ПАТОГЕНЕЗ АНАЭРОБНОЙ ИНФЕКЦИИ
Возбудители анаэробной инфекции, являясь постоянными обитателями кишечника, не оказывают болезнетворного действия при нормальном состоянии животного организма. Вырабатываемые ими токсические продукты жизнедеятельности создают иммунитет, предохраняющий животных от заражения до тех пор, пока не произойдет нарушения равновесия. Инфекция развивается лишь в том случае, когда иммунобиологические реакции подавлены в той или иной степени и анаэробные микробы имеют благоприятную среду для развития. При всяком ослаблении организма (кровопотеря, переутомление, недостаточное питание, гиповитаминозы, инфекционные заболевания) понижаются его защитные свойства, в связи с чем повышается биологическая активность анаэробных микробов, внедрившихся в рану.
Наилучшей питательной средой для размножения анаэробов и развития их разрушительной активности является размозженная, лишенная кровоснабжения мышечная ткань, так как она содержит большое количество гликогена, служащего материалом для гликолитической деятельности этих микробов. Поэтому загрязнение глубоких огнестрельных и ушибленно-рваных ран землей, при отсутствии необходимой хирургической помощи, наиболее опасно.
Инкубационный период. По данным И. Р. Корицкого и А. К. Кузнецова, анаэробная инфекция у лошадей после огнестрельных ранений развивалась в первый день в 5% случаев, на второй — в 47,5%, на третий — в 30%, на четвертый и в последующие дни — в 17,5% случаев.
Споры анаэробных микробов, попадая в рану с частицами унавоженной земли, комками войлока от сбруи, прорастают и превращаются в палочки; последние, находясь в анаэробных условиях, размножаются и выделяют токсины. Токсины анаэробов действуют не только местно — на сосуды, ткани и кровь: они являются в то же время сильнейшим ядом для центральной нервной системы и сердца. Местное действие бактериальных токсинов выражается появлением быстро прогрессирующего отека, нередко образованием газа в поврежденных тканях, их перерождением, размягчением и некрозом. Отек, распространяясь по рыхлой клетчатке, увлекает с собой микробов, заражая ими здоровые ткани.
Перенос бактерий (иногда на значительное расстояние от первичного очага) может происходить по подкожной, субфасциальной, межмышечной, периваскулярной и периневральной клетчатке, а также по лимфатическим и кровеносным сосудам. Попадание микробов в кровяное русло вызывает бактериэмию, а всасывание из раны токсинов и продуктов тканевого распада (гистогенных ядов) — общую интоксикацию. Кроме того, бактериальные токсины действуют специфически на центры продолговатого мозга, вызывая упадок сердечной деятельности (частый и слабый пульс) и падение кровяного давления. Наконец, под влиянием токсинов резко подавляются функции важнейшего аппарата лротивоинфекционной защиты — ретикуло-эндотелиальной системы.
Гемолитический стрептококк, сарцина, сенная палочка, стафилококки, вульгарный протей, В. putrificus и В. sporogenes повышают патогенность бацилл газовой гангрены. Симбиоз В. perfringens и В. sporogenes вызывает особенно тяжелую форму газовой гангрены. Кишечная палочка является антагонистом бацилл газовой гангрены, а анаэробные сапрофиты (В. putrificus и В. sporogenes) резко ослабляют токсигенные свойства В. oedematiens, Vibrion septique, В. perfringens и В. histolyticus; внутривенное введение каждой из них в отдельности жеребятам не вызывает анаэробной инфекции (устное сообщение профессора Колякова), тогда как ассоциация этих микробов в ране вызывает тяжелую форму газовой гангрены.
Отек возникает в результате действия бактериальных токсинов на сосуды, которые становятся проницаемыми для плазмы и форменных элементов крови. Отечная жидкость, в зависимости от свойств возбудителя, фазы анаэробной инфекции и состояния очага, бывает бесцветной или принимает розоватую, либо буроватую окраску. В случае примеси гноеродных микробов отечная жидкость мутнеет.
Отечные ткани, расположенные в области первичного очага, всегда содержат бактерии и токсины. Однако количество бактерий резко уменьшается или совсем отсутствует на периферии отека. Чем больше отек, тем сильнее сдавливаются ткани и тем скорее они подвергаются разрушительному действию бактериальных токсинов.
Появление отека сопровождается в подавляющем большинстве случаев образованием газа вследствие ферментативного разложения тканевого белка, углеводов и особенно мышечного гликогена. Химический состав газа зависит от возбудителя инфекции. При наличии в ране бацилл газовой гангрены и злокачественного отека, газ содержит приблизительно 2/3 водорода, 1/3 углекислоты и незначительное количество аммиака, масляной кислоты и азота. Бурное газообразование в отечных тканях нарушает кровообращение, способствует дальнейшему распространению процесса и некрозу тканей. Количество газа различно и зависит от возбудителя, содержания в тканях углеводов и величины отека. Чем меньше отек, тем больше образуется газа, и наоборот.
Смерть животного при анаэробной инфекции наступает в результате поражения нервной системы, фиксирующей токсин своими липоидами, и необратимых дегенеративных изменений сердца и других паренхиматозных органов.
КЛАССИФИКАЦИЯ АНАЭРОБНОЙ ИНФЕКЦИИ
Единой классификации заболеваний, вызываемых анаэробной инфекцией, не существует. В зависимости от характера поражения, распространения процесса и общих изменений в организме, различают газовый абсцесс, анаэробную гангрену, анаэробную (газовую) флегмону, злокачественный отек и анаэробный сепсис. Другие авторы разделяют анаэробную инфекцию на газовую, отечную, тканерасплавляющую, флегмонозную и смешанную формы, с молниеносным, острым и подострым течением. По наблюдениям И. Р. Корицкого и А. К. Кузнецова, у лошадей газовая форма анаэробной инфекции встречается в 70% случаев, отечная — в 19%, смешанная — в 8,5% случаев и очень редко — тканерасплавляющая форма.
ГАЗОВЫЙ АБСЦЕСС
Он характеризуется ограниченным расплавлением ткани с образованием полости, наполненной гноевидным красно-бурым экссудатом, содержащим много газа.
Газовый абсцесс встречается у животных в области крупа после внутримышечных инъекций без соблюдения асептики. Мы наблюдали развитие газового абсцесса у коровы после инъекции в ягодичный мускул раствора ихтиола.
Клинические признаки.На месте инъекции появляется теплая и малоболезненная припухлость, при перкуссии которой обнаруживают тимпанический звук. При проколе припухлости иглой выделяется пенистая, яркокрасная или красно-бурая жидкость. Больное животное лихорадит. При развитии газового абсцесса инфекция не имеет наклонности к распространению.
Прогноз— благоприятен.
Дата добавления: 2016-06-05; просмотров: 2087;