МИСТИЧЕСКИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ И ВЫСШИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ


Экспрессивные акты, получившие название мистических переживаний, такхорошо описанные Уильямом Джеймсом (212), достаточно характерны длясамоактуализированных людей, хотя и не для всех. Восторг, о котором мыговорили в предыдущем разделе, иногда бывает настолько мощным, пронзительными всеохватывающим, что его можно назвать мистическим переживанием. Я впервыезаинтересовался этим вопросом после общения с некоторыми из моих испытуемых.Когда эти люди рассказывали мне о своих переживаниях, сопровождающих оргазм,у меня поначалу возникало чувство, что я где-то когда-то слышал нечтоподобное. Позже я вспомнил, где мне приходилось сталкиваться с оченьпохожими описаниями ѕ в книгах, описывающих опыты мистического переживания.И в том, и в другом случае речь шла о бескрайних горизонтах, открывающихсявзору, о внезапном ощущении абсолютного всемогущества, а одновременно с теми полной ничтожности, беспощадной беспомощности, о чувстве экстаза,восторга, благоговейного трепета, об утрате ориентации во времени ипространстве, и наконец, о пронзительном ощущении важности происходящего, очувстве духовного перерождения, личностной трансформации. И те, и другиепереживания порой настолько сильны, что в корне изменяют жизнь человека. Однако считаю нужным сразу же оговориться, что не стоит искать в этихпереживаниях следы божественного промысла или влияние каких-тосверхъестественных сил, пусть даже многие тысячи лет своей истории человексвязывал воедино мистическое и божественное. Эти переживания имеют под собойестественную природу, они могут быть изучены с помощью научных методов, ипотому я предлагаю более нейтральное определение им ѕ "высшие переживания". По мере все более тесного знакомства со своими испытуемыми я все болееутверждался во мнении, что высшие переживания не обязательно должны бытьпредельно интенсивными, экстатическими. Описания мистических переживаний втеологической литературе обычно толкуют о них как о состоянии совершенноособом, качественно отличающемся от всех иных переживаний. Однако если мыоткажемся от поисков божественных предпосылок высших переживаний, если мырешимся подступиться к ним как к естественному феномену, то очень скорообнаружим, что высшее переживание ѕ вполне измеримая субстанция, что ономожет быть едва выраженным и, наоборот, предельным. Мы обнаружим также, чтоэти переживания, но только умеренной интенсивности, знакомы очень многимлюдям, быть может, даже большинству людей, и что некоторые люди ѕ и я отношуих к психологически привилегированному сословию ѕ переживают их очень часто,чуть ли не ежедневно. Можно предположить, что высшее переживание являет собой сгусток всехтех состояний и переживаний, при которых происходит утрата илитрансценденция Я, например, таких как состояние полной погруженности впроблему, предельной концентрации, или описанное Бенедикт состояние муга(40), или интенсивное чувственное наслаждение, не говоря уже о самозабвеннойпоглощенности музыкальным или художественным произведением. Я не стануостанавливаться на этой теме, она достаточно подробно обсуждена в другихработах (252, 293, 295, 310, 315). За годы своего исследования самоактуализированных людей, которое яначал в 1935 году (и до сих пор продолжаю), я почти совершенно уверился втом, что людей, причастных к высшим мгновениям постижения Бытия, и людейпросто здоровых, людей, живущих в долинах житейских забот, на уровнеплато-познания, разделяет гораздо больше, чем это может показаться на первыйвзгляд. Разумеется, это различие только количественное, оно состоит лишь встепени интенсивности их переживаний, но тем не менее оно крайне существеннои влечет за собой весьма важные последствия, некоторые из которых детальноизложены в другой моей работе (315). Если изложить кратко мое отношение кэтой проблеме, то можно сказать, что, на мой взгляд, здоровые,самоактуализированные люди, не достигшие пределов высшего переживания,живущие на уровне житейского постижения мира, еще не прошли весь путь кистинной человечности. Они практичны и эффективны, они живут в реальном миреи успешно взаимодействуют с ним, но полностью самоактуализированные люди,которым знакомы высшие переживания, живут не только в реальном мире, но и вболее высокой реальности, в реальности Бытия, в символическом мире поэзии,эстетики, трансценденуии, в мире религии в ее мистическом, очень личном, неканонизированном значении, в реальности высших переживаний. Я думаю, что вэтом различии есть некие предпосылки для того, чтобы оно сталооперациональным критерием "касты" или "класса". Этот критерий можетприобрести особую значимость в сфере общественной жизни, ѕ уже на основаниитех данных, которыми я располагаю на сегодняшний день, я могу сказать, чтоиз "просто здоровых" самоактуализированных людей получаются хорошиеполитики, общественные деятели и социальные реформаторы, в то время каклюди, живущие на уровне Бытия, больше склонны творить поэзию, музыку,философию, религию.


Дата добавления: 2019-12-09; просмотров: 498;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.006 сек.