Теоретические проблемы государственно-конфессиональных отношений в зарубежных странах и в России
Проблемы оптимизации государственно-конфессиональных отношений в зарубежных странах и в России - это важное направление формирования современного правового государства и гражданского общества.
Религия и право с древнейших времен выступали в качестве важнейших социальных регуляторов. Религиозные нормы, также как и нормы права, определяли, что люди обязаны делать в тех или иных ситуациях, что запрещается и что разрешается делать в тех или иных обстоятельствах, какое наказание должно постигнуть нарушителей норм.
В теории выделяют три аспекта взаимоотношений религии и права: 1) сакрализация норм законодательства; 2) церковное (каноническое) право и 3) правовое регулирование в сфере свободы совести, свободы вероисповедания и деятельности религиозных организаций[52].
История свидетельствует, что уже в древнейших государствах устанавливаемые нормы права рассматривались как непосредственно установленные божеством или основанные на религиозных канонах и текстах священных книг. В мифах излагалась история дарования людям законов, как части божественного мироустройства. Помимо этого, религия освящала действия политической власти и исходившие от нее распоряжения и законы, что придавало им легитимность. Ветхий Завет в Древнем Израиле рассматривался как основной источник норм права, регулировавших все аспекты жизни, определявший меру наказания за нарушения.
В настоящее время в некоторых зарубежных странах, государствах СНГ, в Российской Федерации наблюдается рост влияния религиозных конфессий на различные сферы общественной и государственной жизни. По данным Министерства юстиции Российской Федерации, по состоянию на 1 октября 2012 г. в нашей стране действует 25 226 зарегистрированных религиозных организаций, относящихся к 65 конфессиям. Социологические исследования, проведённые в августе 2012 года в 79 из 83 субъектов РФ, показали, что религиозность у россиян, общая численность которых 143,2 млн. человек, распределилась следующим образом: приверженцами различных религий считают себя 62%, 25,1% относят себя к «духовными, но не религиозными», а 12,9% - назвали себя безрелигиозными и атеистами[53].
Религиозная активность не ограничивается богослужебной практикой в станах храмов, развивается миссионерская, просветительская, благотворительная деятельность религиозных организаций. Возник ряд общественных движений и партий конфессиональной направленности.
Религиозная сфера общественной жизни постоянно взаимодействует с другими сферами общества, в т.ч. и с государственно-правовой. В последнее время это особенно проявляется в миротворчестве, в сфере противодействия международному терроризму, укрепления нравственных основ российского общества.
Конфессиональная жизнь во многих религиях регулируется сводом норм религиозного или церковного (канонического) права. Каноническое право государственной Церкви (религии) может быть возведено в ранг системы обязательных норм поведения для всех граждан. Так, например, в мусульманских странах шариат является основой правовой системы в исламском государстве, а мусульманское право (фикх) составляет неотъемлемую часть шариата. В послепетровской России исполнение канонических норм Синодальной Церкви обеспечивалось государством и им же в некоторых случаях налагались санкции за нарушение церковных правил.
В светских государствах нормы религиозного права отнесены к внутренним установлениям религиозных организаций. К числу норм религиозного права относятся, например, правила назначения (возведения в сан) служителей культа и основания для их смещения, правила совершения религиозных таинств и обрядов, различные запреты и ограничения для последователей данной конфессии и т. п. Государство не вмешивается в такие внутренние установления в случае, если они не противоречат нормам светского законодательства, но не обеспечивает их реализацию и не устанавливает санкций за их нарушение.
Светское законодательство регулирует отношения, связанные с реализацией прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений. В нормах международного права, в международных договорах определены гарантии свободы совести, мысли и религии (религиозной свободы) и основания для ограничения свободы проявлять свои верования или убеждения. В большинстве государств мира свобода совести входит в перечень основных прав и свобод, защищаемых нормами их конституций (ст. 28 Конституции РФ).
Законодательство определяет порядок создания религиозных объединений, получения ими статуса юридического лица, устанавливает правила для осуществления их деятельности. При этом право некоторых стран регламентирует некоторые аспекты религиозной, в т. ч. богослужебной деятельности (например, в Великобритании — назначение архиепископа Кентерберийского, утверждение книги молитв государственной Церкви и т. п.).
