Темы рефератов и докладов
1.Этничность: объективный или субъективный феномен?
2.Элиты и массы в структуре современного общества.
3.Возрасты и поколения; проблема “отцов и детей”.
4.Диалектика пола — мужчины и женщины.
5.Семья как социальный институт и малая социальная группа в современном обществе
7.Что значит – быть интеллигентным человеком?
8.Личная зависимость как характеристика отношений между людьми в традиционном обществе.
9.Массификация в индустриальном обществе?
10.Массовая культура: "за" и "против".
11.Свобода как базовая ценность индустриального общества.
12.Рационализм и индустриализм.
13.Отличительные особенности информации как ресурса общества.
14.Демассификация в перспективе постиндустриального общества.
Основная литература
Алексеев П. В. Философия [Текст] : учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2010.
Гриненко Г. В. История философии [Текст] : учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2010.
Губин В. Д. Философия [Текст] : учебник. - М. : Проспект, 2010.
Кохановский В. П.Философия [Текст] : конспект лекций / отв. ред. В. П. Кохановский. - 10-е изд. - Ростов н/Д. : Феникс, 2008.
Спиркин А. Г. Философия [Текст] : учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2011.
Дополнительная литература
Волков Ю. Г. Социология [Текст] : учебник / под ред. В. И. Добренькова. - 4-е изд. - Ростов н/Д. : Феникс, 2008.
Гайдукова И. Б. Философия [Текст] : учебное пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - Курск : ЮЗГУ, 2012.
Михайлова Л. И. Социология культуры [Текст] : учебное пособие. - 4-е изд., доп. - М. : Дашков и К, 2008.
Мухаев Р. Т. Социология [Текст] : конспект лекций : учебное пособие. - М. : Проспект, 2009.
Налетов И. З. Философия [Текст] : учебник. - М. : Инфра-М, 2007.
Новая философская энциклопедия [Текст] : в 4 т. / науч. ред.: М. С. Ковалева [и др.]. - М. : Мысль, 2010.
Петрова Р. Г. Гендерология и феминология [Текст] : учебное пособие. - 4-е изд. - М. : Дашков и К, 2008.
1.Понятие общества в философии и социологии
В своем первоначальном значении термин "общество" обозначал общность, союз, сотрудничество людей. Аристотель назвал человека "политическим животным", подразумевая, что только люди способны добровольно и сознательно объединиться в общество.
Существует несколько определений общества, согласно которым, оно представляет сложную, исторически сложившуюся систему социальных институтов и организаций.
Возникает общество по мере упорядочивания, укрепления социальных связей, образования новых норм и правил, способствующих их упрочнению. Общество - это универсальный способ организации социальных связей и социальных взаимодействий, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей людей.
Социально-философский подход позволяет рассматривать общество в двух аспектах.
В широкомсмысле - это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. Обществопонимаетсякакпродукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных на основе совместных интересов и договора.
В узкомсмысле - это определенный тип человеческих отношений, общность. Общность -форма совместного бытия или взаимодействия людей, связанных общим языком, происхождением, судьбой. Не всякая общность людей является обществом, но любое общество - это так или иначе самоуправляющаяся общность (например, общество филателистов или общество друзей книги).
Философия акцентирует внимание на таких понятиях, как цель, движущие силы, смысл и направленность исторического процесса. Философский смысл понятия общества состоит в определении специфики типа связей индивидов в единое целое. Основными типами таких связей считаются духовные (Августин, Фома Аквинский), конвенциальные (философы XVII - XVIII вв.), материальные, основанные на взаимодействии людей (К. Маркс).
Встречаются три основных подхода, объясняющих особенности этих связей и закономерностей:
1 подход - натуралистический,согласно которому человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, мира животных и в конечном итоге - Космоса. С этих позиций тип общественного устройства и ход истории определяется ритмами солнечной активности и космических излучений (А. Чижевский, Л. Гумилев), особенностями географической и природно-климатической среды (Ш. Монтескье, Л. Мечников), спецификой человека как природного существа, его генетическими, расовыми и половыми особенностями (сторонники социобиологии).
2 подход - идеалистический, согласно которому сущность связей, объединяющих людей в единое целое, усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов. В качестве примера берутся теократические государства, где единство обеспечивается одной верой, которая становится государственной религией, а также тоталитарные режимы, основанные на единой государственной идеологии, которая, выполняет роль скелета общественного устройства.
3 подход объяснения общественного устройства связан с анализом межчеловеческих связей и отношений, которые возникают в соответствующих природных условиях, при наличии тех или иных верований, и имеют самодовлеющий, определяющий характер.
Согласно атомистической теории,общество есть сумма индивидов, связанных тем или иным взаимным договором. Люди, следуя гражданским законам, идеям свободы и равенства, могут обеспечить свое существование. В данной модели общество представляет собой конгломерат индивидов, связанных условными связями.
В органистической модели общество предстает как целое, как определенная система, структурированная особым образом на части, к которым она полностью не сводится. При этом понимании человек реализует себя в зависимости от места, занимаемого им в обществе, и участия в общем процессе. Отношения людей определяются не договором, а согласием членов общества - консенсусом, в котором учитываются объективные закономерности исторического развития.
