СПОНТАННОСТЬ, ПРОСТОТА, ЕСТЕСТВЕННОСТЬ


Самоактуализированных людей можно охарактеризовать как достаточноспонтанных в своем поведении и как предельно спонтанных в своей внутреннейжизни, в своих мыслях, побуждениях, желаниях и т.п. Они ведут себя просто иестественно, не пытаясь произвести впечатления на окружающих. Это неозначает, что их поведение неконвенционально, что оно идет вразрез сусловностями и традициями. Если бы мы взялись подсчитать, как частосамоактуализированный человек позволяет себе быть неконвенциональным вповедении, то поверьте, этот показатель был бы не слишком высок. Егонетрадиционность ѕ это не внешняя черта, а глубинная, сущностнаяхарактеристика: здоровый человек неконвенционален, спонтанен, естествен скорее иглавным образом в своих побуждениях и мыслях, чем в поведении. Он отчетливоосознает, что мир, в котором он живет, полон условностей, что этот мирпросто не в состоянии понять и принять его спонтанность. Он не хочет обижатьокружающих его людей, он не имеет желания оспаривать принятые ими нормыповедения, и потому с добродушной усмешкой и со всем возможным изяществомподчиняется установленным традициям, церемониям и ритуалам, столь дорогимсердцу каждого обывателя. Мне вспоминается, как одному из таких людейприсудили премию, над которой он всегда смеялся, и он, не гкелая делать измухи слона и обижать людей, хотевших порадовать его, с благодарностью принялэту награду. Конвенциональность самоактуализированного человека подобна легкойнакидке, он, не задумываясь, сбрасывает ее, когда она мешает ему делать то,что он считает важным. Именно в такие моменты в полной мере проявляется егоистинная, сущностная неконвенциональность, в которой нет ничего отантиконвенциональности так называемой богемы и нигилистов, которыеоспаривают все и вся, сражаются против несущественных, пустяковыхограничений так, словно столкнулись с проблемой вселенского масштаба. Внутренняя спонтанность обнаруживается у здорового человека и в моментыабсолютной поглощенности важным для него, интересным делом. В такиемгновения он как будто забывает о всех существующих нормах поведения; глядяна него в минуты увлеченности, можно подумать, что конвенциональность,свойственная ему в повседневной жизни, дается ему ценой титанических усилийволи. Он расстегивает пиджак конвенциональности и тогда, когда находится вкомпании друзей, которые не требуют и не ждут от него "соблюдения приличий".Обстоятельства, которые возлагают на здорового человека обязательства пособлюдению условных предписаний, видимо, тяготят его. Подтверждением этомунаблюдению может послужить тот факт, что все обследованные нами людипредпочитали именно такие ситуации и такие компании, в которых они были бысвободны от обязанности быть предсказуемыми, в которых они могли бы вестисебя свободно и естественно. Естественным следствием этой характеристики здорового человека илиестественной сопутствующей характеристикой является их независимость внравственных убеждениях; их моральные принципы в большей мере отражаютприсущее им своеобразие, чем принятые в обществе этические нормы. Не слишкомвдумчивый наблюдатель может счесть таких людей аморальными, поскольку они нетолько склонны пренебрегать условностями, но и могут даже, если того требуетситуация, пойти вразрез предписаниям и нормам. Однако этот наблюдатель будетв корне не прав. Напротив, эти люди ѕ высокоморальны, высоконравственны,хотя их моральные принципы не всегда совпадают с общепринятыми. Именнотакого рода наблюдения приводят меня к убежденности в том, что такназываемое этическое поведение среднестатистического человека настолькоконвенционально, что это скорее конвенциональное поведение, нежелипо-настоящему этическое, такого рода поведение не основывается на внутреннихубеждениях и принципах, это не более чем бездумное следование общепринятымнормам. Самоактуализированный человек не в состоянии всей душой принятьусловности окружающего его общества, он не может не видеть повсеместногоханжества и в результате порой начинает ощущать себя шпионом в тылу врага.