Эволюция представлений о политике: основные этапы и парадигмы


ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА

Что есть политика?

Категория политики— одна из самых сложных для объяснения и по­нимания в политологии. Трудности в истолковании политики связаны преж­де всего с многозначностью этого явления общественной жизни. Величай­ший мыслитель античности Аристотель, один из основоположников по­литической науки, видел в политике высшую форму общения людей. Он считал человека политическим животным (гр. zoon politikon), совершенно не вкладывая в это суждение отрицательный смысл, а, напротив, скорее хвалебный. Таким образом, еще в древние времена философы полагали, что заниматься политикой людей побуждают по преимуществу их естествен­ные устремления.

 

Государство принадлежит тому, что существует по природе ...и чело­век по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств, живет вне государства, либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек.   Аристотель, «Политика»

 

АРИСТОТЕЛЬ (384 до н.э., Стагира, Халкидики — 322 до н.э., Халкис, о. Эвбея в Эгейском море) — великий древнегреческий философ, энциклопедист, систематизатор знания. В 367 г. до н.э. поступил в Афинскую академию, где пробыл 20 лет вплоть до смерти Платона, став известнейшим его учеником. Счи­тается, что в течение трех лет Аристотель был воспи­тателем Александра Македонского. Примерно в 355 г. до н.э. философ основал собственную школу — Ликей (по названию расположенного рядом храма Аполлона Ликейского). Есть сведения, что у Ликея была одна из самых богатых библиотек античности. После смерти Александра Македонского из-за преследований Аристотель был вынужден по­кинуть Афины и поселиться на о. Эвбея.   Сохранившиеся работы мыслителя, представляющие собой свод трактатов и ряд отрывков (некоторые из них признаны учеными подлинниками, другие — изложениями, третьи — подложными), по существу, охватывают все направле­ния современных Аристотелю философии и науки в целом. Знания ученого по физике, астрономии, биологии и т.д. поражают своей глубиной. Среди дошед­ших до нас сочинений особо выделяются: «Органон» (гр. «Орудие») — сбор­ник трактатов по логике, понимаемой как средство научного познания; есте­ственнонаучные работы - «Физика», «О небе», «О душе», «История живот­ных» и др.; «Риторика»; «Метеорология»; «Метафизика» — составленный уже после смерти мыслителя свод трактатов об исследовании сущности бытия с помощью умозрения; этические сочинения — «Никомахова этика», «Эвдемова этика»; политические, педагогические, исторические труды — знаменитая «По­литика», «Афинская политая» (найдена в 1890 в ходе раскопок в Египте); эсте­тическая работа «Поэтика». Вклад в развитие политической мысли Аристотеля настолько огромен, что его выводы будут представлены читателю на многих страницах нашей кни­ги. Труды философа об обществе и государстве — прежде всего «Политика» — представляют собой наиболее полную систематизацию социально-политичес­кого знания и практики городов-полисов Древней Греции, для которой харак­терна неразделенность политических и морально-этических вопросов. С этим связано и особое видение целей любого политического сообщества и политики вообще: они направлены на достижение счастья, блага людей (идея, значитель­но повлиявшая на европейскую политическую философию, которая подробно рассматривается в «Никомаховой этике» и «Эвдемовой этике»), а также основ нормального государственного устройства как правосудия, добродетелей и дружбы. Для развития основ политической мысли особенно важно то, что Ари­стотель выделил в рамках философии собственно политическую науку в каче­стве знания о государстве (полисе), которое дает не только общие объяснения, но и приносит практическую пользу. Государство, по Аристотелю, — это высшая форма общения людей, воз­никающая «ради благой жизни между семействами и родами», т.е. для дости­жения блага как конечной и высочайшей цели из всех возможных, а не для безопасности или имущественной выгоды. Мыслитель считал государство пер­вичным по отношению к человеку или семье, оценив его как активное начало (гр. энтелехия). В состав государства философ включил свободных людей и их сообщества, но вывел за его рамки рабов, считая их одушевленными инст­рументами для выполнения физической работы. Поэтому для Аристотеля, в отличие от многих античных мыслителей, рабство этически оправдано и свя­зано со сферой имущественных отношений. Специфический взгляд на госу­дарство предполагал и особое видение человека как такового. У Аристотеля человек по своей природе — zoon politikon, или животное политическое, го­сударственное (это равноценно). Если такое существо живет в силу своей природы вне государства, а не по неким обстоятельствам, то оно или выше человека, т.е. бог, или недоразвито в нравственном смысле, значит, обычное животное. Соответственно, совершенный человек — это гражданин совер­шенного государства-полиса. Трактат «Политика» почти полностью посвящен древнегреческим городам-государствам — полисам, в которых Аристотель видел самую развитую форму политической организации, а также различным вариантам государственного устройства. Считается, что философ и его ученики изучили историю и типы го­сударственности 158 полисов, однако сохранилось лишь одно сочинение из ло­то, вероятно, первого масштабного проекта сравнительных исследований «Афинская полития». Политические разработки Аристотеля с учениками не ограничивались только анализом государственно-правовых и институциональ­ных аспектов государства, но также отличались акцентом на изучении социо­культурных особенностей полисов (например, на ценностных ориентациях пра­вителей). Эти исследования были нацелены на создание теоретической модели идеального государства. Аристотель предложил известнейшую классифика­цию форм государственного устройства на основании двух критериев — коли­чества правителей и этической природы режима, выделив три «правильные» формы — монархию, аристократию, политик) (точнее — политейю, или прав­ление большинства), при которых власть имущие руководствуются высшим благом государства, т.е. общей пользой. Однако они способны выродиться в три «неправильные» формы — соответственно тиранию, олигархию и демок­ратию («наименее неправильная из неправильных», ее цель — свобода), когда правители действуют сугубо в своих личных либо групповых интересах в ущерб лишенным власти согражданам. Аристотель полагал, что идеальная форма прав­ления - аристократия или монархия, при которых правители обладали бы аб­солютной добродетелью, но поскольку подобное утопично, то наилучшей из реально возможных форм является полития, сочетающая в себе положитель­ные черты всех «правильных» форм устройства и обеспечивающая тем самым стабильность и справедливость.  

