Характеристики тоталитаризма


Основные признакитоталитаризма были выделены Карлом Фридри­хом (1901-1984) и Збигневом Бжезинским (род. 1928). Это — тотальная идеология, однопартийная система, монополия на средства массовой ин­формации, система террористического полицейского контроля, монополия на все виды вооруженной борьбы и организованного насилия, контроль над экономикой. Позднее Фридрих сформулировал последний пункт как «мо­нополия на все организации, включая экономические» и добавил к данно­му перечню признаков территориальную экспансию. Черты тоталитаризма нагляднее всего показывают мнения самих вождей подобных режимов или их идеологов, а не только исследователей и критиков.

Официальная тотальная идеологияпредставляет собой утопичес­кое видение нового политического порядка и пути его достижения, объяс­няет «миссию» лидера либо правящей группы, оправдывает борьбу как ос­нову политики. По замечанию американского философа Эрика Хоффера (1902-1983), «массовые движения могут возникать и распространяться без веры в бога, но никогда без веры в дьявола». Именно на борьбу с «дьяво­лом» (империалистом, коммунистом, демократом, кулаком, евреем, земле­владельцем — перечень можно продолжать очень долго) призывала массы тоталитарная идеология: ведь сражение с «врагом» не только объясняет мас­сам, кто виноват во всех их проблемах, но и способствует мобилизации людей на классовую, революционную войну.

Мы стоим всецело на почве теории Маркса: она впервые превратила социализм из утопии в науку, установила твердые основания этой науки и наметила путь, по которому должно идти, развивая эту науку и разрабатывая ее во всех частностях... Она выяснила настоящую задачу революционной социалистической партии... — организацию классовой борьбы пролетариата и руководство этой борьбой, конеч­ная цель которой — завоевание политической власти и организация социалистического общества.   В.И. Ленин, «Наша программа»

Утопическая идея нового гармоничного и справедливого общества принимала разную форму, например: арийская раса сверхлюдей в Герма­нии, новое крестьянское общество Мао или бесклассовое общество в СССР, в котором уничтожено все неравенство. Но согласно тотальной идеологии борьба должна продолжаться дальше — уже в мировом масштабе. Эти взгля­ды иллюстрируют тезисы двух вождей — российского и немецкого.

Завоевав политическую власть, пролетариат не прекращает классо­вой борьбы, а продолжает ее — впредь до уничтожения классов.   В.И. Ленин, «Великий почин»
Предназначение немецкого народа состоит в создании государства, чьей высшей целью является сохранение и поддержка самых благо­родных элементов нашей нации, а в действительности и всего чело­вечества.   А.Гитлер, «Моя борьба»

Главная задача тотальной идеологизации*— постоянная легитими­зация установленного политического режима и его курса. Идеология долж­на была доказать, что успех в достижении цели предопределен либо законами истории (марксизм), либо волей природы (на­ционал-социализм). Характерно, что построение нового идеального общества тесно увязывалось с концепцией изменения самого естества человека, так как только совершенные люди («чистая раса», «все­ сторонне развитые личности» и т.п.) могут стать его полноправными членами.

Идеология использовалась и как орудие моби­лизации массы яростных сторонников и последова­телей тоталитарных режимов (класса либо расы). Именно в головы таких людей вдалбливались их «высшее предназначение» и способы достижения «счастливого состояния» в будущем при полном оп­равдании всех средств, в т.ч. преступных, в движе­нии к этой цели. Основной тезис здесь был таков: истинно то, что увеличивает успехи «избранного» класса или расы, ложно — противоречащее их инте­ресам. Тоталитарная идеология и ее современные производные описывают мир в черно-белых крас­ках — все граждане определяются только как про­тивники или сторонники данной идеи, государства и пр. Кстати, о нынешних проявлениях подобных идеологий: мировая по­литическая история даже последних лет отчетливо показывает, что практи­чески любая глобальная общественная идея в итоге способна приобрести тотальный характер.

Однако идеология тоталитарного режима не может быть воплощена в жизнь без надежной организации, партии. Она не приемлет политического плюрализма, потому в условиях этого метода правления формируется ис­ключительно однопартийная система.