Иногда следы этого чувства можно заметить даже в его поведении. Мне не хотелось бы, чтобы у вас сложилось впечатление, будто эти людипостоянно скрывают свое недовольство. Нет, они вполне способны в порывегнева или раздражения восстать против условностей, против невежества. Поройони пытаются открыть людям глаза, стараются просветить их, рассказать имистину; они выступают в защиту угнетенных и обиженных, а иногда, видятщетность своих усилий, дают волю скопившемуся гневу, и этот гнев настолькоискренен и чист, настолько праведен и возвышен, что кажется почтисвятотатством препятствовать его проявлениям. Я видел самоактуализированныхлюдей в гневе, и для меня совершенно очевидно, что им абсолютно безразлично,какое впечатление они произведут на окружающих, что они не испытывают поэтому поводу ни тревоги, ни вины, ни стыда, хотя обычно, когда не затронутыих глубинные, основополагающие убеждения и принципы, они ведут себя вполнеконвенционально, не желая обижать или смущать окружающих. Способность к адекватному восприятию реальности, детская или, еслихотите, животная способность к приятию самого себя и способность кспонтанности предполагают, что эти люди умеют четко осознавать своисобственные импульсы, желания, предпочтения и субъективные реакции в целом(148, 388, 392). Клинические исследования этой характеристики со всейочевидностью подтверждают мысль Фромма (145) о том, что среднестатистическийчеловек зачастую не имеет ни малейшего представления о том, что онпредставляет собой на самом деле, чего он хочет, что он думает, какова еготочка зрения. Такого рода исследования и открытия позволяют мне постулировать одну изсамых фундаментальных характеристик, отличающую самоактуализированных людейот обычных, среднестатистических индивидуумов. Мотивационная жизньсамоактуализированного человека не только богаче, она качественно отлична отмотивации среднестатистического человека. Мне кажется, что самоактуализацияпредполагает принципиально иную психологию мотивации, мне кажется, что,говоря о мотивации самоактуализированной личности, мы должны говорить нестолько о потребностях дефициентных уровней, сколько о метамотивах или омотивах роста. Разница между ними столь же фундаментальна, как разница междужизнью и подготовкой к жизни. Возможно, что традиционная концепция мотивацииприменима только по отношению к несамоактуализированным людям.Самоактуализированного человека, в отличие от обычного, уже не беспокоятпроблемы выживания, он просто живет и развивается. Если побудительные мотивыобычного человека лежат вовне, в возможности удовлетворения потребности, тосамоактуализированный человек, напротив, движим внутренними потенциями,изначально заложенными в его природе, требующими своей реализации иразвития. Можно сказать проще ѕ самоактуализированный человек устремлен ксовершенству, ко все более полному развитию своих уникальных возможностейОбычный же человек устремлен к удовлетворению тех из своих базовыхпотребностей, которые еще не получили должного удовлетворения. Нельзясказать, что самоактуализированный человек, удовлетворив все свои базовыепотребности, уже неподвластен импульсам и побуждениям: он тоже работает,тоже старается, тоже притязает, хотя и не в том смысле, какой мы обычновкладываем в эти слова. В первую очередь он движим потребностью всаморазвитии, в самовыражении и в самовоплощении, то есть потребностью всамоактуализации. Я все чаще задаю себе один вопрос. Быть может, именно всамоактуализированных людях предельно отчетливо проступает наша истинная,человеческая природа, быть может, именно они ближе всех к сущности понятия"человек", ближе даже с точки зрения таксономии? Этот вопрос неизбежновлечет за собой следующий: вправе ли мы делать хоть какие-то выводы обиологической природе человека, если до сих пор мы изучали только ущербных инедоразвитых или, что еще хуже, "серых", вышколенных, выдрессированныхпредставителей нашего вида?

