекресток постоянны. Конфликтные ситуации начнут возникать, когда сильно увеличится поток машин и едущие со всех четырех сторон водители будут спешить проехать это «узкое место». Такая гипотетическая ситуация может решаться по-разному. Можно поставить регулировщика, установить светофор или и то, и другое. Это аналог социального регулирования в рамках государства. Чтобы мы эффективно трудились и спокойно жили, нужны правила, нормы и соответствующие законы. Но кроме светофора и регулировщика, т.е. правил, которым мы должны подчиняться, есть еще мы сами, в данном случае водители и пешеходы и их отношение к этим нормам, их желание или нежелание им следовать, стремление их нарушить, есть их установки и ценности. Вот здесь и будет включаться психологический пласт конфликта, иначе говоря, конфликт каким-то образом будет восприниматься сторонами, они будут испытывать «негативные переживания», искать способы его разрешения или предупреждения, будут принимать решение, которое может либо сохранить сложившуюся систему взаимодействий, либо ее разрушить, т.е. либо будут изменения, либо все останется по-прежнему.
Конфликт — разбалансированностъ динамической системы, проявляющаяся в несовместимости позиций или действий сторон, воспринимаемых ими как угроза себе (собственной идентичности). Конфликт — всегда выбор, сохранять существующую систему взаимодействий в неизменном виде или реконструировать, демонтировать, изменить ее.
Анализ содержания понятия «конфликт» обнаруживает:
1) что конфликт является проявлением нарушения баланса динамической системы, где действия сторон взаимовлияют, взаимоизменяют друг друга;
2) как психологический феномен конфликт рассматривается в
следующих основных направлениях:
ü как вид взаимодействия, который характеризуется борьбой сторон за свою единственность и сохранение собственной идентичности;
ü как поведенческий антагонизм или конфликтные действия;
ü как антагонизм интересов, целей, ценностей, мотивов;
ü как воспринимаемая несовместимость действий или целей.
Управляйте вашими обстоятельствами, и вы увидите закономерности.
И. П. Павлов
Тезаурус человека — все богатство, весь запас его знаний, опыта, определенным образом организованный в голове человека. Это и сам запас, и определенная «карта», позволяющая отыскивать нужное слово для того, чтобы свободно пользоваться им. Важно обратить внимание на то, что тезаурус обеспечивает взаимодействие внутреннего мира человека с окружающей действительностью, при этом храня знания и о том, и о другом.
Важной частью тезауруса, его основой является наш язык, те слова и выражения, которые мы произносим, а также слышим и воспринимаем. Благодаря тому наполнению, которое мы усваиваем и затем успешно используем, тезаурус будет оказывать влияние на наше поведение, поступки, принимаемые решения. Если схематически представить тезаурус как пространство с двумя крайними позициями — «конфликт» и «гармония, мир», где каждая из частей наполнена соответствующим образом структурированной лексикой, то между ними будет узкая полоса — пространство толерантности. Почему же узкая? Прежде всего, потому, что мы еще мало об этом думаем, не акцентируем на этом внимание, а значит, проскакиваем мимо очень важных вещей.
Язык — знаковая система, с помощью которой мы обозначаем все существующие внешние предметы, события и явления. Именно язык позволяет, обозначив некий предмет словом «стол», в последующем, воспринимая слово, воссоздавать в своем сознании образ стола, отождествлять его с реальным столом и передавать свое знание другим с помощью этого знака — «стол». И если в нашем общем тезаурусе, например русского языка, имеется более или менее четкая система, она всем владеющим данным языком обеспечивает понимание. Ее отсутствие приводит к непониманию, потере общих смыслов. Вот почему ученые очень часто подолгу бьются над определением научных понятий, стремясь уточнить вкладываемые в них смыслы
конфликт |
Гармония, мир |
толерантность |
Рис. 1. Влияние тезауруса на восприятие конфликта
Язык и устройство нашего тезауруса (его структура) влияют на восприятие окружающего мира, на его категоризацию, в том числе влияют на восприятие конфликтов. Понятия «конфликт» и «толерантность» являются для нашего тезауруса пока не очень четкими, за последние годы интерес к ним постоянно растет, они уточняются и развиваются, но отношения к ним мы еще не выработали. Ясно одно – каждое из них обозначает определенную категорию, или, можно сказать, является категориальным. Понять, какова роль таких понятий, какое влияние они оказывают на восприятие и оценку соответствующих явлений, мы попытаемся с помощью примеров.
Начнем с простого примера категоризации. Как известно, в раннем возрасте ребенок осваивает содержание утверждений вида:
кукла, кубики, мячик — все это игрушки;
медведь, лиса, заяц — это звери;
чашка и стакан — посуда;
карандаш, мел, ручка — это то, чем пишут;
мама, папа, учительница — взрослые.