В своей борьбе... пролетариат может действовать как класс, только организовавшись сам в определенную политическую партию, про­тивостоящую всем старым партиям, образованным имущими клас­сами. Эта организация ...необходима для того, чтобы обеспечить по­беду социальной революции и ее высшую цель — уничтожение клас­сов.   К. Маркс, «Письмо Герману Юнгу 18 октября 1871 г.»
Положение нашей партии, как единственно легальной партии в стране (монополия компартии), не есть нечто искусственное и на­рочито выдуманное... Монополия нашей партии выросла из жиз­ни, сложилась исторически, как результат того, что партии эсеров и меньшевиков окончательно обанкроти­лись и сошли со сцены в условиях на­шей действительности. И.В.Сталин, «Беседа с первой американской рабочей делегацией»

Партия в тоталитарных режимах тес­но сплетена с государством в конструкцию партия-государство: «Когда мы говорим «государство», то государство — это мы. Это — пролетариат, это — авангард рабо­чего класса», — утверждал Ленин в 1922 г. Вступление в партию обязательно должно быть проконтролировано, так как членство и карьера в ней сопровождались определен­ными льготами. Партия тоталитарного типа организуется иерархично и стоит либо над правительством, либо пронизывает его ин­ституты, где все важные посты занимают партийные функционеры (данный принцип демонстрируют режимы Кастро на Кубе и Ким Чен Ира в Северной Корее).

Партия-государство может разрешить проведение формальных выборов. Моби­лизация населения приводит к практичес­ки 100-процентному участию избирателей в безальтернативном голосовании и, разу­меется, к победе правящей группировки.

Обратите внимание Партийность — дух самопожертвования и полной приверженности интересам партии — термин, отражавший в СССР комбинацию необходимых черт (предан­ность, дисциплина, революционный пыл), которые должны были демонстрировать все члены ВКП(б) - КПСС.

Для поддержания веры в ценность сво­ей идеологии партия-государство (вместе с околопартийными элитами) использует помимо образовательных структур пропаган­ду. Поэтому ей как воплощению тоталита­ризма необходима монополия на средства массовой информации(СМИ), которые обязаны постоянно показывать народную поддержку режима и любовь к его лидеру, а также давать идеологически выверенное описание внутренних и внешних событий.

 

Надо принять меры к тому, что­бы в органах печати, как партий­ных, так и советских, как в газе­тах, так и в журналах полностью проводилась линия партии и ре­шения ее руководящих органов.   И.В. Сталин, «О правом уклоне в РКП(б)»
Бургомистр: Слушайте приказ. Во избежание эпидемии глазных болезней, па небо смотреть вос­прещается. Что происходит на небе, вы узнаете из коммюнике, которое по мере надобности бу­дет выпускать личный секретарь господина Дракона. Е. Шварц, «Дракон»

Политпросвещение и развлечения в тоталитарных обществах подчине­ны идеологической пропагандес ее мобилизующим массы характером: факельные шествия в Германии, спортивные парады на Красной площади, праздничные выступления в Северной Корее, идеологически спланирован­ные карнавалы на Кубе. Общий признак таких обществ составляют и культурные явления, тоже призванные внушать идеологические принципы: цик­лопические монументы вождей; особого, большей частью имперского, стиля архитектура; кинопроизводство, ориентированное на лозунг «жить стало лучше, жить стало веселее»; литература, повествующая о подвигах и побе­дах над внутренними и внешними врагами представителей наилучшего (чи­тай: тоталитарного) строя и т.д.

 

Первая задача пропаганды — привлечь людей в организацию; первая задача организации — завоевать людей для продолжения пропаган­ды. Вторая задача пропаганды — подрыв существующего положения дел и обеспечение проникновения в общество новой доктрины, в то время как вторая задача организации — борьба за власть, для обеспече­ния успеха доктрины.   А. Гитлер, «Моя борьба»

В тоталитаризме воздействие пропа­ганды дополняется и усиливается терро­ром. Террор без пропаганды потеряет свое массовое психологическое воздействие, но пропаганда без террора не способна до­стичь поставленных режимом целей в полной мере. Пропаганда и насилие — не противоположности, ибо использование силы может быть частью пропаганды. Подобная логика приводит к созда­нию системы террористического полицейского контроля,основным смыслом которого является устрашение. Правда, этот принцип — не изоб­ретение собственно тоталитаризма, а его заимствование.