В государствах светского типа регламентируется порядок осуществления только тех видов религиозной деятельности, которые имеют общественный характер: проведение публичных мероприятий, создание религиозных образовательных учреждений и т. п.). Законодательство определяет порядок предоставления религиозным организациям имущества культового назначения и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, строительства культовых зданий, осуществления религиозными организациями благотворительной, культурно-просветительской, издательской и иной деятельности.
В основе этих отношений лежат законодательно закрепленные представления о месте религии и религиозных объединений в жизни общества, их функциях, сферах деятельности и компетенции всех субъектов данных отношений[54].
Отношения государства с религиозными объединениями сегодня обозначаются различными терминами, наиболее употребительными из которых являются: «государственно-церковные отношения»; «государственно-религиозные отношения»; «государственно-конфессиональные отношения»; «отношения государства и религиозных организаций (объединений)».
Государственно-церковные отношения — наиболее часто употребляемое, в том числе в официальных документах, понятие. Однако это выражение некорректно употреблять применительно к религиозным объединениям мусульман, буддистов, иудеев, последователей других религий, в вероучениях которых нет понятия «Церковь».
Понятие государственно-религиозные отношения, встречаемое у некоторых авторов как замена понятия государственно-церковные отношения[55]. мы считаем неудовлетворительным, некорректным из-за разнородности, разнопорядковости упоминаемых в нем субъектов отношений. Государство вступает в отношения не с религией как с мировоззрением, учением, а с религиозными объединениями, организованными обществами верующих людей.
Другие авторы считают, что понятие государственно-конфессиональные отношенияпредставляется более корректным[56]. Его недостатком можно считать лишь то, что понятие «конфессия» не определено в законодательстве и может трактоваться как «вероучение», «вероисповедание» или же как совокупность религиозных объединений одного вероучения.
Существуют и другие подходы. Мы будем использовать понятие «государственно-конфессиональные отношения».
Зарубежная практика показывает, что сегодня, с некоторыми оговорками, можно говорить о трех основных современных моделях отношений между государством и религиозными организациями: “восточный”, “американский” и “западноевропейский”.
“Восточная” или «конфессиональная» модель предполагает наличие государственной господствующей религии, провозглашение религиозности самого государства, “второсортность” других религий.
В конфессиональном государстве одна из церквей (конфессий) либо сама руководит страной (теократия), либо включена в систему органов власти и управления (государственная религия).
Признаками государственной религии являются: законодательное закрепление ее статуса; государственное финансирование всех ее расходов; управление делами церкви государственными чиновниками; только священники государственной религии имеют право вести службы в тюрьмах, воинских частях и образовательных учреждениях; только священники государственной религии приглашаются на официальные государственные мероприятия; руководство государственной религии активно вмешивается в дела государства и пр.
Так, ислам является государственной религией в Пакистане, Иране, Саудовской Аравии, Египте, Иордании и других странах.
В ряде стран (Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, ОАЭ, Ливия, Судан, Иордания), где население в основном мусульманское, законодательное закрепление за исламом статуса государственной религии не требуется в силу того, что конституционно-правовой статус господствующей религии опирается на мощную практику обычного права, глубоко укорененного в психологическом, историческом и этнокультурном типе среднестатистического гражданина этих стран.
К теократическим государствам можно отнести Святой Престол[57], в котором главой государства является Папа Римский.
В отличие от теократии, в странах с государственной религией «соотношение сил» между государством и религиозной организацией обратное. Государственная религия является частью государственного аппарата, управляется и контролируется государством. Классическим примером такого типа отношений можно считать Англиканскую Церковь в Великобритании.
В современном мире в ряде стран происходит постепенный переход от государства конфессионального типа с привилегированной государственной церковью к светскому государству. В таких странах государственная религия не является обязательной для граждан, а принадлежность к иным вероисповеданиям не служит причиной для дискриминации. Поэтому наличие в стране государственной религии не обязательно сопровождается ограничением свободы совести.
