МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Если в самых общих чертах обрисовать отношения самоактуализированногочеловека с близкими ему людьми, то можно сказать, что они гораздо глубже,чем отношения обычного взрослого человека. Самоактуализированный человексклонен полностью забыть о себе, о своих нуждах, он сливается с близким емучеловеком, растворяется в нем, становится его частью. Его интимные отношенияявляют собой пример абсолютной, предельной идентификации. Однако, одним изнепременных условий таких отношений является соответствие партнера. По моимнаблюдениям, сблизиться с самоактуализированным человеком могут толькоздоровые люди, люди, приблизившиеся к самоактуализации. Если же мы вспомним,что таких людей относительно немного, то, пожалуй, стоит сделать вывод оразборчивости самоактуализированного человека в его взаимоотношениях слюдьми. Одним из следствий этой его разборчивости или избирательностистановится тот факт, что у самоактуализированного человека, как правило,немного друзей. Круг его общения достаточно узок ѕ пожалуй, хватит пальцеводной руки, чтобы пересчитать тех людей, которых он действительно любит, скоторыми поддерживает по-настоящему дружеские отношения. Отчасти это можнообъяснить высокой его требовательностью к качеству этих отношений, любовь идружбу самоактуализированный человек понимает как отношения, требующие отчеловека огромной самоотдачи и огромных затрат времени. Один из моихиспытуемых высказался по этому поводу так: "Мне не нужно много друзей. Уменя просто не хватит времени на них! Настоящая дружба требует времени".Примерно то же самое мне приходилось слышать и от других моих испытуемых.Единственным исключением была одна дама. Эта дама была настолько общительна,настолько мила и приветлива, так живо интересовалась жизнью своихмногочисленных знакомых, родственников и друзей, так хорошо умела строитьсвои отношения с ними, что у меня сложилось впечатление, что именно в этомона видит свое главное жизненное предназначение. Эта женщина не работала, и,может быть, именно этим можно объяснить ее пристрастие. Избирательность вобщении, свойственная самоактуализированным людям, не вступает впротиворечие с присущим им чувством общности (Gemeinschansgefuhl), с ихчеловеколюбием, добротой, благожелательностью. Они добры или, по крайнеймере,терпимы по отношению ко всем людям, причем особую любовь они питают кдетям. Они по-настоящему человеколюбивы и сострадательны. Во взаимоотношениях самоактуализированного человека с близкими емулюдьми нет места слащавости, сюсюканью и "телячьим" нежностям. Он может бытьжестким и даже резким по отношению к своим близким, если они заслуживаюттого; особенное неприятие вызывают у него напыщенность, самодовольство,претенциозность. Но в повседневном общении самоактуализированные люди, дажеимея дело с неприятными им людьми, не считают нужным демонстрировать своюнеблагосклонность. Один из моих испытуемых сказал по этому поводу примерноследующее: "В конце концов, человек несовершенен. Но ведь он может достичьсовершенства. Он делает глупости, а потом мучается и страдает, не понимая,почему его добрые намерения завели его не туда. Он расплачивается за своюглупость своим собственным несчастьем. Его можно только пожалеть". Однако если самоактуализированный человек иногда бывает враждебным инетерпимым, то его враждебность всегда обоснована и всегда служит благуближнего. Вслед за Фроммом мы можем сказать, что эта враждебность имеетреактивный, или ситуационный характер, что в ней нет ничего личностного. Пожалуй, стоит упомянуть здесь и о том, что каждый из тех людей, скоторыми я общался, имеет своих поклонников, почитателей и обожателей. Егоотношения с ними можно охарактеризовать как односторонние. Поклонники требуют от него гораздо больше, чем он готов им дать. Ихлюбовь и обожание отличаются особой настоятельностью, почитатели слишком ужназойливы, и потому эти отношения часто тяготят самоактуализированногочеловека. Способ его взаимодействия с армией поклонников примерно таков: онлюбезен и благожелателен с ними, но стремится как можно скорее и повозможности изящно отделаться от них.
ДЕМОКРАТИЧНОСТЬ
Каждого из моих испытуемых можно охарактеризовать как демократичногочеловека, и это не внешняя, не показная демократичность, она заложена в егохарактере. Я делаю этот вывод на основании исследования авторитарной идемократичной структур характера (303), ѕ это достаточно сложноеисследование, и поэтому я не стану здесь подробно останавливаться наглубинной подоплеке демократичности, опишу лишь внешние ее проявления.Самоактуализированный человек демократичен в своем поведении. Он готовобщаться с любым человеком вне зависимости от его классовой принадлежности,уровня образования, политических убеждений, цвета кожи. Порой можетсложиться впечатление, что он просто не замечает, искренне не осознает этихвнешних различий, которые для среднестатистического человека стольпринципиальны, столь существенны. Пожалуй, можно предположить, что именно демократичность лежит в основетакой особенности самоактуализированных людей, как их готовность к обучению.Они не боятся показаться несведущими, они готовы учиться у всякого, ктоможет открыть им что-то новое. Они не стремятся во что бы то ни сталодоказать собеседнику свое превосходство, они не щеголяют эрудицией, непытаются произвести впечатление своим высоким статусом или жизненным опытом.Пожалуй, можно даже сказать, что они не прочь признать своюнезначительность. Каждый из них отдает себе отчет в том, сколь малы егопознания в сравнении с тем, что он мог бы знать, с тем, что известно другимлюдям. С искренним пиететом они относятся к людям, которые знают больше нихили умеют делать что-то такое, чего не умеют они. Они готовы восхищатьсямастерством столяра, сапожника, шофера, ѕ любой мастер своего дела можетрассчитывать на их уважение и даже на восторг. Эта демократичность не имеет ничего общего с неразборчивостью, сослепой уравниловкой. Самоактуализированный человек прекрасно знает ценуразным способностям и разным людям. В дружбе он очень даже разборчив, егодрузья, как правило, ѕ из числа элиты, но их элитарность определяется непородой, не происхождением, не цветом кожи, титулом или общественнымположением, а исключительно характером, способностями и талантами. Демократичность самоактуализированных людей проявляется еще в одномприсущем им качестве, и это качество, хотя и не столь очевидно, является, намой взгляд, абсолютной формой выражения рассматриваемой характеристики.Самоактуализированные люди с уважением относятся ко всякому человеку. Влюбом человеке, будь это подзаборный пьянчуга, преступник, закоренелыйподлец, они видят человека. Это не значит, что им неведомы понятия "добро" и"зло", напротив, их представления о добре и зле совершенно четкие иоднозначные, они твердо знают, "что такое хорошо и что такое плохо".Оказавшись лицом к лицу со злом, они не прячутся за сомнениями, недемонстрируют ложное великодушие, но смело вступают в единоборство с ним.Дата добавления: 2019-12-09; просмотров: 599;