 

Князь должен внушать страх таким образом, чтобы если не заслу­жить любовь, то избежать ненависти, потому что вполне возможно устрашать и в то же время не стать ненавистным... Когда придется все же пролить чью-нибудь кровь, это надо сделать, имея для того достаточные оправдания и явную причину.   Н. Макиавелли, «Государь»

Тоталитарному правлению требуется огромный организационный кон­троль над обществом ради его полной трансформации — не только над ар­мией, но и над семьями, школами, вузами, искусством, т.е. над всеми ас­пектами жизни человека. Для этого нужны полиция и другие органы безо­пасности (гестапо, НКВД, штази), которые обеспечивают надзор над людьми, используя физические и моральные насильственные методы. То­талитарные режимы не могут обойтись без тайных арестов, заключений, пыток; одна угроза «стука в дверь» способна терроризировать широкие слои даже вполне лояльного населения.

 

Телеэкран работал не только на прием, но и на передачу. Он ловил каждое слово, если его произносили не слишком тихим шепотом; мало того, покуда Уинстон оставался в поле зрения мутной пласти­ны, он был не только слышен, но и виден. Конечно, никто не знал, наблюдают ли за ним в данную минуту или нет. Часто ли и по како­му расписанию подключается к твоему кабелю полиция мыслей — об этом можно было только гадать. Не ис­ключено, что следили за каждым — и круг­лые сутки.   Дж. Оруэлл, «1984»

В СССР в постсталинскую (раннюю посттота­литарную) эпоху чистки, каторжные работы и мас­совые казни были заменены более мягкими форма­ми контроля, такими, например, как увольнение с ра­боты или высылка в отдаленный город.

Монополия на все виды вооруженной борь­бы и организованного насилияпозволяет тотали­тарным лидерам избавляться от противников. Вож­ди понимали, что их проект нового общества при наличии внутренних оппонентов, диссидентов и врагов будет безуспешен, потому подвергали реп­рессиям прежде всего тех, кого не удавалось под­чинить иными методами. Насилие над политичес­кими противниками принимало формы массового террора и геноцида, которые были направлены на определенные группы, категории, классы людей, названные «врагами народа», контрреволюционерами, шпионами и сабо­тажниками. Ради демонстрации «объективности» режима, а в действи­тельности в целях устрашения, нередко наказывали и его преданных сто­ронников. Эти приемы по сей день используются в так называемых тоталитароподобных обществах.

 

С контрреволюционерами можно поступать по-разному: казнь, зак­лючение, надзор и освобождение. Казнь — все знают, что это озна­чает. Заключение — означает заключение в тюрьму и изменение их с помощью труда. Надзор означает то, что контрреволюционеры оста­ются в обществе под надзором масс. С разными контрреволюционе­рами необходимо обращаться по-разному... В великой революции, объединившей 600 миллионов людей, массы не смогли бы поднять­ся, если бы мы не убили некоторых деспотов.   Мао Цзэдун, «О десяти основных взаимоотношениях»
Обратите внимание Книга рекордов Гиннесса (1978) поместила Мао на 1-е место в кате­гории «массовые убийства» — свыше 29 млн. человек. По данным Рудольфа Руммеля (род. 1932). в результате тоталитарных репрессий при Муссолини погибло 224 тыс., в Пакистане при военных правителях — 1,5 млн, на Кубе — 15 тыс., в Камбодже при красных кхмерах — более 2 млн, в Северной Корее — 1,66 млн, а по мнению 3. Бжезинского, в СССР в период сталинских чисток — 20-25 млн, при режиме Гитлера в Германии — 17 млн человек.

