Запорожская Сечь как феномен восточнославянской истории
В нижнем течении Днепр пересекали двенадцать скал-порогов (сто верст между притоками Самара и Конка), названных казаками Кодацкий, Ненасытец, Вольный и др. Ниже порогов в Днепр впадали притоки: Томаковка, Чертомлык, Базавлук, Ингулец Ниже порогов в Днепр впадали притоки: Томаковка, Чертомлык, Базавлук, Ингулец (правые), Московка, Конская, Белозерка, Рогачик, Лопатиха (левые), в устьях которых образовались болотистые поймы, поросшие травой, тростником и мелким кустарником. Южнее порогов на Днепре имелось немало каменистых островов, где казаки сооружали небольшие укрепления-городки или сечи (из рубленых бревен), в которых защищались от неприятеля. Располагались они и по притокам Днепра, где казаки занимались уходничеством или имели хутора-зимовники. Таким образом, сечи – это военно-политический центр казачества. Их размещение обусловлено природными условиями, необходимостью успешной обороны и привязкой к Днепру (путь морских походов против Турции и Крымского ханства).
Однако разбросанные на большой территории городки-сечи с немногочисленными казацкими гарнизонами не могли сдержать натиска орд турецких и татарских феодалов с юга, а также литовских и польских войск с севера. Поэтому казаки в 30–40-х годах XVI в. объединили свои силы и соорудили прочную крепость под названием «Запорожская Сечь», в оборонительную систему которой вошли небольшие городки-сечи.
Формирование Запорожской Сечи как своеобразной формы казацкой государственности после Люблинской унии вступило в новую фазу. Столица днепровской вольницы в разное время располагалась в разных, но хорошо защищенных природой местах. Так, после Хортицы она находилась на острове Томаковка (60-е гг. XVI в. – 1593 г.), затем – на р. Базавлук (1593–1638 гг.). Собственно Сечь или то укрепленное место, где размещалось казацкое управление, называли еще «Кошем». Жили казаки в сечи в куренях (большие дома – 40 на 12 м, были и служебные помещения – амбары, пекарни, церкви). Власть сечевого товарищества распространялась не только на «Кош Запорожский», но и на значительную территорию, которая называлась «землями Войска Запорожского» или «Запорожскими Вольностями».
Н.И. Костомаров называл Сечь «христианской казацкой республикой». Такое определение сохранило свое значение и в наши дни. Верховным органом управления Запорожской Сечи была сечевая рада, созывавшаяся ежегодно в начале января для выборов войсковой старшины (судьи, писаря, есаула и др.) во главе с кошевым атаманом, которого иногда называли гетманом. Кошевому атаману на раде вручалась булава (знак власти). Войсковыми клейнодами (знаками) являлись бунчук (медный или золоченый шар на деревянной рукояти с прикрепленным пучком волос из конского хвоста) и хоругви (флаги разных расцветок с изображением лика святых, крестов, оружия). Для засвидетельствования документов изготовлялись печати.
Низшую ступень командного аппарата возглавляли куренные атаманы, избиравшиеся казаками соответствующего куреня. Рада также решала важнейшие вопросы внутренней жизни и внешних отношений. Несогласное с решением рады меньшинство принуждалось к покорности большинством не только угрозами, но даже убийством. Демократизм в запорожской Сечи – классическая охлократия. Порядки в Сечи олицетворяли свободу личности и террор агрессивного большинства, аскетизм и разгул, благородство и жестокость, европейскую осторожность и азиатскую беспечность. Таким образом, у казачества выработалась противоречивая система власти и подчинения («агрессивная безэлитная демократия»).
Доктрина казачества – основателей Запорожской Сечи:
1. Признание Польшей особого статуса казачества с представлением ему экономических и социальных льгот.
2. Отказ польской шляхты и ополяченной украинской знати от колонизации Киевского Поднепровья.
3. Оборона украинских земель от турецко-татарской агрессии (с 1479 г. Крымское ханство признало вассальную зависимость от Оттоманской Порты).
4. Защита украинско-белорусского населения от католической экспансии, помощь братствам.
Все казаки, считавшиеся свободными и равноправными, несли службу за свой счет. В Сечь не допускались женщины, хотя вне ее территории казаки имели семьи. Самоуправление Запорожья регулировалось обычным правом. Сечь стала оплотом православия па Украине. Вступление в запорожское товарищество начиналось с вопроса: «В бога веруешь?». А прибывали сюда, наряду с украинцами, белорусы, татары, поляки, евреи, грузины, турки, молдаване и др. Причем многие из них были образованными людьми и у себя на родине занимали высокое социальное положение.
Численность сечевого товарищества не была стабильной. Зимой в Запорожье находился небольшой гарнизон, который нес сторожевую службу. Но с наступлением весны Сечь превращалась в людской муравейник. В мирное время главным занятием запорожцев были промыслы и скотоводство. За 300 лет существования Запорожской Сечи казачество так и не выработало частную собственность на землю, поэтому часть угодий предоставлялась пользователям пожизненно, а большая часть распределялась ежегодно по жребию.
Запорожское войско формировалось по добровольному принципу. Наибольшей эффективностью в бою отличалась казачья пехота, а первые конные отряды появились у запорожцев после 1576 г., когда Стефан Баторий (передал в Сечь 2000 лошадей). Однако конница у запорожских казаков была слаба и малочисленна. Как правило, в июле месяце запорожцы на гребных судах «чайках» (в каждой по 50-70 человек) совершали морские походы и достигали Кафы, Варны, Стамбула и т.д.
Дата добавления: 2016-06-15; просмотров: 1631;