Установление содержания норм иностранного права
Установление содержания норм иностранного права – это обязанность компетентного российского государственного органа, осуществляющего его применение. В соответствии с п. 1 ст. 166 СК РФ российские органы устанавливают содержание норм иностранного права в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве.
Суд, органы ЗАГСа и иные органы Российской Федерации, применяющие нормы иностранного права, могут обратиться в Министерство юстиции РФ или другие компетентные органы или прибегнуть к помощи экспертов для получения официального текста иностранного закона, а также сведений о его толковании, практике и доктрине.
Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 (ред. от 23 июня 2014 г.) «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации»[79] (подпункт 23 п. 7) установлены полномочия Министерства юстиции РФ по взаимодействию с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями по вопросам, относящимся к его компетенции, и осуществлению обмена правовой информацией с иностранными государствами.
К числу других компетентных органов Российской Федерации могут быть отнесены консульские учреждения, действующие в соответствии с консульскими конвенциями. В соответствии с п. 8 Положения о консульском учреждении Российской Федерации[80] в его функции входит формирование банков данных по законодательству государства пребывания.
Приказом МИД России от 14 мая 2012 г. № 7063 утвержден Административный регламент Министерства иностранных дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оказанию государственных информационно-консультационных услуг[81].
Экспертами могут быть специалисты в области иностранного права. Эксперт может быть определен как по инициативе суда, так и по инициативе сторон, других заинтересованных лиц.
Заинтересованные лица вправе представлять документы, подтверждающие содержание норм иностранного семейного права, на которые они ссылаются в обоснование своих требований или возражений, и иным образом содействовать суду или органам записи актов гражданского состояния и иным органам в установлении содержания норм иностранного семейного права (п. 1 ст. 166 СК РФ).
Тем не менее, если, несмотря на все предпринятые усилия, установить содержание норм семейного иностранного права все же оказалось невозможным, применяется российское законодательство, поскольку в противном случае право лица, обратившегося в компетентный российский орган, осталось бы без защиты.
В некоторых случаях применение норм иностранного права, даже если его содержание установлено, может вступить противоречие с публичным порядков РФ, и тогда вместо норм иностранного права применяется законодательство России. На основании правила о публичном порядке может, например, быть запрещено применение иностранного семейного законодательства, дискриминирующего женщин или лиц определенной национальности.
Коллизионные нормы содержатся и в международных конвенциях, участницей которых является Россия.
Россия пока не присоединилась к большинству международных конвенций в области семейного права. Это, например, Гаагские конвенции: об урегулировании коллизий законов и юрисдикции в области разводов и судебного разлучения супругов 1902 г.; о праве, применимом к алиментным обязательствам 1972 г.; о сотрудничестве в области иностранного усыновления 1993 г., об урегулировании коллизий законов в области заключения брака 1995 г.; личных и имущественных отношениях между супругами от 17 мая 1905 г.; о праве, применимом к режимам собственности супругов, от 14 марта 1978 г. и др.
В 1993 г. в Минске между государствами–членами СНГ была подписана Конвенция «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», которая была ратифицирована Россией 4 августа 1994 г. (далее – Минская конвенция).[82]
Минская конвенция включает в себя не только коллизионные нормы, позволяющие определить, законодательство какой страны подлежит применению, но и нормы, регулирующие взаимное признание и исполнение судебных решений и решений, вынесенных по семейным делам иными компетентными органами.
Кроме международных конвенций, семейные отношения с участием иностранного элемента регулируют двусторонние договоры о правовой помощи, заключенные Россией с рядом государств. Коллизионные нормы, содержащиеся в СК РФ, Минской конвенции и двусторонних договорах, часто отличаются друг от друга. В случае расхождения между коллизионными нормами, являющимися частью внутреннего российского семейного законодательства и нормами международной конвенции или договором, применяются нормы конвенции или договора.
Дата добавления: 2016-05-27; просмотров: 2652;