Такие группы обычно называют категориями. Объединяя объекты (и их имена) в подобные группы на основе своих знаний о мире, ребенок получает возможность эти знания структурировать, учится обобщать и строить свой тезаурус. Соответственно акт отнесения слова (объекта) к группе называется актом категоризации. Накопление знаний у ребенка сопровождается постоянными попытками категоризации, что проявляется, в частности, в классических «детских» вопросах: «Почему ты говоришь, что мы купили овощи и укроп? Разве укроп не овощ?», «Канистра — это такой бидон?», «Сливки — это слитое молоко?», «Ослик — это маленькая лошадь?»
Зачастую сами категории тезауруса и система символов определяют наше отношение к поступающей информации в большей степени, чем само реальное окружение. Проблема категоризации восходит к известной формулировке Уорфа о членении мира на категории: «Мы выделяем в мире явлений те или иные категории и типы совсем не потому, что они (эти категории и типы) самоочевидны» [88, с. 174]. Впоследствии наличие или отсутствие в языке слова для наименования некоторого смысла влияет на восприятие.
Иногда говорят, что символ содержит в свернутом виде программу, закон поведения человека. В самом деле, мы же с детства помним: «Это стул — на нем сидят», «Это стол — за ним едят...» Взаимодействуя с материальными предметами, рука ребенка повторяет прадедовские жесты и таким образом овладевает социальным значением этих предметов. Однако такой материализованный опыт приобретается ребенком только в предметном общении со взрослыми, а обобщенные данные опыта становятся частью его тезауруса. Разные реакции разных людей и в разных ситуациях складываются в единую структуру только благодаря тому, что все люди подходят к этому классу объектов так, как будто последний имеет определенные устойчивые свойства. К любому объекту мы подходим с определенными ожиданиями. На стул мы садимся в уверенности, что он не взлетит в воздух, — это не вертолет, не дельтаплан и т.д. Такая уверенность относится не только к уже знакомому нам стулу, но к любому стулу вообще, поскольку данный символ (слово) объединил целый класс предметов в одну категорию, а ей предписаны в сознании определенные свойства. «Предмет или вещь в сознании человека есть единица, часть сущего, все то, что обладает совокупностью свойств, занимает объем в пространстве и находится в отношении с другими единицами сущего», — отмечает В. С. Мухина [65, с. 12]. Человек научился не только создавать предметы, использовать их и сохранять, но он создал параллельный мир в своем сознании. Тезаурус, куда он ввел не только сами эти предметы и взаимосвязи между ними, но и свое отношение к ним, через систему языка и его категорий может исследоваться.
Категоризация начинается с того, что люди разделяют весь свой опыт на сходные и различающиеся части: «то — не то», а затем обозначают сходные общим символом. С помощью последнего опыт собственного поведения передается другим людям. Отсюда и понимание значения как единства обобщения и общения. Поясним примером. В лесу ребенок заметил яркие бусинки на кустах и потянулся к ним, но его одернули: «Нельзя, это волчьи ягоды». Данным термином жители обозначают несколько десятков сортов растений, которые объединяет то, что с ними обращаются, как будто все они содержат сходные (ядовитые) вещества.
Слово «конфликт», смею утверждать, в нашем тезаурусе является категориальным, а вот что стоит за ним, какие связи начинают активизироваться, какое отношение к данному явлению, какие ассоциации всплывают, когда мы его произносим, и т. д. — все это связано еще и с нашим опытом. На детской площадке в песочнице ребенок заметил у играющего рядом ребенка красивую игрушку и тут же взял ее. Сосед попробовал ее вернуть, но не вышло, тогда он заплакал и пошел к своей маме, — дескать, помоги мне. В ответ на это мама говорит: «Чего ревешь? Дай сдачи». Вот первый опыт поведения в конфликте, который сигнализирует ребенку о том, что он действует не так, а надо уметь «постоять за себя», «дать сдачи», «наказать обидчика» и т.д. Мы не будем пока оценивать мамины реакции и собственно сам конфликт, важно заметить, как ребенок, не зная еще и такого слова — «конфликт», учится вести себя в конфликтных ситуациях, а обучаясь, обобщает и категоризирует.
Если в культуре демонстрируются образцы силы как положительные, т.е. «быть сильным» означает «быть на уровне», то ценность силы возрастает, причем иногда и непомерно. Тогда появляется мечта о «сильной власти», «сильном руководителе», о «сильной личности» и т.д. Эти стереотипы неявно означают применение силы, а человек, стремясь к соответствию своего поведения распространенным культурным образцам, будет использовать силовые методы. В.Лефевр, подчеркивая культурное, нормативное происхождение этого явления, называет его «ритуальной агрессивностью» [53, с. 67]. Явление такой ритуальной агрессивности сейчас можно наблюдать довольно часто в форме вербальной агрессии в молодежных сообществах, где сквернословие и ругань выполняют роль весьма негативного ритуала, который совсем не так уж безопасен для нашего сознания.