Особое место занимают в этой классификации страны с существенной, как правило, долей католического населения, в которых церковь и государство традиционно были тесно связаны (Италия, Испания, Ирландия, Польша и т. д.).
Однако их нельзя ни относить к теократиям, ни уподоблять странам с национальными государственными церквами, ввиду того что высший руководящий центр католицизма не подчинен властям этих государств.
Правовое положение Католической Церкви в этих странах определяется условиями специальных договоров — конкордатов. Отличительной особенностью конкордатных государственно-конфессиональных отношений является то, что Святой Престол является самостоятельным государством, полноправным субъектом международных отношений. Поэтому конкордат (договор) о статусе Католической Церкви, заключаемый между Святым Престолом и конкретным государством, — это международный договор двух государств.
Сходный договор между каким-либо государством и религиозной организацией другого вероисповедания, например Православной Церковью, мусульманской религиозной организацией и др., будет иметь внутригосударственный характер, или представлять собой договор между государством и иностранной религиозной организацией. Такие договора не являются межгосударственными.
Во второй половине ХХ века статус Католической церкви во многих государствах был изменен, в том числе путем заключения новых конкордатов, существенно уменьшивших привилегии Церкви. В результате складывающийся тип государственно-конфессиональных отношений в соответствующих странах приближается к светскому типу социального партнерства. Таким образом, в конкордатных отношениях со Святым Престолом могут находиться государства как конфессионального, так и светского типа.
“Американская модель” государственно-религиозных отношений требует, фигурально выражаясь, возведения стены между государством и религиозными организациями, подчеркивается отделение религиозных объединений от государства, абсолютное равенство всех конфессий. Первая поправка к Конституции США была изначальным национальным инструментом сохранения религиозной свободы в письменном конституционном документе. Она гласит: “Конгресс не будет создавать никакого закона, касающегося учреждения религии или запрещающего свободное отправление ее”.
Сравнительно-правовой анализ реализации принципа отделения религиозных объединений от государства в различных странах мира позволяет выделить следующие наиболее характерные черты:
— отсутствие государственной или обязательной для всех граждан религии или идеологии и воздействия со стороны государства на граждан с целью формирования у них какого-либо отношения к религии или идеологии;
— светский характер государственной и муниципальной системы образования;
— неучастие религиозных объединений в деятельности органов государственной власти и управления, отсутствие у религиозных объединений властных полномочий;
— отсутствие государственного финансирования деятельности религиозных объединений, служители культов не получают заработную плату от государства[58];
— религиозные нормы, правила, предписания и запреты не являются источниками права в государстве, государство не устанавливает ответственности за нарушение норм религиозного законодательства[59], не обеспечивает их соблюдение своей принуждающей силой, не допускает создания в религиозных организациях собственного аппарата силового принуждения к соблюдению норм религиозного законодательства; в государственной судебной системе отсутствуют какие-либо особые духовные (религиозные) суды;
— государство не вмешивается в организацию религиозной жизни в соответствии с религиозными нормами, в назначение и смещение служителей культов, руководителей и персонала религиозных организации.
В зависимости от национальной специфики государственно-конфессиональных отношений указанный набор основных признаков отделения религиозных объединений от государства может изменяться.
“Западноевропейский” тип отношений между государством и религиозными организациями по своей сути является “кооперационным”. Отделение религиозных объединений от государства не является ни непременным условием, ни гарантией обеспечения свободы совести и свободы вероисповедания.
При отсутствии “государственной церкви” государство принимает на себя защиту ведущих, традиционных конфессий, сотрудничает с ними, а малораспространенным религиозным меньшинствам обеспечивается “конституционный минимум” основных гражданских прав.
В ряде государств — участников Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод имеется государственная (но не «обязательная») религия (церковь), но одновременно обеспечена свобода совести для граждан с любыми религиозными или атеистическими убеждениями, отсутствует дискриминация по религиозному признаку.
Имеется ряд источников правового регулирования: Конституция, текущее законодательство и специальные соглашения (конкордаты и т.п.) с ведущими религиозными объединениями, которые, как правило, называют традиционными.
