ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ
О патологии личности свидетельствует тот факт, что присутствующие у человека черты характера приводят к нарушению его адаптации и конфликтам с обществом в большинстве обыденных ситуаций. Такой человек не преуспевает ни в профессиональной деятельности, ни в своих попытках получить образование. Он не может поддерживать бесконфликтные отношения ни с друзьями, ни с коллегами по работе, ни с противоположным полом, ни с соседями, ни с членами своей собственной семьи. В результате он часто лишается работы, постоянного места жительства, семьи, возможности воспитывать своих детей. Расстройства личности могут быть следствием патологического развития личности или прогрессирующего психического заболевания.
Патологическим развитием называют такую динамику личности, при которой не возникает никаких новых черт характера, но исходно свойственные индивиду особенности на фоне неблагоприятной ситуации все больше закрепляются в поведении в виде болезненных, препятствующих адаптации стереотипов.
В этом случае можно говорить о патологическом замкнутом круге, выражающемся в том, что аномальная личность больного мешает ему действовать адаптивно. Это ухудшает психологическую ситуацию, заставляет его искать выход из тупика. Однако человек вновь выбирает неверный путь, и это способствует закреплению в характере черт, под-
держивающих и усугубляющих дезадаптацию. Считают, что патологическое развитие - ведущий механизм при формировании психопатий (см. раздел 25.1).
Понятие патологического развития впервые описал К. Ясперс. Он отличал патологическое развитие от собственно болезней (процессов), которые имеют четкое начало, протекают по своим собственным механизмам, не связанным с особенностями личности, приводят к поломке отлаженных механизмов адаптации, неузнаваемо преображают и видоизменяют личность больного.
Возникновению патологического развития личности способствуют необычные, нестандартные социальные ситуации, в которых данный тип личности испытывает наибольшие затруднения. Примерами таких ситуаций могут быть воспитание в неполной семье, наличие психического заболевания (или алкоголизма) у родителей, проживание в очень бедной или необычайно богатой семье, а также в районе с крайне неблагоприятной экономической, экологической или криминальной ситуацией. Даже в столь неблагоприятных условиях расстройство личности формируется не у всех, поскольку в процессе патологического развития выделяются только те черты, которые и прежде присутствовали у человека. Так, личности тревожно-мнительного типа могут резко ограничить круг общения, избегать контактов, опасаясь заражения, тщательно очищать вещи, повторно кипятить воду, перепроверять продукты, отказываться от их употребления в пищу при малейшем подозрении. Застревающие личности часто настойчиво отстаивают свои интересы, добиваются наказания виновных, разрабатывают планы мщения. Важно заметить, что патологическое развитие рассматривают как стойкое расстройство, и после изменения ситуации в благоприятную сторону обратной динамики личностных черт обычно не происходит. Так, застревающий человек, увлекшийся методиками оздоровления в связи с перенесенной травмой, продолжает сверхценно относиться к своему здоровью, когда все последствия травмы уже полностью прошли.
Довольно часто приходится наблюдать патологическое развитие у людей с органическими соматическими заболеваниями, уродствами, нарушениями слуха и зрения. У демонстративных личностей физический дефект зачастую усиливает капризность, потребность в опеке и постоянной поддержке. Застревающие личности обычно проявляют удивительное упорство в преодолении своего физического недостатка, разрабатывают специальные виды протезов или систему тренировок.
Они раздражаются, когда не находят поддержки у окружающих, подозревают их в злом умысле, пишут жалобы в различные инстанции. У пациентов со сниженным слухом нередко возникает подозрение, что окружающие недоброжелательно высказываются в их адрес.
Длительное, плохо поддающееся лечению психическое заболевание также может привести к патологическому развитию личности. В частности, обратили внимание, что у некоторых пациентов с благоприятными психическими заболеваниями (неврозами, МДП) с течением времени характер может значительно видоизменяться, хотя сами по себе эти болезни рассматривают как непрогредиентные, т.е. не приводящие к необратимому психическому дефекту. Однако длительное пребывание в психиатрическом стационаре, бездействие в связи с частыми обострениями болезни способствуют заострению личностных черт. Человек с длительной болезнью теряет прежние связи, сопоставляет свои планы с возможными обострениями, отказывается от видов деятельности, опасных с его точки зрения. Так, больной со страхом транспорта может поменять работу на менее интересную, но не связанную с поездками, а также отказаться от любимой работы вообще с намерением заняться домашним хозяйством. Подобное преобразование личности мешает больному активно преодолевать болезнь: он как бы привыкает жить с неврозом, перестает бороться с ним. Именно патологическое развитие личности препятствует в этом случае выздоровлению пациентов. Такой исход невроза определяют как невротическое развитие личности.
В случае органического поражения мозга или прогрессирующего психического заболевания могут возникнуть коренное изменение личностных черт, формирование характера, который вовсе не был свойствен человеку прежде. Такой вид патологии называют изменением личности.
Изменением личности (личностным дефектом) называют коренное преобразование личности вследствие тяжелого психического заболевания или органического поражения мозга.
Личностный дефект означает радикальное преобразование основных черт личности - утрату способностей, изменение темперамента, появление новых черт характера, смещение ведущих потребностей в иерархии мотивов (изменений мировоззрения, интересов, установок и убеждений). Дефекты личности отличаются стойкостью, мало зависят
от изменений ситуации. Тип изменения личности определяется не пре-морбидными особенностями человека, а самим болезненным процессом. Таким образом, у больных с одной и той же нозологией выявляют сходные личностные особенности, нарастающие по мере углубления психических расстройств. Описывают варианты личностного дефекта, характерные для шизофрении, органических поражений мозга (в том числе эпилепсии), алкоголизма (табл. 3.3).
