НЕЙРОТРОФИЧЕСКАЯ ЯЗВА
Ulens neurotrophicum.
Под трофикой понимают питание тканей, в частности покровов, поэтому всякую язву, развивающуюся вследствие нарушения питания тканей, независимо от причин, вызвавших это нарушение, называют трофической. К этой группе обычно относят долго не заживающие язвы, образовавшиеся после ожогов, отморожений и длительных нагноений.
Нейротрофической язвой, в узком смысле этого слова, следует называть язву, возникающую вследствие нарушения функций симпатической или чувствительной нервной системы.
Поводом, к развитию нейротрофической язвы могут служить повреждения или заболевания центральной нервной системы (опухоли, миэлиты), невриты и механические повреждения периферических нервов. Нейротрофическая язва особенно часто развивается в случаях, когда центральный конец поврежденного нерва продолжительно раздражен: а) бактерийными токсинами; б) давлением рубцовой ткани; в) химическими веществами; г) постоянным сокращением мускулов при сращении с ними поврежденного нерва; д) образованием мелких невром на месте ранения нервов.
Имеются указания, что заболевания и повреждения нервной системы неизбежно сопровождаются вазомоторной реакцией. Она выражается в изменении кровяного давления, сосудистого тонуса и температуры конечности ниже места повреждения. Сужение сосудов, которое наблюдается после кратковременного их расширения, нарушает циркуляцию крови и лимфы, что в свою очередь создает благоприятную почву для развития глубоких деструктивных процессов и трофических расстройств. Первенствующее значение в возникновении и развитии трофических расстройств имеет центральная нервная система. Она может при известных условиях, совершенно независимо от состояния кровоснабжения тканей в области язвы, понизить биологическую активность клеток, нарушить их состав и строение и создать, таким образом, условия для их разрушения. С другой стороны, нервная система может повысить жизнедеятельность клеток и этим усилить их рост и размножение.
Патологоанатомические изменения в периферической нервной системе при трофических язвах могут быть весьма различными. В одних случаях они представляют собой едва распознаваемые под микроскопом токсические невриты, в других — грубые дегенеративные изменения нервных стволов. В дальнейшем последние могут превратиться в соединительнотканные шнуры на месте повреждения, если оно сопровождалось надрывом, ущемлением или полным разрывом того или иного нерва или же повлекло за собой развитие тяжелого неврита.
Свежая нейротрофическая язва покрыта вялыми, бледными, с цианотическим оттенком грануляциями и выделяет значительное количество грязносерого слизисто-гнойного экссудата. Края язвы подрыты или истончены. Ткани по окружности язвы отечные и совершенно безболезненны. Регенерация кожного эпителия отсутствует.
Хроническая язва имеет чаще всего округлую форму, слегка утолщенные края и выделяет ничтожное количество серозно-слизистого экссудата. Зернистость грануляционной ткани незаметна даже при осмотре поверхности язвы под лупой. Болезненность обычно отсутствует, вследствие чего животное выполняет работу, не проявляя никаких болевых ощущений. Хронические нейротрофические язвы у лошадей сопровождаются атрофией кожи в области поражения. Кожа сохраняет подвижность, но становится сухой и очень тонкой (личное наблюдение).
Если очаг раздражения в каком-либо участке проводящих нервных путей поддерживается инородным телом или невритом, то трофическая язва весьма болезненна. Лечение язвы обычными средствами (высушивающие, дезинфицирующие мази, ультрафиолетовое облучение, лампа соллюкс) не приносит пользы.
Нейротрофическая язва имеет наклонность прогрессировать, распространяться по поверхности и в глубину. Она может существовать годами без тенденции к заживлению.
Лечение. В ветеринарной практике получили наибольшее распространение следующие способы.
Круговое рассечение тканей по окружности язвы. Ткани рассекают на расстоянии 4—12 см по окружности язвы. Джанелидзе считает возможным зашивать рану тотчас же после рассечения тканей, что значительно ускоряет заживление операционной раны и в то же время не снижает терапевтического эффекта в отношении трофической язвы.
По литературным данным, трофические язвы заживают после окаймляющих разрезов в 50% случаев. Благоприятные результаты после этой операции объясняются следующим: 1) вокруг язвы перерезаются симпатические нервные волокна; 2) после кожного разреза наступает гиперемия вследствие травмы и перерезки мелких кожных нервов; 3) перерезаются отходящие от язвы вены, благодаря чему область язвы сразу выключается из зоны венозного обратного тока и получает неизмененную артериальную кровь из капилляров сосудов глубокорасположенных тканей.
Новокаиновый блок по Вишневскому и тканевая терапия.