Так, Конституция Болгарии устанавливает, что “традиционной религией в республике Болгария является восточно-православное вероисповедание” (ч. 3 ст. 12). Конституция ФРГ признает религиозное обучение обязательным в государственных школах (ст. 7 Основного Закона ФРГ), причем речь идет именно о лютеранстве.
Достаточно категорично и с максимальной страстностью выражены отношения государства к религии и вере, религиозные предпочтения государства в конституциях Дании, Исландии и Ирландии.
В Израиле ст. 4а Закона о возвращении устанавливает, что право на репатриацию в Израиль имеет любой еврей, но лишь когда он не исповедует иную религию. Верховный суд Израиля постановил, что все евреи, перешедшие в христианство, теряют право на репатриацию в Израиль.
Среди вариантов государственно-конфессиональных отношений в светском государстве можно выделить такие типы:
— сегрегационный, характерный для атеистического государства. При этом варианте отношений государство рассматривает религию как отрицательное социальное явление и стремится максимально ограничить роль религии в жизни общества;
— сепарационный тип предполагает нейтральность государства в отношении религии, взаимное невмешательство государства и религиозных объединений в деятельность друг друга (при условии соблюдения последними норм законодательства). Для отношений сепарационного типа не свойственно сотрудничество государства и религиозных объединений в социальной сфере. По словам Т. Рамбо, «во Франции сотрудничество существует, однако оно непрямое, косвенное, по той причине, что оно слишком часто воспринимается как нарушение принципа отделения»[60][;
— кооперационный тип (социальное партнерство), при котором государство решает социальные проблемы совместно с религиозными объединениями. Примером такого типа отношений можно считать государственно-конфессиональные отношения в Германии, где, при отсутствии государственной религии, Римско-католическая и Евангелическо-лютеранская Церковь имеют статус «корпораций публичного права» и осуществляют различные формы социального служения во взаимодействии с государством[61].
В одном и том же светском государстве отношения с различными конфессиями могут складываться по различному типу. Например, кооперационный тип отношений между государством и традиционными для данного общества конфессиями может сочетаться с формированием между тем же самым государством и некоторыми новыми религиозными движениями или конфессиями, подозреваемыми в «экстремизме», «политическом сепаратизме» и т.д., отношений, близких к сепарационному и даже сегрегационному типу.
Иногда жесткая политика государства в отношении отдельных конфессий в той или иной мере обусловлена социально проблемным поведением последователей этих вероучений, иногда действия властей мотивированы идейным неприятием конкурентов для «традиционных» религий.
Сосуществование в светском государстве разных типов государственно-конфессиональных отношений зависит от «социального поведения» различных конфессий, от меры применения принципа «конфессиональной нейтральности» государства, от степени согласованности в проведении вероисповедной политики различными органами власти, от уровня политической культуры власти и общества.
Таковы некоторые аспекты правового регулирования взаимоотношений государства и церкви в современных условиях.
Представленная ниже таблица содержит сведения о численности ряда зарегистрированных в Российской Федерации религиозных организаций (по данным Министерства юстиции РФ и Федеральной регистрационной службы).
Наименование конфессии | 01.01.96 | 01.01.2000 | 01.05.04 | 01.10.12 |
Русская Православная Церковь | 14 277 | |||
Старообрядцы (всех согласий) | ||||
Римско-католическая церковь | ||||
Ислам | ||||
Буддизм | ||||
Иудаизм | ||||
Евангельские христиане-баптисты | ||||
Христиане веры евангельской — пятидесятники | ||||
Адвентисты седьмого дня | ||||
Свидетели Иеговы | ||||
Сознание Кришны (вайшнавы) | ||||
ВСЕГО* | 13 073 | 17 427 | 21 664 | 25 226 |
* Итоговая цифра включает общую численность религиозных организаций всех конфессий, зарегистрированных в России.
Русская православная церковь сегодня является наиболее массовой религиозной организацией Российской Федерации. Среди ее последователей мужчины составляют примерно 45%, а наиболее многочисленная возрастная группа – лица в возрасте 36-45 лет, составляют 30%, около 85% имеют среднее или высшее образование, свыше 80% живут в городах.