СЛУЖЕНИЕ

Мы выявили еще одну особенность исследованных нами людей. Я говорю оприсущей им сосредоточенности на проблемах внешнего порядка. Если попытатьсянайти название этой особенности, то я бы предложил назвать ее служением впротивоположность эгоцентрическим тенденциям. В отличие от неуверенных,тревожных людей с их склонностью к постоянному самоанализу и самокопанию,этих людей мало беспокоят личные проблемы, они не слишком склонны размышлятьо себе. Почти у каждого из них есть призвание и дело, которым они служат,которым они посвящают себя без остатка, почти каждый из них озабоченкакой-то важной проблемой, решение которой требует от него всех сил иэнергии (72, 134). Это не обязательно любимое занятие, не обязательно дело, которогочеловек желал, или занятия, к которым он стремился, это может быть дело,которым он чувствует себя обязанным заниматься. Именно поэтому я говорю ослужении, о жизненной миссии, а не просто о "любимом" деле. Эти люди, какправило, не озабочены проблемами личного, эгоистического характера, они вбольшинстве своем думают о благе других людей ѕ всего человечества, своихсограждан или же о благе близких и дорогих им людей. За небольшим исключением практически у всех наших испытуемых мыотметили одну характерную особенность. Эти люди склонны к размышлениям обосновополагающих проблемах человеческого бытия, они задаются теми вечными,фундаментальными вопросами, которые мы называем философскими илинравственными. Можно сказать, что они живут в глобальной системе координат.В частном они умеют видеть общее, и никакие, даже самые яркие частныепроявления не скроют от них общей картины. В основе их системы координат илисистемы ценностей никогда не лежит местечковый патриотизм, как правило, вней отражен опыт всей истории развития человечества, она отвечает несиюминутным запросам, не социальному заказу, а требованиям эпохи. Однимсловом, эти люди в каком-то смысле, несомненно, философы, хотя их философияне обязательно наукообразна, иногда это то, что можно назвать житейскойфилософией. Разумеется, такая установка сказывается практически на всех аспектах ихжизни. Так, например, один из главных симптомов, с которого мы начиналиизучение целостного синдрома самоактуализации и который был обозначен намикак широта (или не-мелочность), несомненно, является проявлением этой болееобщей характеристики. Способность вознестись над обыденностью, умениеотрешиться от частностей, расширить горизонты восприятия, посмотреть на вещив перспективе, sub specie aetemitatis имеет огромное социальное значение.По-видимому, именно этой способностью объясняется умиротворенность,свойственная самоактуализированным людям, их умение сохранять спокойствие,не тревожиться по пустякам, ѕ свойства, которые облегчают жизнь не только имсамим, но и окружающим их людям. ОТСТРАНЕННОСТЬ; ПОТРЕБНОСТЬ В УЕДИНЕНИИ Обо всех моих испытуемых можно сказать, что они умеют спокойно ибезболезненно переносить одиночество. Мало того, я готов поклясться, что онилюбят одиночество или, по крайней мере, относятся к нему с гораздо большейсимпатией, чем среднестатистический человек. Часто именно благодаря тому, что одиночество не страшит их, этим людямудается сохранить хладнокровие в пылу битвы, они не хватаются за оружие, неподдаются страстям, им чужды хлопоты и заботы обывателя. Им не составляеттруда быть отстраненными, сдержанными, спокойными и безмятежными; неудачи ипоражения не вызывают у них естественного для менее здоровых людей всплескаэмоций. Даже в самых унизительных ситуациях и даже в окружении самыхнедостойных людей они умеют сохранять благородство и гордость, и этаспособность, вероятнее всего, была бы невозможна, если б у них не былосвоего собственного мнения о ситуации, если б они во всем полагались .