К. Маркс разработал концепцию материалистического понимания истории, суть которой составляет положение о способе производства, который складывается объективно, независимо от воли и сознания людей. Согласно Марксу, людей в социальный организм связывает не общая идея или общий Бог, а способ производства, в который входят производительные силы- система субъективных (человек) и вещественных (техника) элементов, осуществляющих обмен между обществом и природой в процессе общественного производства и производственные отношения,под которыми понимается совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления.
Все возможные способы объяснения общества и хода истории имеют общее –
1) представление о системной организации данного феномена и закономерностях его саморазвития;
2) наличие общественного сознания, под которымпонимается целостное духовное явление, обладающее определенной внутренней структурой, включающее различные уровни (теоретический, обыденный) и формы сознания (политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое, философское, научное).
2. Общество как саморазвивающаяся система
Системная организация общества. Общество есть целостная система, все компоненты которой определенным образом упорядочены, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они детерминируют друг друга, а поэтому не могут существовать изолировано одни от других и вне целостной системы.
В середине XIX такого рода системы стали называть органическими. Социальная система — это внутренне организованная на основе того или иного основания (принципа) целостность, в которой все входящие в нее элементы настолько органически связаны друг с другом, что выступают по отношению к окружающим условиям (в том числе, и другим системам) как некое единство.
Социальная система характеризуется открытостью, определенной степенью согласованности своих подсистем и в то же время определенной неравновесностью.Для сверхсложных самоуправляемых систем, какими являются социальные системы, характерна многофункциональность. Однако основные функции социальной системы могут быть сведены к двум основным:
- функции сохранения системы, ее устойчивого состояния (гомеостаза),
- функции совершенствования системы, ее оптимизации по отношению к природной и социальной среде.
По отношению к социальным элементам, объединившимся в целостную общественную систему, эта последняя обладает рядом общих качеств, не присущих элементам вне системного целого, то есть качествами системоприобретенными.Вообще социальная система образуется путем наделения входящих в нее элементов новыми качественными характеристиками. Она, в определенном, смысле подчиняет себе все элементы, в нее входящие, и даже создает еще недостающие ей органы, институты, отношения.
Системный подход к обществу это в определенной степени практически-деятельностный подход. Его смыслом является целенаправленная ориентация на решение задач управления сложными социальными системами.
Основные признаки сложной социальной системы:
1. Целостность
2. Индивидуальность
3. Отграниченность от внешней среды
4. Структурированность (внутренняя противоречивость)
5. Наличие общесистемных свойств
6. Развитие
Специфика общества, как социальной системы, состоит в том, что она складывается на базе той или иной общности людей (группы, организации, общности), элементами которых являются личности.
Поведение личности в обществе определяется социальными позициями или статусами, которые она занимает в той или иной подсистеме общества; функциями или ролями, которые выполняет, а так же социальными нормами и ценностями, принятыми в данной социальной системе и различными индивидуальными качествами личности. Взаимодействия между личностями приводят к формированию социальной системы, которая является целостной и обладает соответствующими системными качествами.
3. Подсистемы общества и типы деятельности
Как и любая сложная система, общество состоит из взаимосвязанных подсистем. Подсистема– это промежуточные комплексы, которые менее сложны, чем сама система.
В рамках марксизма общество состоит из двух подсистем: базиса и надстройки.
Базис– это совокупность производственных отношений, составляющих экономическую структуру общества. В надстройку входят организации, идеи и учреждения. К надстроечным идеям относятся политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные, философские воззрения, которые называются авторами марксизма формами общественного сознания.
В рамках цивилизационного подхода общество рассматривается как совокупность четырех областей или сфер.
Экономическая сфера– это деятельность субъектов общественных отношений по производству, распределению и потреблению результатов труда.
Политическая сфера – это деятельность субъектов общественных отношений по обеспечению согласия между членами общества, регулированию его состояния. Основанием этой сферы общества выступают властные отношения. Они же определяют и ее специфику.
Социальная сфера– это деятельность субъектов общественных отношений, направленная на удовлетворение своих потребностей. Этот процесс тесно связан с уровнем экономического развития общества.
Духовная сфера– деятельность субъектов общественных отношений по производству, потреблению и передаче духовных ценностей. Главными функциями, которые выполняет данная сфера общества, являются добыча новых знаний, их передача, формирование нематериальных ценностей. Духовная сфера охватывает науку, нравственность, религию, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры, соответствующую деятельность людей. Стержнем духовной сферы общества является религия.
Все четыре сферы взаимосвязаны между собой, что и обеспечивает нормальное функционирование общества.
Деятельностьопределяется как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, направленноена целесообразное осмысление, изменение и преобразование данного мира. Это содержание реализуется основными структурными элементами деятельности, которые имеются уже в простейшем индивидуальном социальном действии.
Существуют четыре элемента всякой человеческой деятельности – люди (субъекты социальной деятельности), физические вещи (орудия и средства производства), символы (язык жестов, звуковая и письменная речь, информация, заключенная в ее различных носителях - магнитных лентах, дискетах, книгах, картинах) и связи между ними.