В последние годы значительно расширена подготовка кандидатов в священно- и церковнослужители. Общее количество учащихся в религиозных учебных заведениях составляет около 4-х тыс. человек. Увеличилось количество монашествующих священнослужителей. На территории России насчитывается более 240 монастырей.
Современная структура РПЦ, порядок формирования ее центральных и местных органов управления, их полномочия определены «Уставом об управлении Русской Православной Церкви», принятым Поместным собором 8 июня 1988 г.
РПЦ разделяется на епархии – местные церкви, возглавляемые архиереями и состоящие из приходов, а также находящихся на данной территории монастырей. Границы епархий определяются с учетом административно-территориального деления субъектов РФ. Действует 14277 православных религиозных организаций, в т.ч. 74 епархии, около 9000 приходов.
В Православной Церкви идеальным вариантом отношений между государством и Церковью считается «симфония». В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» указывается, что суть симфонии составляет обоюдное сотрудничество Церкви и государства, взаимная поддержка и взаимная ответственность, без вторжения одной стороны в сферу исключительной компетенции другой.
Государство при симфонических отношениях с Церковью ищет у нее духовной поддержки, ищет молитвы за себя и благословения на деятельность, направленную на достижение целей, служащих благополучию граждан, а Церковь получает от государства помощь в создании условий, благоприятных для проповеди и духовного окормления своих чад, являющихся одновременно гражданами государства[62].
В Византийской империи и в России допетровского времени идеальная модель симфонии получила далеко не совершенное воплощение. А императорская Россия с ее синодальной системой уже явно не соответствовала принципу симфонических государственно-церковных отношений.
Католицизм. В 1990-1991 гг. Ватикан реформировал структуры РКЦ, действовавшие тогда в СССР и в России. Епископ Тадеуш Кондрусевич, апостольский администратор Минска, был возведен в сан архиепископа и назначен Апостольским администратором для католиков европейской части России с резиденцией в Москве.
Священник Иозеф Верт, настоятель прихода в г. Марксе (Саратовская обл.), был возведен в сан епископа и назначен Апостольским администратором католиков азиатской части России с резиденцией в Новосибирске. Были осуществлены и другие структурные и кадровые изменения.
По данным Государственного реестра в России к 2012 году было около 228 организаций, более 300 приходов РКЦ. Для сравнения в 1994 г. их насчитывалось 128.
В декабре 1990 г. при прямой поддержке Ватикана в Москве было учреждено католическое информационное агентство «Истина и Жизнь». С этого же времени выходит и одноименный ежемесячный журнал на русском языке.
В ноябре 1991 года в Москве начались занятия во вновь открытом колледже католической теологии им. св. Фомы Аквинского. Всего в России действует 3 духовных образовательных католических учреждения.
Протестантизм. В настоящее время в России существует более 3000 различных протестантских объединений, наиболее крупными из которых являются - Евангельские христиане-баптисты, пятидесятники, адвентисты седьмого дня, Свидетели Иеговы, лютеране.
Буддизм. Число его последователей в России приближается к 1 млн. человек. Прежде всего, это люди, проживающие в регионах традиционного распространения буддизма. По всей территории России зарегистрировано 227 буддистских общин.
В регионах традиционного распространения буддийские общины формируются главным образом при монастырях (дацанах, хурулах, хурэ). Ими руководят настоятели – ширетуи и совет дацана.
Одной из главных организаций, объединяющих буддистов России является Буддийская Традиционная Сангха России, находящаяся в Бурятии. Её деятельность регламентирует Устав, принятый в 1997 г. Председатель БТСР ‑ Бандидо-хамбо-лама Дамба Аюшев (Верхняя Березовка, г. Улан-Удэ). Общее число лам – около 150 человек. В настоящее время функционирует Буддийский институт, в котором обучается 120 человек ежегодно. Часть будущих лам проходит обучение за рубежом.
Ислам в России сегодня переживает процесс возрождения. Зарегистрировано 4552 исламские религиозные организации. Число явных и потенциальных мусульман достигает примерно 20 млн. человек.