начувства и мнения других людей. В некоторых ситуациях эта отстраненнаясдержанность может перерасти себя и возвыситься до суровой, холоднойотчужденности. Рассматриваемая нами способность, по-видимому, пребывает в тесной связис некоторыми другими качествами, обнаруживаемыми у этих людей. Во всякомслучае, любого из моих испытуемых можно смело назвать объективным (во всехсмыслах этого слова) человеком, особенно в сравнении со среднестатистическимчеловеком. Я уже говорил о том, что для самоактуализированных людей проблемывнешнего порядка более значимы, чем их собственные переживания, и этоутверждение справедливо по отношению к ним даже в том случае, если ониоказываются в ситуации, угрожающей их желаниям, надеждам, мечтам. Ониобладают удивительной по меркам среднестатистического человека способностьюк концентрации, которая, в свою очередь, порождает такие эпифеномены, какотрешенность, умение забыть о тревогах и волнении. В частности, этаспособность проявляется в том, что даже в критических ситуациях, когда на ихплечи сваливается масса проблем, эти люди не страдают бессонницей илиотсутствием аппетита, сохраняют хорошее настроение и способны к нормальнымсексуальным отношениям. Отстраненность самоактуализированного человека может стать причинойзатруднений в его общении с обычными, "нормальными" людьми, которые склонныинтерпретировать его отстраненность как холодность, снобизм, недружелюбиеили даже враждебность. Это понятно, особенно если вспомнить, что расхожеепредставление о дружбе предполагает в ней некую взаимозависимость,отношения, обеспечивающие человеку поддержку, сочувствие, одобрение,участие, тепло. Если понимать дружбу именно так, то, пожалуй, можно сказать,что самоактуализированный человек не нуждается в друзьях. В нашей культурезалогом дружбы является потребность партнеров друг в друге, и очевидно, чтосредний человек вряд ли пожелает иметь другом самоактуализированногочеловека, ѕ ведь тот никогда не положит на алтарь дружбы свою независимость,никогда не пожертвует ради друга своей автономностью. Мы должны понимать, что автономность ѕ это не только независимость, нотакже самоопределение, самоуправление, способность к принятиюответственности, мужество и сила, активный поиск решении, умение не бытьпешкой в чужой игре. По мере изучения своих испытуемых я все более убеждалсяв том, что каждый из них сам формирует свои мнения и суждения, сам принимаетрешения и сам отвечает за них, сам определяет и прокладывает свою дорогу вжизни. Это качество сложно обнаружить, его невозможно даже определитькаким-то одним термином, но оно имеет чрезвычайно важное, почти решающеезначение. Изучая этих людей, общаясь с ними, я понял, что очень многиечеловеческие качества, которые я прежде воспринимал как нормальные иестественные, на самом деле являются признаками болезни, слабости,ущербности. Например, прежде я не видел ничего прискорбного в том, чтомногие люди формируют свои суждения не на основе собственных вкусов,предпочтений, принципов или убеждений, а на основе тех вкусов, предпочтений,принципов и убеждений, которые навязываются им рекламой, родителями,телевидением, пропагандой, газетами, назойливыми коммивояжерами и т.п.Многие люди утратили способность к самоопределению, они готовы позволитьдругим манипулировать собой, согласились быть пешками в чужой игре.Неудивительно, что они так часто испытывают приступы беспомощности,слабости, управляемости. Понятно, что в экономике и политике подобноебезволие невозможно, что в этих сферах оно может привести к катастрофическимрезультатам. Члены демократического общества должны обладать способностью ксамоопределению, к свободному волеизъявлению, они должны уметь взять на себяответственность за принимаемые ими решения. Результаты обширных исследований, проведенных Ашем (20) иМак-Клелландом (326ѕ328), позволяют нам предположить, что только небольшуючасть населения Америки, от пяти до тридцати процентов, в зависимости отконкретных обстоятельств, можно отнести к разряду самоопределяющихся людей.Но в моем исследовании все 100% испытуемых относились к таковым. И наконец, я должен сделать заявление, которое вряд ли понравитсятеологам, философам и ученым. Самоактуализированные люди обладают большей"свободой воли" и они в меньшей степени "детерминированы", чемсреднестатистический человек. Понятия "свобода воли" и "детерминизм" принятосчитать философскими категориями, однако я убежден, что рано или поздно мыдадим им и операциональные определения. В рамках моего исследования онилишены философской особости, я относился к этим понятиям и к феноменам,стоящим за ними как к эмпирическим реалиям. Выскажу еще более крамольноесуждение ѕ я полагаю, что это не только качественные, но и количественныекатегории, их можно не только обнаружить ѕ их можно и нужно измерять.


Дата добавления: 2019-12-09; просмотров: 515;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.007 сек.