 

Однако вряд ли правы те ученые, которые вслед за Аристотелем при­держиваются положения о том, что всякое человеческое сообщество, име­ющее управителей, будет по определению политическим: семья как произ­водственная ячейка, государство в виде территориального объединения людей и т.д. Это слишком расширительная трактовка данной категории*.Политику нельзя полностью отождествить с властью (не каждая власть яв­ляется по своей природе собственно политической; существуют, например, родительский, экономический, религиозный типы власти) либо замыкать обширнейший политический мир в более узкие рамки государства. Поли­тика — вид общественной деятельности, а политический факт есть факт социальный. Вместе с тем любые более строгие определения политики так или иначе будут связаны с отношениями по поводу власти и государством.

Само понятие политики исторически и содержательно связано с поли­сом*.Аристотель считал, что полис включает в себя все остальные виды человеческих сообществ и тем самым располагает важнейшими преиму­ществами. Другие ученые тоже обращают внимание на то, что политика, прежде чем стать понятием, определяющим особый вид практической дея­тельности либо сферу знаний, указывала на место действия — город-госу­дарство.

 

 

* Здесь и далее: расшифровка понятий, помеченных звездочкой, приведена в Словаре

Сосредоточение в полисе определенной массы богатств позволи­ло провести фактически первое разделение функций в обществе, точнее — специализацию труда, что, в свою очередь, дало известной группе людей возможность потреблять, не производя, руководить другими, проводить вре­мя в обсуждении политических проблем, готовить законы и пр. Так и было в Афинах, исторически первой демократической республике.

Сама категория политики, вошедшая почти без изменений в европейс­кие языки, этимологически пришла из древнегреческой политической мыс­ли, обозначая дословно «то, что относится к государству» (politika) и про­исходя, таким образом, от древнегреческого слова «polis» (город-государ­ство, полис).