Лечение трофических язв пересадкой сальника. Применяют гомо- и гетеротрансплантацию свежего и консервированного (на холоду) сальника. Пересадка сальника оказывает очень хорошее действие на старые трофические язвы, не поддававшиеся общепринятым способам лечения. Сальник, свободно пересаженный на поверхность трофической язвы, выполняет роль биологического стимулятора заглохшего регенеративного процесса. Он возбуждает рост грануляций и кожного эпителия и в то же время сохраняет свои пластические свойства. Под его влиянием начинают быстро развиваться на дне язвы здоровые, ярко-красные грануляции, а с периферии и в центре язвы — кожный эпителий.
ИНФЕКЦИОННАЯ ЯЗВА
Наибольший практический интерес представляют инфекционные язвы при энзоотическом лимфангоите.
Лимфангоитные язвы имеют различную локализацию, разнообразную форму и величину. Обычно они располагаются по ходу кожных и подкожных лимфатических сосудов, поражая иногда огромные участки поверхности тела лошади. Количество язв может быть огромным: при тяжелом течении энзоотического лимфангоита 80 и больше язв не составляет редкости. Язвы располагаются близко друг к другу, нередко сливаются между собой, образуя одну или несколько огромных язв с причудливыми очертаниями. Такие сплошные изъязвления чаще всего бывают в области спины, подвздоха и щек.
В случаях изолированного расположения язв нетрудно заметить их связь с воспаленными лимфатическими сосудами, которые хорошо заметны при осмотре и легко прощупываются в виде плотных узловатых шнуров в подкожной клетчатке. По мере распространения процесса число язв увеличивается по продолжению пораженного лимфатического сосуда. Зная пути оттока лимфы в различных областях тела, можно заранее сказать, в каком направлении и где будут появляться язвы. Так, например, лимфангоитные язвы, появившиеся сначала в области холки, затылка или предплечья, всегда распространяются по направлению к регионарным предлопаточным лимфатическим узлам, куда поступает лимфа из указанных выше областей.
Внешний вид лимфангоитных язв зависит от глубины залегания пораженных лимфатических сосудов, присоединившейся вторичной инфекции и дополнительных механических раздражений. Так, при поражении лимфатических сосудов кожи появляются ничтожные по размерам язвы на месте первично образовавшейся и самопроизвольно вскрывшейся пустулы. Некротизированный эпидермис превращается в плотный тонкий коричневый струп, под которым лежит розово-красная основа кожи, покрытая тончайшим слоем гнойного желтовато-белого экссудата. Такие язвы нередко заживают под струпом путем эпидермизации.
Иная картина наблюдается при образовании язв по ходу лимфатических сосудов, расположенных в подкожной клетчатке. Язвы, появившиеся на месте гнойных очагов, бывают величиной от лесного до грецкого ореха и имеют все характерные признаки атонической язвы (см. выше). Поверхность язв покрыта желтоватым гнойным экссудатом, образующим при высыхании коричневые корки.
При поражении промежности и тазовых конечностей грануляции резко выступают над уровнем кожи в виде розово-красных грибовидных образований. Эти фунгозные язвы, являющиеся результатом механических раздражений и грубых загрязнений, сопровождаются диффузными воспалительными отеками и инфильтратами вследствие присоединяющейся вторичной инфекции. Фунгозные язвы, так же как и атонические, располагаются по ходу лимфатических сосудов.
Дифференциальная диагностика лимфангоитных язв не представляет затруднений. Гнойный экссудат, покрывающий язвы, содержит огромное количество возбудителей энзоотического лимфангоита — криптококка (Сгурtococcus farciminosus). Наличие этого возбудителя можно легко обнаружить при обработке гноя 1—296-ным водным раствором нашатырного спирта. Никакой специальной окраски гноя не требуется.
Лечение.Наилучшие результаты дает экстирпация лимфангоитных очагов (абсцессов, язв, пораженных лимфатических сосудов и лимфоузлов) с последующим наложением глухого шва на кожу, а также выжигание их. Из консервативных методов лечения применяют внутривенно 1%-ные водные растворы трипанблау или альбаргина в дозе 150—200 мл на одно введение; инъекции повторяют через 5 дней; при тяжелых процессах приходится проводить 5—7 инъекций.
Местное лечение атонических язв раздражающими средствами не приносит пользы. Лечение фунгозных язв кислотами (азотной, карболовой) дает также отрицательные результаты. Раннее иссечение фунгозных язв, с последующим прижиганием и наложением защитных повязок, может принести большую пользу при условии устранения факторов, способствующих развитию этих язв. Поэтому необходима тщательная механическая обработка конечностей (мытье водой с мылом, выстригание шерсти в области изъязвления и наложение повязок).
При появлении энзоотического лимфангоита необходимы строгая изоляция и усиленное питание больных животных, тщательная дезинфекция предметов конского ухода и снаряжения, стерилизация хирургических инструментов и пр. При оказании лечебной помощи следует пользоваться резиновыми перчатками.
Из средств общего воздействия заслуживают применения трансфузия крови переболевших животных и поясничный новокаиновый блок по Вишневскому.
Дата добавления: 2016-06-05; просмотров: 4255;