Монополия господствующей группировки на все средства вооруженной борьбы — это еще и способ ее предохранения от военного переворота. Кста­ти, ни один тоталитарный режим не был свергнут собственной армией.

Контроль над экономикойнеобходим тоталитарному режиму для укрепления его материальных основ — для свободного рас­поряжения сырьевыми богатствами страны, перераспределения ресурсов в тяжелую промышленность, производство вооруже­ний и т.д. Принцип партии-государства — определять структуру экономики, планиро­вать капиталовложения в отдельные отрас­ли хозяйства, руководствуясь собственны­ми представлениями о развитии, а не нуж­дами потребителей. В первые годы после установления режима могли наблюдаться определенные успехи. К примеру, в гитлеровской Германии довольно высо­кого уровня достигли ракетные технологии (В. фон Браун) и реактивное са­молетостроение (В. Мессершмитт), в СССР была создана атомная бомба (ру­ководитель проекта Л.П. Берия).

 

Большинство сторонников планирования, серьезно изучивших прак­тические аспекты своей задачи, не сомневаются, что управление эко­номической жизнью осуществимо только на пути более или менее жесткой диктатуры. Чтобы руководить сложной системой взаимо­связанных действий многих людей, нужна, с одной стороны, посто­янная группа экспертов, а с другой — некий главнокомандующий, не связанный никакими демократическими процедурами и наделен­ный всей полнотой ответственности и властью принимать решения.   Ф. Хайек, «Дорога к рабству»

С тотальной идеологией прямо связана нацеленность на территори­альную экспансию.Правототалитарные режимы (нацистская Германия и фашистская Италия) стремились получить дополнительное жизненное про­странство (нем. Lebensraum) и для этого развязали Вторую мировую войну, в чем им немало помог сталинизм с его тайной дипломатией по переделу мира, а также реальными действиями по овладению западными регионами Украины и Белоруссии, странами Балтии. Позже экспансионизм СССР внеш­не был более «мирным» и заключался в распространении идей марксизма-ленинизма на иные страны. Строго говоря, экспансионизм не может быть чертой исключительно тоталитаризма, ибо и другие типы недемократичес­ких режимов способны на захватнические военные операции (например, Саддам Хусейн вторгся сначала в Иран, потом в Кувейт, Иди Амин — в Танзанию, король Хусейн — в Западную Сахару).

Линц в отличие от Фридриха и Бжезинского подошел к рассмотрению тоталитарных режимов сквозь призму четырех характеристик — плюра­лизм, идеологизация, конституционность и мобилизация. Режим можно квалифицировать как тоталитарный, если он обладает нижеследующими чертами.

Во-первых, существование центра власти,который регулирует — в сторону сокращения — любой плюрализм институтов или групп, приводя тем самым к отсутствию всякого плюрализма.

 

Массы сами хотят, чтобы ими руководили, и массы ищут твердого руководства. По массы хотят, чтобы руководство было не формаль­ное, не бумажное, а действительное, понятное для них. Для этого именно и необходимо терпеливое разъяснение цели и задач, дирек­тив и указаний партии и Советской власти.   И.В. Сталин, «Речь на XV московской губпиртконференции»

Способность партийных институтов пронизывать общество, присут­ствовать почти во всех учреждениях и организациях, поднимать людей на решение масштабных задач на добровольной основе, а не ради материаль­ных стимулов, дают режиму возможность получать большие результаты при ограниченных ресурсах.

Во-вторых, наличие автономной и хорошо продуманной идеологии,которая используется как основа политики и легитимизации правящей груп­пы/лидера/партии.

Объединяйтесь, товарищи, решительно и смело боритесь за дело со­циализма. Любое дело или слово, отклоняющееся от социализма, полностью ложно.   Мао Цзэдун (май 1957)

Идеология не сводится к составлению какой-то программы, а опреде­ляет исторические цели и объясняет общественную реальность. Вместе с тем она также нужна в качестве некоторых рамок, ограничивающих всевластие лидера, ибо его идеологические выступления всерьез воспринимаются мас­сами и последователями. Больше ничто не лимитирует полномочия лидера, а с уче­том того, что он может исправлять идео­логию и трактовать ее по своему усмотре­нию, неизбежен вывод о неконституцион­ностивласти. Это третье.