Подавляющее число российских мусульман – сунниты. Имеется 8 учебных заведений, в т.ч. Московский высший духовный исламский колледж с медресе, Московский институт исламской цивилизации, Университет исламской культуры, Исламский университет, 2 медресе в Казани, 2 исламских вуза в Дагестане и др. Восстанавливаются культовые сооружения, печатается религиозная литература. Исламские праздники в ряде регионов приобрели государственный статус.
На территории России действует более 30 Духовных управлений мусульман, созданных по национально-территориальному принципу. Наиболее крупные из них: Духовное управление мусульман Европейской части СНГ и Сибири (муфтий – Талгат Таджуддин) и Духовное управление мусульман Центрально-Европейской части России (муфтий – Равиль Гайнуддин).
Однако поднимает голову и исламский экстремизм, который, хотя и отвергается большинством верующих и служителей культа, но в значительной мере отрицательно влияет на политико-психологический климат в стране и омрачает взаимоотношения между народами России.
Остальные религиозные конфессии и секты в России являются немногочисленными и существенного влияния на социальную жизнь в стране не оказывают.
Государственно-религиозные отношения строились не всегда однозначно, от гонений на различные религиозные конфессии до предоставления им статуса государственной религии. В России религии прошли различные этапы взаимоотношений с государством, которые сравнимы с подобным опытом зарубежных стран.
Конституция Российской Федерации, гарантируя свободу совести гражданам России, предполагает существование и деятельность различных религиозных образований – религиозных объединений[63], представляющих собой более или менее устойчивые образования со специфическими целями и функциями, конкретными задачами и средствами их осуществления.
Построение религиозного объединения, взаимоотношения между их высшими и низшими органами, система внутреннего управления, порядок отправления религиозного культа и другие элементы, определяющие характер их деятельности, зависит преимущественно от вероучения.
В то же время федеральное законодательство, исходя из необходимости охраны интересов личности, общества и государства, регламентирует порядок образования и деятельности религиозных объединений, устанавливает их права и обязанности[64].
Необходимо отметить, что в отечественной юридической литературе отсутствует единый подход к решению вопроса о правовом статусе религиозных объединений и об их месте в организации общества[65].
В основу советской концепции религиозных объединений было положено определение В.И. Ленина, согласно которому религиозное объединение – это совершенно свободные, независимые от власти союзы граждан единомышленников[66].
Данное определение достаточно лаконично и четко подчеркивает три важнейших критерия, по которым можно судить о социальном и правовом статусе данного субъекта общественных отношений: 1) свобода и независимость от власти; 2) организационное единство в виде союза; 3) единомыслие её участников.
Данная позиция и была отражена в Декрете Совета Народных Комиссаров РСФСР от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»[67]. Согласно этому акту церковь лишалась статуса государственного учреждения, как это было со времен Петра I, церковные и религиозные общества были лишены каких-либо привилегий и субсидий от государства, не имели права владеть собственностью, быть юридическим лицом.
Кроме того, была ликвидирована правовая основа политической и экономической власти церкви, религия становилась частным делом каждого гражданина, в которое государство не вмешивалось. Верующим разрешалось объединяться в общества, которые имели статус частного объединения, созданного не для целей извлечения прибыли.
Для данного вида обществ и союзов было характерно: добровольность их создания; наличие уставов, утверждаемых и регистрируемых в установленном законодательством порядке в органах государственной власти; отсутствие целей извлечения прибыли; возможность осуществлять денежные и хозяйственные операции для поддержания жизнедеятельности общества, издавать литературу.
В Декрете от 23 января 1918 г. подчеркивалось, что никто не может ссылаться на свои религиозные воззрения при исполнении своих гражданских обязанностей. Допускалась замена одной гражданской обязанности другой в каждом конкретном случае по решению народного суда.
В дальнейшем законодательство о свободе совести и религиозных объединениях развивалось в направлении конституционного закрепления принципов свободы совести, нормативного обеспечения проведения в жизнь Декрета СНК РСФСР от 23 января 1918 г., правового регулирования положений и деятельности религиозных организаций, организации государственного контроля за соблюдением принципов свободы совести и законодательства о религиозных культах[68].
