Творческие возможности
Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму «готового», существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается «готовая» существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим — кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т. п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.
Название
Название животного используется для определения типа мышления.
Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, «бегекот», «мухожер» и т. п.). Другой вариант — словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («ратолетиус» и т. п.). Первое — рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе — демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно звуковые без всякого осмысления («лялие», «лиошана», «гратекер» и т. п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе — мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.
Наблюдаются иронически-юмористические названия («риночурка», «пузыренд» и т. п.) — при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («тру—тру», «лю—лю», «кус—кус» и т. п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями («аберосинотикли-рон», «гулобарниклетамиешиния» и т. п.).
Название, не имеющее никакой связи с рисунком — несерьезность, поверхностность.
ФОРМАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ НАЖИМ НА КАРАНДАШ -
показатель психомоторного тонуса:
• Слабый нажим, местами линия едва видна - астения; пассивность; иногда депрессивное или субдепрессивное состояние (с четырехлетнего возраста).
• Сильный нажим, карандаш глубоко продавливает бумагу - эмоциональная напряженность; ригидность; импульсивность (с четырехлетнего возраста).
• Сверхсильный нажим, карандаш рвет бумагу - конфликтность; гиперактивность; иногда агрессивность; острое возбуждение, пограничное или психотическое состояние.
• Нажим сильно варьирует - эмоциональная лабильность (с четырехлетнего возраста).
• Колебания нажима особо сильны - эмоциональная неустойчивость; иногда острое состояние.
ОСОБЕННОСТИ ЛИНИЙ
• Штриховые линии - тревожность как черта личности.
• Множественные линии - тревога как состояние на момент обследования; стрессовое состояние; иногда импульсивность.
• Эскизные линии: сначала проводятся слабые линии, затем наиболее удачная наводится более жирной - стремление контролировать свою тревогу, держать себя в руках.
• Промахивающиеся линии, не попадающие в нужную точку импульсивность; органическое поражение мозга; иногда гиперактивность (с пятилетнего возраста).
• Линии, не доведенные до конца - астения; иногда импульсивность (с пятилетнего возраста).
• Искажение формы линий - органическое поражение мозга; импульсивность; иногда психическое заболевание (с пятилетнего возраста).
РАЗМЕР РИСУНКОВ
• Увеличенный размер: рисунок человека занимает более 2/3 листа по высоте, несуществующее животное - весь лист - тревога как состояние на момент обследования; стрессовое состояние; иногда импульсивность; гиперактивность.
• Уменьшенный размер: рисунок занимает менее 1/3 листа по высоте - депрессия; низкая самооценка.
• Размер рисунков сильно варьирует - эмоциональная лабильность.
Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 287;