 

Диктатура есть власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не свя­занная никакими законами. Револю­ционная диктатура пролетариата есть власть, завоеванная и поддерживае­мая насилием пролетариата над бур­жуазией, власть, не связанная ника­кими законами.   В.И. Ленин, «Пролетарская революция и ренегат Каутский»

Приверженность идеологии, стремле­ние получить монопольный контроль и страх перед потерей власти объясняют ис­пользование насильственных методов и вероятность продолжительного террора. Террор внутри элит отличает тоталитарные от других недемократических режимов.

В-четвертых, высокий уровень учас­тия, политизации и активной мобилизацииграждан нужен описываемым режимам для достижения политических и коллективных социальных задач. Членство в партии и ру­ководимых ею организациях придает смысл жизни и чувство участия многим людям. Это тоже выделяет тоталитаризм среди других недемократических режимов, в частности некоторых видов авторитаризма.

 

Чтобы добиться успеха, ... нам нужно организовать ... мобилизацию рабоче-крестьянских масс на борьбу за проведение в жизнь лозунгов и решений партии и правительства.   И.В. Сталин, «Отчетный доклад на XVII съезде партии»
Наша центральная задача — мобилизовать широкие массы для участия в революционной войне.   Мао Цзэдун (январь 1934)

Тоталитаризм добивается столь высокого уровня политического учас­тия, которому могут позавидовать демократии. Единственное отличие уча­стия в мобилизационном тоталитарном режиме: в любой области и по всем вопросам есть только один возможный его канал — партийный, а главная цель и направление активности людей определяются из центра.

Итак, для тоталитарного режима характерны: отсутствие политичес­кого, экономического и социального плюрализма; наличие четко опреде­ленной, объединяющей и направляющей утопической идеологии; эффек­тивная мобилизация и лидерство (часто харизматического типа) с неопре­деленными границами власти и большой степенью непредсказуемости.

 

 

АВТОРИТАРИЗМ

Содержание авторитарного правления

Политологам хорошо известно афористичное высказывание Джованни Сартори: «Авторитаризм — власть, не признающая свободы» («Демок­ратическая теория»). Оно принципиально верно, хотя и заключает в себе очень широкое обобщение: при почти полном сходстве тоталитарных ре­жимов авторитаризм можно считать многоликим.

Линц определяет все разновидности режимов как авторитарные,если им присущи такие отличительные признаки: 1) ог­раниченный безответственный политический плю­рализм; 2) отсутствие руководящей, четко разрабо­танной идеологии; 2) отсутствие в целом политичес­кой мобилизации и, соответственно, низкий уровень политического участия; 4) формально обозначенные и предсказуемые границы власти лидера/элиты.

Самый показательный элемент авторитаризма— ограниченный плюрализм.Его ограничение может происходить юридически или фактически, с большей или меньшей эффективностью, касаться исключи­тельно политических объединений или же групп интересов. Некоторые авторитарные режимы соглас­ны даже на институционализацию контролируемого сверху политического участия независимых групп и институтов, на существование символических партий, но и в таких случаях власть остается неподотчетной гражданам.

Для авторитарных режимов характерно сохранение гражданского об­щества либо некоторых значимых и довольно самостоятельных его сегмен­тов. Однако их влияние на действия государства очень урезано, поскольку власть предпочитает опираться на саму себя. Тем самым государство не предоставляет гражданам возможности сколь-нибудь эффективного конт­роля над элитой. Но и надзор над населением нельзя считать тотальным, так как авторитарные структуры не стараются проникнуть во все сферы жизни общества. Поэтому решение многих социальных, религиозных, куль­турных и семейных вопросов остается за гражданами.