Соответственно четырем основным элементам простейшего социального действия выделяются четыре типа или сферы, области общественной деятельности: материальная; духовная; регулятивная, или управленческая; деятельность обслуживания, иногда именуемая гуманитарной или социальной в узком смысле слова.
Материальное производствопризвано создавать определенные вещи, необходимые для удовлетворения потребностей людей, поддержания их активности в любой сфере.
В процессе духовного производствапроизводятся идеи, образы, научные и художественные ценности, которые так или иначе материализуются в физических вещах, носителях этих духовных ценностей - книгах, картинах, скульптурах.
Специфической задачей регулятивной,или управленческой, деятельности, т.е. деятельности различного рода администраторов, управляющих, политиков, является поддержание связей между людьми, регулирование их деятельности и общественных отношений.
Содержание социальной деятельностив узком смысле слова или деятельности по обслуживанию людей составляет создание предпосылок жизни, воспроизводства, активности людей. Общество включается в этот процесс через школы и вузы, создает систему здравоохранения и культурного отдыха. Сфера обслуживания является одной из самых динамичных в современном обществе.
4. Социальная дифференциация
Даже поверхностный взгляд на окружающих нас людей дает основания говорить об их несхожести. Люди различаются по полу, возрасту, темпераменту, росту, цвету волос, по уровню интеллекта и многим другим признакам. Различия между людьми, обусловленные их физиологическими и психическими особенностями, называются естественными или естественной дифференциацией.
Социальными называются те различия, которые порождены социальными факторами: разделением труда (работники умственного и физического труда), укладом жизни (городское и сельское население), социальными ролями (отец, врач, политический деятель) и т.д. Социальные различия могут накладываться на естественные, когда к примеру, ученым становится умный, талантливый человек, но могут и не пересекаться.
Социальная дифференциация – это процесс появления функционально специализированных институтов и разделения труда.
Таким образом, разделение труда и специализация в общественном производстве порождают социальную дифференциацию и возникновение относительно обособленных социальных общностей и групп. Социальная группапредставляет собой относительно устойчивую совокупность людей, имеющих общие интересы, образ жизни, место в общественном разделении труда и связанные с ними роли, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенных типов обществ.
Социальные группы подразделяются на большие и малые. Для малой социальной группы - трудового коллектива, семьи - характерны близость составляющих ее членов, прочность связей, непосредственные личные контакты, неформальность отношений, общие ценности и правила поведения. Большие социальные группы - классовые, этнические, социально-политические - возникают исторически.
Социальная структураобъединяет в одно органическое целое разные типы и виды человеческих коллективов. Остановимся на самых древних и вечных, главных, присущих любому обществу его элементах. Их, по аналогии с физикой, можно поделить на микро-, макро- и мега-группы.
Микро-группыобъединяют непосредственно обозримое число людей, по какому-то определенному их признаку, интересу, роду занятий. Члены такой группы постоянно контактируют друг с другом. Это: семьи (объединение кровных родственников и свойственников по браку — ради продолжения рода и совместного быта, домашнего проживания и хозяйства); производственные коллективы (предприятия, фирмы, иные сегменты рынка товаров и услуг), досуговые объединения (кружки, спортивные команды, клубы по интересам и т.п.).
Макро-группы— это уже не “атомы”, а целые “органы” или “ткани” общественного организма. Они объединяют массы людей. Они называются “слоями” или же “стратами” общества. Основаниями для их классификации являются:
возраст (поколения — детей, молодежи, “среднего” возраста, стариков, престарелых долгожителей);
профессия (шире — род занятий, положение в сфере занятости, основной источник доходов);
конфессия (отношение к той или иной церкви) или же к числу свободомыслящих в вопросах религиозной веры.
Мега-группы, как следует из названия, наикрупнейшие. Это:
пол / гендер (мужчины, женщины);
расы (биологические различия внутри человечества на определенные типы организмов);
этносы (народы), составляющие любого этноса на этапе его формирования: язык как своеобразный код общей для народа культуры, наследие предков данного этноса, территория компактного обитания, осознанная как прародина, завоеванная и защищенная предками от враждебных сил природы и других этносов, традиционный уклад быта (преобладающий тип хозяйства, пищевые рационы, навыки домостроительства, крои одежды, произведения фольклора, т.п. традиции народной жизни), психический складнародного характера, приводящий к разнице менталитетов, стиля поведения разных этносов;
классы — разделения людей по уровню доходов и образу жизни на элиту, так называемый средний класс, низший, а так же маргиналов (люмпенов); есть и иные варианты их классификации (так называемые “белые” и “синие воротнички” — владельцы крупной собственности; их наемные работники — менеджеры, которые ей оперативно управляют; “комбинезоны” — представители физического труда, исполнительских, обслуживающих профессий.
Занятие 22. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
1. Понятие культуры.
2. Типология культур.
3. Развитие культуры.
4. Культура и цивилизация.
Основные понятия
Культура, материальная культура, духовная культура, субкультура, контркультура, элитарная и массовая культура, андеграунд, официальная культура, народная культура, цивилизация.
Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 256;