Следующим этапом правого регулирования статуса религиозных объединений стало постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1928 г. «О религиозных объединениях», в которое вошли практически все ранее действовавшие в РСФСР нормативные правовые акты, регламентирующие порядок образования, регистрации и деятельности объединений верующих. В общих чертах была обеспечена преемственность по отношению к декрету СНК РСФСР от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».
Вместе с тем, в связи с усилением богоборческих тенденций среди определенной части политического руководства страны, отдельные принципиальные положения Декрета не нашли своего отражения в новом государственном акте: не был решен вопрос о порядке обучения граждан религии частным образом; не закреплялся статус религиозных объединений как частных обществ и союзов; не обеспечивалось право граждан через народный суд в каждом конкретном случае разрешать вопрос о замене одной гражданской обязанности другою в связи со своими религиозными воззрениями; не были определены конкретные виды правонарушений, направленных на воспрепятствование осуществления свободы совести, за которые наступает уголовная и административная ответственность.
В ч. I Указа Президиума Верховного Совета РСФСР «Об административной ответственности за нарушение законодательства о религиозных культах» от 18 марта 1966 г. предусматривалась ответственность руководителей религиозных объединений за уклонение от их регистрации в установленном законом порядке. Однако и здесь четкого определения самого понятия «религиозное объединение» не было.
Анализ научной юридической литературы по этому вопросу показал, что и здесь не было единства подходов. Так, Ф.М. Рудинский определял религиозное объединение как «зарегистрированное в компетентных государственных органах и независимую от власти местную организацию верующих граждан, достигших 18-летнего возраста, одного и того же культа, вероисповедания, направления или толка, объединившихся для совместного удовлетворения своих религиозных потребностей»[69].
Но автор не учел того, что кроме местных организаций имеются ещё и церковные объединения: епархии, округа, управления, объединения.
Д.Н. Бахрах подчеркивает, что религиозные объединения действуют на основе добровольности и самоуправления, но их цели ‑ исповедания той или иной религии и отправление религиозных культов. В связи с этим такие объединения следует выделить в особый вид коллективных субъектов права. Таковым группа граждан становится с момента регистрации религиозной организации в установленном порядке[70].
Ю.А. Розенбаум определил религиозное объединение – как довольно устойчивый союз лиц, связанных общностью вероучения, постоянно взаимодействующих друг с другом.
Многие из этих признаков были учтены при разработке Федерального закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях»[71].
В этом акте определено, что религиозное объединение – это добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Они отделены от государства и равны перед законом, т.е. государство полностью не вмешивается в их дела, а религиозные объединения не имеют каких-либо государственных функций.
Деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица этих структур не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.
Религиозные объединения создаются в форме религиозных групп и религиозных организаций.
Религиозная группа – это добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее свою деятельность без государственной регистрации. Помещение предоставляется ее участниками.
Религиозная группа не обязана уведомлять государственные органы и органы местного самоуправления о начале своей деятельности. Законом не установлена определенная численность её членов.
В случае, если граждане, образовавшие религиозную группу намерены в дальнейшем преобразовать её в религиозную организацию, они уведомляют о её создании и начале деятельности органы местного самоуправления. К моменту регистрации в качестве местной религиозной организации она должна насчитывать не менее 10 участников.
Вместе с тем, уведомление органов местного самоуправления о начале своей деятельности с момента создания позволит избежать в дальнейшем необходимости доказывать наличие 15-летнего срока деятельности группы при рассмотрении вопроса о регистрации ее в качестве религиозной организации с правами юридического лица.
Согласно п. 1 ст. 8 ФЗ-39 от 26 сентября 1997 г. религиозная организация – это добровольное объединение граждан Российской Федерации граждан и иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
При её создании необходимо подтверждение деятельности в течении не менее 15 лет, выданное органом местного самоуправления или центральной религиозной структурой. Она должна иметь устав и государственную регистрацию.
Запрещено их создание в органах государственной власти и управления, местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях.
Иностранная религиозная организация может иметь свое представительство на территории России, но не имеет права заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, и на нее не распространяется российского статус религиозного объединени
Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 368;