Не наивысшая — по сравнению с тоталитаризмом — степень ограни­чения плюрализма разрешает возникновение неких схем полу- и псевдооп­позиций режиму в условиях полусвободы. Если при тоталитаризме суще­ствует четкая граница между режимом и его противниками, то при автори­таризме положение оппозиции не определено, так как ее нелегальность (из-за отсутствия институционализации) вполне совмещается с терпимостью по отношению к ней со стороны правителей. Полуоппозиционные группы могут позволить себе частичную критику режима, одновременно призна­вая его традиционную легитимность либо социальную необходимость и стремясь к участию в действующей власти.

Вместе с тем авторитарные режимы без колебаний применяют наси­лие против своих оппонентов и людей, представляющих прямую угрозу их существованию. Чтобы обезопасить систему правления, они могут вводить жесткую цензуру печати, запрещать партии, ужесточать правовую систему, манипулировать законами для преследования и наказания противников.

Политическая элита авторитарного режима — это разнородная груп­пировка с ограниченным числом профессиональных политиков, выдвину­тых — по принципу назначения или наследования — из бюрократии, ар­мии, технократии, экономических, социальных (в узком смысле), религи­озных и других групп интересов. Для устойчивости авторитаризма очень важна взаимная лояльность представителей правящей группировки, при­писанных туда по корпоративному признаку различными кликами*,равно как и сотрудничество данных клик — действительной опоры режима — между собой. При этом фигура главы авторитарного государства (даже дик­татора) может быть чисто номинальной, «выставочной».

При отсутствиинаправляющей, четко сформулированной идеологииправящей элите неимоверно трудно мобилизовать массы, которые, следо­вательно, не могут идентифицировать себя с режимом. Всем видам автори­таризма присущи рост апатии, деполитизация и отчуждение от режима оп­ределенных социальных групп. Общество для авторитарных лидеров — это иерархическая организация, потому возможности контроля над покорными людьми и порядок в целом представляют для них большую ценность, чем сво­бода, базовый консенсус и вовлеченность граждан в политику, т.е. политизация*.

В авторитарных условиях идеологию могут за­мещать религия, традиции, культура, которые не только наделяют определенной легитимностью ли­дера, но и служат ограничителями, пусть порой очень слабыми, его власти.

 

Подлинным законом общества является либо обычай, либо религия. Проблема свободы в современном обществе порождена тем, что законом общества стали конституции, кото­рые опираются исключительно на воззрения господствующих в мире диктаторских ору­диях правления, начиная от личности и кончая партией... Религия, вклю­чающая обычай, есть утверждение естественного закона. Законы, не базирующиеся на религии и обычае, неправомерны.   М. Каддафи, «Зеленая книга»

Но все же назвать авторитаризм полностью деидеологизированным ре­жимом нельзя. Почти в каждой стране с такой формой правления существует некий идеологический суррогат или псевдоидеология, что в известной мере позволяет снимать утопические ожидания и возможные из-за них полити­ческие и социальные конфликты, которые иначе пришлось бы институцио­нализировать (как в демократиях) либо подавлять (как при тоталитаризме).

Признак авторитарного режима, схожий с тоталитаризмом, — нали­чие единственной или какой-то привилегированной партии. Такая партия обычно создается сверху путем слияния различных компонентов (чаще всего корпоративного свойства, нечто вроде посланцев от клик), вследствие чего она не является столь единым, сильным и дисциплинированным институ­том, как при тоталитаризме.

Мобилизацияи не особо нужна авторитаризму, поскольку мобилизо­ванные люди — при отсутствии четкой идеологической базы — способны когда-нибудь выступить против самого режима. Кроме того, эффективная политизация, проводимая одной партией, поставила бы под угрозу осталь­ные составляющие ограниченного плюрализма (армию, клики как группы интересов и т.д.).

Авторитарные режимы с перечисленными выше общими признаками можно классифицировать по способу их установления (переворот, выборы и т.д.), по обоснованию прихода к власти правителей-автократов (охрана порядка, объединение страны, модернизация, свержение коррумпирован­ных властей), по типу политической элиты (военный, однопартийный, ре­лигиозный, монархический, личная диктатура).

 

 



Дата добавления: 2016-05-28; просмотров: 3493;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.024 сек.