 

Обратите внимание Политологи любят упоминать о том, что едва только древний чело­век обеспечил себе основы существования — огонь, еду, жилище, он создал две крупнейшие сферы своей жизнедеятельности: искус­ство (хотя бы в виде наскальных рисунков) и политику (для обще­ния с себе подобными).   И сегодня ученые-политологи решительно отвергают взгляд на по­литику как на некую малоподобающую приличному человеку об­ласть приложения сил («грязное дело» и т.д.). Тем самым они со­глашаются с теми философами прошлого, которые еще не отделя­ли политику от нравственного мира человека. Любое занятие можно превратить в аморальное, если не руководствоваться определенны­ми этическими принципами.

 

Для того чтобы попытаться подойти к ответу о том, что, собственно, есть политика в широком смысле — а вопрос этот чуть ли не из разряда вечных, ибо существуют сотни вариантов его истолкований, — необходимо остановиться на анализе специфики политики как сферы общественной жиз­ни, человеческой активности и вида социальных отношений. Над этим раз­мышляло множество философов и других ученых, причем выводы они не­редко делали исходя из своих воззрений и ценностных ориентации.

 

Что мы понимаем под политикой? Это понятие имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоя­тельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о дис­контной политике Имперского банка, о политике профсоюза во вре­мя забастовки; можно говорить о школьной политике городской или сельской общины и политике правления, руководящего корпораци­ей, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится уп­равлять своим мужем.   М. Вебер, «Политика как призвание и профессия»

 

Знаменитый немецкий ученый Макс Вебер (1864 - 1920) особо отме­чал, что широкое понимание политического мира нужно обязательно до­полнить и более строгим значением категории политики, трактуемой как руководство государством или оказание влияния на государственное уп­равление.

 

Интерпретация Известный британский политолог, автор нескольких научных мо­нографий и учебников Дэвид Хелд (род. 1951) в самом общем виде понимает политику как борьбу за организацию человеческих воз­можностей, как явление всеобщей взаимосвязи (внутренней и внешней) социальных групп, институтов и обществ, обусловлен­ное всеми видами жизнедеятельности людей в их общественной и частной форме. По мнению Хелда, политика находит свое выра­жение в сотрудничестве, переговорах и борьбе вокруг вопросов использования, производства и распределения ресурсов, поэтому «изучение политики является прежде всего освоением истории воз­можностей и возможностей истории» (см. «Политическая теория и современное государство», 1989).

 

Неоднозначность объяснений понятия политики сохраняется по сей день. В русском языке данная ситуация осложняется еще и тем, что од­ним словом «политика» обозначено сразу несколько важных аспектов этого вида жизнедеятельности человека. В английском языке существуют как минимум четыре термина, разграничивающих разные стороны политики как таковой: 1) собственно политическая сфера (англ. politics); 2) полити­ческий строй (polity), что близко к понятиям политической системы и по­литического сообщества; 3) политический курс, сознательно выработан­ная стратегия в этой области (policy); 4) сфера политического управле­ния, подконтрольная общественности (public policy). Вероятно, самым значительным для осознания (хотя бы в первом приближении) всей слож­ности политики является и то, что за тысячелетия истории постоянно ме­няется она сама, расширяются не только границы политической сферы*,но и представления о ней, нарастает масса концепций и подходов, содер­жащих ее интерпретацию.

 

Эволюция представлений о политике: основные этапы и парадигмы

 

Рассмотрение классических и современных подходов — в их разви­тии — к пониманию политики позволяет не только лучше представить со­держание этой категории, но и структуру самой политической науки как комплекса разных дисциплин и субдисциплин, исследовательских направ­лений и парадигм*.

Рассуждения о политике обычно начинаются с выяснения отношений между правителем и подвластным, сувереном и подданным, государством и человеком. Зерна размышлений о природе и характере политических отношений" можно встретить в общественной мысли Древней Индии и Китая, Востока вообще, но для большинства политологов точкой отсчета истории концепций политики является Древняя Греция, воплощенная в философии Платона и Аристотеля.

