Социальная структура.
Основным и привилегированным сословием Слободской Украины были казаки. Они владели землей, работали в своих собственных хозяйствах, имели право свободной торговли, не платили податей. Основной их повинностью была военная служба. По первому приказу вооруженные конные казакивыступали в поход, в котором содержались за свой счет. Со временем казаков Слобожанщины, как и Левобережья, поделили на выборных, которые могли отбывать военную службу за свой счет, и подпомощников - бедных казаков, которые помогали выборным. Бедные казаки заготавливали продовольствие и фураж, работали в хозяйстве выборного казака, чтобы он не разорился за время пребывания в походе. Количество подпомощников раз в пять превышало выборных.
Крестьяне, переселявшиеся на Слобожанщину из Центральной Украины, как правило, оставались "посполитыми". Более того, они не стремились обосноваться на "вольных войсковых землях", что предполагало выполнение воинских повинностей, и в большинстве случаев поселялись на землях казацкой старшины и зажиточных казаков. Крестьяне платили подати в царскую казну и имели право перехода, т. е. были лично свободными, а не крепостными. Крепостное право на Слободской Украине, как и на Левобережье, утвердилось в 1783 г.
Мещане в правовом отношении были близки к крестьянам. Хотя они и проживали в городах, но по большей части кормились за счет земледелия. Одновременно из предыдущего места жительства мещане перенесли на Слобожанщину цеховое устройство ремесленников. Так, например, в Харькове в 1685 г. уже существовало пять профессиональных ремесленных объединений. С появлением мещан на Слободскую Украину проникало Магдебургское право.
Неограниченные возможности в своей деятельности имело православное духовенство. При монастырях открывались школы, в которых учились представители всех сословий. В церковном отношении Слобожанщина до конца XVIII в. была в составе Белгородской епархии. В 1726 г. белгородский епископ Епифаний Тихорский по настоянию командующего российскими войсками на Украине князя М.М.Голицына перенес из Белгорода в Харьков духовную школу и преобразовал ее в коллегию с богословским курсом.
Землевладение.
Система землевладения на Слобожанщине имела свои особенности. Во второй половине XVII в. здесь было еще много незаселенных земель и действовало право "займанщины", которого не имел народ центральных регионов России. Каждый переселенец присваивал себе столько земли, леса, сенокосов, сколько мог обработать. Со временем с целью урегулирования "займанщины" возле села или города выделяли определенный земельный участок, который разделяли среди поселенцев.
Условия для возникновения на Слободской Украине крупной феодальной собственности и крепостничества складывались хотя и постепенно, но даже более интенсивно, чем на Левобережье. Старшина имела возможность основывать на своих землях новые слободы, привлекая население обещанием льгот на определенный срок. Одновременно права казацких верхов на их владения закреплялись царскими жалованными грамотами или документами, выданными белгородскими воеводами. В материалах ревизий на Слобожанщине уже с 30-х гг. XVIII в. крупные старшинские «дедичи» назывались не только «собственниками», но и «помещиками», пожалованными поместной землей. Такое официальное отождествление на практике местной старшины с российскими дворянами объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, Слободская Украина раньше Гетманщины подпала под влияние российских общественно-политических процессов. Во-вторых, на Слобожанщине социальные последствия Освободительной войны украинского народа ощущались довольно слабо. В-третьих, наличие на территории региона значительного числа российских дворян с их крепостными отражалось и на отношении казацкой верхушки к собственным посполитым.
Дата добавления: 2016-06-15; просмотров: 1734;