Возвращаясь к тезаурусу, следует сказать, что категоризация позволяет человеку ориентироваться в бесконечно разнообразном мире. Человек объединяет различные, но функционально сходные объекты, помещая их в собственный тезаурус. Этот процесс абстрагирования и вербального опосредования составляет основу психологического понимания «значения» и является важной составляющей тезауруса. А теперь воспользуемся примером из работы В.Б.Ольшанского [69, с. 87]. Попробуйте сгруппировать попарно четыре слова — «поцелуй», «соловей», «таракан», «кашель». Наверное, кто-то объединит первое слово с четвертым, поскольку речь идет о действиях, а второе с третьим — обозначаются живые существа. Другие же с тараканом объединят кашель, а с соловьем — поцелуй. В первом случае в основу группировки положена близость денотатов (означаемых), или предметного значения этих слов. В основе же другой группировки лежит близость коннотатов (означающих): поцелуй и соловей связаны с чем-то приятным, а таракан и кашель вызывают чувство брезгливости. Насколько важен другой аспект, судите сами. Слова «аромат», «запах», «вонь» имеют одно и то же предметное значение, но эмоционально воспринимаются по-разному. Аналогично про женщину можно сказать, что она «пожилая» или «старуха», она «веселая» или «легкомысленная». Чувствуете разницу? Говоря о мужчине, что он «планирует» свои расходы или их «калькулирует», мы самим использованием слов вносим оценочный элемент. Одно дело сказать о человеке, что он экономный, другое — жадный, скаредный, жмот.
Психика предполагает обобщение и классификацию не только понятийного, но и чувственного, аффективного характера. Следовательно, дети, обучаясь логике понятий, усваивают и «логику чувств» и «систему оценок». Помните «Что такое хорошо и что такое плохо?» В. Маяковского, еще крохами люди учатся оценивать и обобщать свои оценки. «Культура — явление коллективное, исторически обусловленное, сконцентрированное прежде всего в знаково-символической форме» [65, с. 11].
Если в тезаурусе заложено «конфликт — это плохо», то и кате-горизировать воспринимаемые события человек будет соответствующим образом; если же, напротив, «конфликт — это хорошо», то соответственно будут восприниматься вновь поступающая информация и события. Как показано на рис. 5, восприятие информации интолерантным, или категоричным, субъектом будет соответствовать зоне 1 — «желательно», а вся остальная информация оказывается отброшенной, игнорируется. Толерантность расширяет сферу, включая восприятие информации нежелательной и допустимой. Следовательно, позиция толерантности создает возможности для дополнительных выборов, открывая путь к гибкости, «безоценочным» суждениям и адекватности восприятия. Толерантность позволяет воспринимать нечто как факт, необязательно приклеивать к нему ярлык.
Если задуматься об этом серьезно, язык (слово) как важная составляющая нашего тезауруса — мощное средство. Именно слово «иногда лечит, а иногда калечит». Порождая злобу, ненависть, вражду, слово становится конфликтогеном, т.е. источником конфликта. Таких слов, к сожалению, в нашей речи довольно много, и порой мы просто их не замечаем. При этом в конфликтологии недопустимо появилось даже понятие «конфликтогенный экстремизм», вполне приложимое и к языку.
Конфликтогенный экстремизм языка проявляется, например, в том, что у нас в памяти хранится больший запас «ругательной лексики», нежели «ласкательной», значительно больше «репертуар» отрицательных оценок, чем положительных. Как отмечается в исследовании Н.А.Лукьяновой, в нашем словаре гораздо больше слов, выражающих негативные эмоциональные оценки: неодобрение, насмешка, порицание, пренебрежение, осуждение, презрение, отвращение, омерзение, недовольство, возмущение, негодование, сарказм и т.д. Они составили достаточно длинный список, а перечень положительных оценок оказался гораздо короче: одобрение, поощрение, ласка, удовольствие, восторг, восхищение [56, с. 49].
Аналогичную работу мы провели в студенческой группе, предложив в течение трех минут вспомнить и записать все добрые, ласковые слова, которые они говорят обычно своим близким (родителям, друзьям, любимым). Мы получили списки, включающие от 3 до 11 слов, причем следует сказать, что многие из них повторялись и были достаточно шаблонными (кисонька, лапочка, ласточка, заинька). В следующие три минуты надо было записать все бранные слова, ругательства, которые студенты используют в речи. Списки оказались длиннее предыдущих более чем в два раза. Один студент успел записать за три минуты 22 таких слова — какое разнообразие и виртуозность импровизации! Студентам было предложено сравнить собственные данные по двум спискам и дать их интерпретацию. Они очень живо обсуждали результаты эксперимента и пришли к выводу, что этот репертуар явно сказывается на их общении, затрудняя подбор ласковых и хороших слов.