 

ПЛАТОН(427, о. Эгина — 347 до н.э., Афины) — древнегреческий философ, знаменитый ученик Сократа и наставник Аристотеля; основоположник традиции объективного идеализма в философии; мыслитель, в значительной степени определивший европейский стиль мышления. Основал в Афинах философскую школу (Платоновская Академия). Автормногих текстов, среди которых: свыше 30 ди­алогов (их принадлежность Платону подтверждена), в т.ч. «Апология Сократа», «Критон», «Лисид», «Прота-гор», «Горгий», «Менон», «Кратил», «Федон», «Пир». «Федр» (учение об идеях), «Теэтет» (теория познания), «Парменид» и «Софист» (диалектика категорий), «Ти-мей» (натурфилософия); недиалогическое произведение «Законы»; 13 писем. Помимо вышеперечисленного, философу, возможно, принадлежит авторство еще более 10 работ. Важнейшими сочинениями, в которых излагаются взгляды Платона на политику, являются: «Государство» (1-я книга написана в ранний период творчества — 90-е гг. IV в. до н.э., 2-10-я книги — в зрелый период, т.е. в 70--60-C гг. IV в. до н.э.), «Политик» (зрелый период) и «Законы» (поздний период творчества — 50-е гг. IV в. до н.э.). Вклад в развитие политической мысли. Платон является, вероятно, пер­вым крупнейшим европейским философом, создавшим относительно целост­ную концепцию государства (хотя и в особой идеально-утопической форме) и ставшим одним из основоположников этической традиции изучения политики, которая нашла воплощение в модели совершенного государства. Взгляды фи­лософа на политическую проблематику не только отражали умонастроения и общественную практику людей его эпохи, античный способ осмысления роли и места человека в социально-политической структуре, но отличались извес­тной оригинальностью. Его труды «Гжударство», на создание которого фи­лософу потребовалось несколько десятков лет, и «Политик», а также «Зако­ны» — исключительно важные работы по политической философии, оказав­шие большое влияние на ее развитие. В центре внимания Платона находится большое количество разнообразных вопросов (в т.ч. общефилософского ха­рактера), касающихся государства, его целей и основ, человека, общества, законов, а также позитивная программа политического переустройства, кото­рая сформулирована в качестве идеального (известного еще как «платонов­ское») государства.

Представления Платона и Аристотеля о природе и границах полити­ческого мира открывали как бы первую стадию — условно говоря, государствоцентристскую — в длительной эволюции его осмысления. Арис­тотель довольно четко проводил идею о том, что политика — это прежде всего государство, а сфера политического есть сфера государственных от­ношений, т.е. государственного общения*между политическими людь­ми — гр. politike — по поводу ведения общественных дел и такого же уп­равления. Столь жесткое определение во многом было обусловлено извес­тной неразвитостью самой политической сферы, в которой, естественно, отсутствовала еще комплексность и распространенность современной по­литической системы, включающей разделение властей и многопартийность, сложный избирательный процесс, наднациональные структуры (например, Европейский парламент и др.), профсоюзы, социальные движения и т.д.

Реальной основой для построения политических моделей Платона и Аристотеля был город-полис, где еще нечетко разграничивались функции и составляющие государства и общества. Каждый гражданин полиса высту­пал в двух качествах (ролях): как частное лицо, входящее в городскую об­щину (в силу этого политика приобретала «очеловеченные» черты, ибо в ней видели отношение человека к миру и другим людям), и как участник государственно-публичной жизни, который влиял на процесс управления и принятия решений, а нередко и определял его.

Слитное представление о политике, совмещенной с этикой (в слож­ном смешении мифологических, богословских и антропоморфных, т.е. уподобляющих какое-то явление человеку, идей), показывало ее в виде жизни посредством государственного общения между людьми (становя­щимися из-за этого людьми политическими). Подобный подход преобла­дал на протяжении почти двух тысячелетий, начиная от «Государства» Платона и «Политики» Аристотеля вплоть до «Государя» Никколо Ма­киавеллии «Левиафана» Томаса Гоббса(1588 -1679). Несмотря на то что в этот период тематика природы государства, характера государственного управления и внутригосударственных отношений непременно соприка­сались с социальными проблемами (отдельного человека, общественной группы и т.д.), мир политики расценивался прежде всего как область го­сударственного управления гражданами или подданными.