Таблица 3.3. Основные типы личностного дефекта
Шизофренический дефект личности проявляется в первую очередь нарастанием замкнутости, пассивности, равнодушия, снижением энергетического потенциала, отсутствием эмоциональной синтон-ности в общении с окружающими. Притом что у больных довольно долго сохраняются имеющиеся способности, возможно значительное снижение продуктивности, поскольку пациенты становятся ленивыми, не испытывают чувства ответственности. В большинстве случаев резко меняются интересы и склонности, больных все меньше привлекают шумные, людные мероприятия, они разрывают отношения с прежними друзьями. Среди увлечений начинают преобладать высокоабстрактные, духовные, уединенные занятия: чтение религиозной и философской литературы, коллекционирование, стихосложение, музицирование, бессмысленное фантазирование, уединенная работа в саду. Сложный, противоречивый эмоциональный склад данных пациентов мешает им найти взаимопонимание с окружающими, в первую очередь нарушаются отношения с близкими родственниками (матерью, супругом, детьми).
Темп нарастания описанных изменений личности при шизофрении зависит от степени тяжести процесса. Злокачественные варианты болезни проявляются резко выраженным дефектом личности, то есть полным безразличием, отсутствием потребности к какому-либо общению, бездельем, иждивенческим существованием, отказом от выполнения простейших домашних обязанностей (вплоть до несоблюдения гигиенических норм). Такой грубый дефект обозначают как апатико-абули-ческий синдром (эмоциональную тупость). При благоприятном течении шизофрении грубого дефекта (эмоциональной тупости) никогда не развивается, хотя и в этом случае можно отметить характерное для данного заболевания противоречие между сохранившимися способностями и резким изменением всего стиля поведения человека.
Органический дефект личности характеризуется тем, что наряду с изменением стиля поведения всегда происходит утрата способностей (в первую очередь, интеллектуально-мнестический дефект). Причиной органического дефекта бывают самые различные заболевания: травмы, интоксикации, инфекции, асфиксия, сосудистая недостаточность мозга, атрофия, эпилепсия, аутоиммунные заболевания, тяжелая эн-докринопатия, опухолевый процесс и многие другие. При каждом из названных заболеваний конкретные проявления дефекта различаются в зависимости от степени выраженности и локализации поражения (локальное или диффузное, лобные, затылочные или теменные доли
мозга и др.), однако существует ряд общих черт, образующих понятие психоорганического синдрома (см. раздел 19.1).
Кроме нарушений мыслительных способностей, отмечают своеобразное видоизменение темперамента с нарастанием раздражительности, взрывчатости, неумением сдерживать нахлынувшие эмоции. Это сочетается с медлительностью (торпидностью), застреваемо-стью, мелочностью, злопамятностью, часто быстрой утомляемостью (астенией). В характере отчетливо проступают черты эгоцентризма, правдолюбия, нетерпимости. Чужая беда мало задевает таких больных («Они-то здоровые - сами могут за себя постоять, а меня кто защитит?»). Среди интересов начинают преобладать бытовые проблемы, философские вопросы мало заботят таких пациентов, поскольку они не могут понять их сути. Расстройства памяти не позволяют больным плодотворно мыслить о недавних событиях, поэтому они предпочитают говорить о прошлом. В своих воспоминаниях они неутомимы, заставляя окружающих выслушивать бесконечные рассказы о том, как хорошо жилось раньше.
Среди вариантов органического дефекта своеобразием отличаются изменения личности при эпилепсии и алкоголизме.
• Эпилептические изменения личности выражаются в нарастающем эгоцентризме, мелочности, педантичности, скрупулезности. Речь больных нередко растянута, изобилует ненужными подробностями (патологическая обстоятельность), они с трудом меняют тему разговора, стремятся вернуться к вопросу, который, по их мнению, не был достаточно полно обсужден (эмоциональная ригидность). Характерны однобокое правдолюбие, раздражительность в том случае, когда их требования не выполняются, злопамятность. При этом к нужным людям такие больные обращаются с заискиванием, неприкрытой лестью, слащавостью. Максимальной выраженности изменения личности достигают при концентрическом слабоумии (см. раздел 11.2).
• Алкогольной деградацией личности называют патохарактерологи-ческие изменения при алкоголизме. На ранних этапах течения болезни расстройства поведения связаны с доминирующей алкогольной потребностью, все другие личностные мотивы отступают на второй план. Это выражается в необязательности, безответственности, бесстыдстве, порой в аморальных поступках. Больные не выполняют обещаний, перестают заботиться о семье, без угрызений совести тратят на алкоголь деньги, заработанные женой
или родителями, порой уносят вещи из дома и продают их. Отношение к посторонним такое же беспечное, это позволяет больным без обиняков общаться с малознакомыми людьми (регрессионная синтонность). К замечаниям они относятся спокойно, обещают исправиться, стремятся уйти от конфликта. В состоянии опьянения или абстиненции, напротив, возможны вспыльчивость, неоправданная агрессия и самоагрессия (суицидальное поведение). На поздних этапах течения заболевания появляются отчетливые признаки энцефалопатии (психоорганического синдрома): нарушения памяти вплоть до корсаковского синдрома, снижение критики, эйфория.
Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 353;