Если для вас конфликт — только спор, драка, сражение, война, сопротивление, противостояние и отсутствует связь с миром, согласием, гармонией, а также с консенсусом, толерантностью, то и новая информация о конфликтах и они сами будут восприниматься более плоско, однобоко и часто негативно. Представьте себе, что всю поступающую информацию вам надо разделить по принципу черный или белый, хороший или плохой. Все, что не попадает в тот и другой класс, отбрасывается. А если добавить еще одну категорию, обозначив ее, например, словом «нейтральный»? Тогда все, не попавшее в первые две категории, будет отнесено к третьей. Когда в тезаурусе появляются новые связи и категории, то появляются и иные возможности для принятия решений, новые выборы, расширяющие наши внутренние возможности. Следовательно, толерантность как золотая середина необходима нам хотя бы для того, чтобы не впадать в крайности, как иная точка отсчета, как расширение выборов в ситуации конфликтного взаимодействия.
Субъектный тезаурус, или весь запас знаний и опыта каждого человека, имеет структуру (форму) и содержание. Выбирая что-то из окружающего мира, присваивая социальный опыт, мы стремимся упорядочить его внутри себя. Систематизируя содержательно, мы строим в тезаурусе определенные конфигурации, обеспечивающие нам впоследствии доступ к необходимым данным. В результате получается так, что можно от содержания идти к форме, а можно, наоборот, идти от формы, или структуры, тезауруса к содержанию. Для пояснения этого воспользуемся примером известного отечественного лингвиста Л. С. Щербы. Возьмем его знаменитую фразу: «Глокая куздра штеко буданула бокра и кудрячит бокренка». Думаю, что почти каждый, прочитав эту фразу, представил себе красивую корову, которая толкнула своего мужа и ласкает теленка. Так или приблизительно так мы от структуры (формы) перешли к содержательному ее наполнению. Вся фраза составлена из квазислов, слов, отсутствующих в нашем тезаурусе, но их форма и структура фразы, а следовательно, и место каждого элемента в тезаурусе позволяют нам понять смысл всей фразы, приписав ей реальные смыслы. Аналогичным образом возникают сленги, которыми пользуется молодежь. «Это круто», «этот лох», «клево» говорите вы и не подозреваете, что это те же квазислова, что и в «глокой куздре». Все это нам очень важно для понимания того, что происходит с нами в конфликтных ситуациях, как мы воспринимаем эту ситуацию и как иногда оказываемся в конфликтных ситуациях только благодаря структуре и конфигурациям нашего тезауруса.
Известно, что человек всегда стремился зафиксировать существующую в его голове систему — субъектный тезаурус, используя для этого различные способы. Одним из таких способов является разработка самых разных словарей. Словари и их разнообразные формы ярко демонстрируют, как развивается наше знание, как трансформируются в них категории, которыми мы обозначаем внешний мир и тем самым отражаем наш внутренний мир — наше сознание, влияющие, в свою очередь, на изменение внешнего мира посредством нашего общения.
Понятие «толерантность», уже достаточно широко используемое в отечественной и зарубежной философско-психологиче-ской литературе, сегодня все чаще звучит в русском варианте как «терпимость». Следует сказать, что, безусловно, эти термины не эквивалентны и расхождения в их смыслах усиливаются семантическими связями и ассоциациями каждого из этих понятий в разных языках. Так, русское слово «терпимость» в отличие от его европейского аналога имеет, скорее, негативный оттенок и в числе ассоциаций содержит такие, как «терпеть наглость», «терпеть позор», «терпеть надругательства», «потерпеть поражение» и т.д.
Возможно, именно это привело к тому, что сегодня подвергается сомнению само значение толерантности для нас. Давайте посмотрим, какова же роль толерантности в предупреждении конфликтов и их профилактике, хотя следует предупредить, что добиться толерантности в одночасье невозможно. Ее придется проращивать постепенно и, возможно, довольно долго. Важнее не спорить о необходимости воспитания толерантности, а определить, какие всходы может дать нам посеянное семя, понять, каковы перспективы толерантности для каждого из нас и для общества и каковы сегодня наши стартовые возможности для ее развития.
Тезаурус человека влияет на восприятие окружающего мира, в том числе и конфликтов.
• Категории тезауруса определяют наше отношение к поступающей информации в большей степени, чем само реальное окружение.
• Слово как символ и элемент тезауруса содержит в свернутом
виде программу поведения человека.
• Структура тезауруса с выраженной полярностью порождает
категоричность суждений и оценок, нетерпимость к иному.
• Толерантность позволяет расширить наши выборы в конфликтных ситуациях.
• Толерантность как золотая середина влияет на принятие решений и сбалансированность динамической системы.
Дата добавления: 2016-06-15; просмотров: 4600;