Основное содержание следующей стадии в развитии воззрений на по­литику (своего рода переходной от государствоцентризма) связано со сме­щением внимания мыслителей с размышлений о внутригосударственных отношениях к анализу взаимодействия государстваи гражданского об­щества.С XVII по XIX в. — от трудов Бенедикта Спинозы (1632 - 1677) и Джона Локка (1632 - 1704) до сочинений Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 - 1831) и Карла Маркса (1818 - 1883) — этот вопрос в различ­ных вариантах находился в центре проблемного поля политики. Локк едва ли не первым в мире заметил по данному поводу, что под государством он понимает не какой-то тип устройства или форму правления, а независимое сообщество людей, которое создается для поддержания социального по­рядка и для сохранения частной собственности. Английский мыслитель даже использовал особый термин — политическое общество, — который шире понятия «государство», ибо включил в него все виды добровольных союзов и соглашений людей при выборе своих способов правления (например, пле­менную организацию американских индейцев, не имевших «постоянных королей», однако в случае необходимости в мирное или военное время вы­биравших себе руководителей по собственному желанию).

Уже в XVIII в., помимо негосударственных, экономических и социальных факторов объяснения политики, французский философ-просветитель Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755) в книге «О духе законов» ввел в аналитический оборот и внесоциальные условия ее развития, увеличив тем самым размах представлений о влиянии иных обстоятельств на эту сферу жизнедеятель­ности человека (географических, климатических, демографических и др.). Природа основных политических форм, по предположению Монтескье, за­висит также от размеров территории (т.е. от пространства распространения государственной власти): республика требует небольшой территории, ина­че она не удержится; монархия может быть средней величины, а обширные размеры империи — предпосылка для деспотического властвования.

 

Интерпретация Французский социолог и политолог Реймон Арон (1905 - 1983) счи­тал, что анализ природы политики у Монтескье вышел далеко за государственные, или институциональные, рамки и приобрел соб­ственно социологический характер, поскольку политическая сфе­ра в трактовке философа подчиняется законам и принципам фи­зического, социального и морального порядка.

 

В XVIII - XIX вв. довольно существенно менялось видение субъектов и границ политической активности. В Средние века и эпоху Возрождения главными действующими фигурами считались монархи и высшее дворян­ство. Даже Макиавелли еще писал о различных слоях общества лишь как о неком фоне, «трамплине» для придания действиям государей энергии и скорости. После Английской буржуазной революции (XVII в.) и Великой французской революции (1789 - 1794) под влиянием идей французского философа Жана Жака Руссо (1712 - 1778) и иных мыслителей в анализ по­литической сферы были вовлечены другие сословия (в т.ч. «классы бедно­ты»), а значит, уже широкие массы народа.

 

Обратите внимание Французские историки периода Реставрации (1814 - 1830) О. Тьерри, Ф. Гизо, Ж. Мишле и др., пожалуй, впервые рассматривали полити­ку как классовую борьбу — т.е. сферу действия больших групп лю­дей, и не в последнюю очередь «Жака-простака» (Jacques le Bonne Homme), собирательного образа простолюдина.

 

Кроме того, в конце XVIII — начале XIX столетия в ряде стран Евро­пы и в Северной Америке стали формироваться первые профсоюзы и по­литические партии, избирательные и партийные системы, деятельность которых также расширила понимание негосударственных аспектов поли­тической жизни. Это подготовило необходимые предпосылки для скла­дывания ряда современных подходов к истолкованию политики — уже на так называемой социоцентристской стадии, когда политику в основном начали сводить к классовым или иным социальным отношениям.

 



Дата добавления: 2016-05-28; просмотров: 5481;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.02 сек.