ЭТИОЛОГИЯ АНАЭРОБНОЙ ИНФЕКЦИИ
Возбудители. Бацилла газовой гангрены (Bacillus perfringes, син. Cloctridium Welchii) постоянно встречается в кишечнике животных и человека, в навозе и унавоженной земле, в пыли и трупах. Ее находят также на коже здоровых животных, особенно в области тазовых конечностей. Бацилла газовой гангрены, выделяясь с фекалиями во внешнюю среду и образуя споры, может годами сохраняться вне организма. Она может вести себя как сапрофит и как весьма вирулентный микроб, обладающий большой разрушительной силой; она лучше размножается в щелочной среде и выделяет миотоксин, вызывающий омертвение мышц; гемолизин, растворяющий эритроциты, нейротоксин, поражающий нервную систему, и фермент гиалуронидазу, разрушающий тканевые барьеры и способствующий быстрому распространению инфекции.
Бацилла газовой гангрены — анаэроб, окрашивающийся по Граму. Ее споры могут переносить 11/2-часовое кипячение в воде, не разрушаясь.
Эта бацилла легко развивается с образованием большого количества газа в размозженных мышцах, лишенных источников кровоснабжения и путей оттока лимфы, особенно при наличии в ране карманов, защищенных от доступа воздуха и действия антисептических средств.
Если благоприятные условия для развития некроза отсутствуют, то раны, зараженные бациллами газовой гангрены, могут заживать без осложнений. Таким образом, наличие в ране бацилл газовой гангрены не означает развития газовой инфекции. Ведущая роль принадлежит самой ране, характеру повреждения тканей, ассоциации раневой микрофлоры и сопротивляемости организма в целом.
Бацилла злокачественного отека (Bacillus oedematis maligni, син. Vibrion septique, Clostridium septicum) — септический вибрион, встречается в природе реже, чем бацилла газовой гангрены. Ее находят в почве, фекалиях, соломе и на различных бьющих в употреблении предметах (веревки, хирургические инструменты). Бацилла злокачественного отека — анаэроб, окрашивается по Граму, обладает подвижностью и образует споры; растет лучше всего при рН среды 7,6. Она вырабатывает сильнодействующий экзотоксин, который способен вызывать отрицательный хемотаксис, препятствующий эмиграции и фагоцитозу, гемолиз и отек тканей, быстро распространяющийся вследствие паралича сосудов. Этот отек бывает серозным или серозно-геморрагическими обычно сопровождается образованием небольшого количества газа в пораженных тканях.
Споровые формы бацилл злокачественного отека сохраняют свою жизнеспособность в концентрированном алкоголе в продолжение 3 месяцев.
Злокачественный отек наблюдается у овец после стрижки, у коров после повреждений слизистой оболочки родовых путей при тяжелых родах, выпадении матки, а у лошадей — после подкожных инъекции загрязненных растворов вератрина (личные наблюдения), кофеина, морфина и др.
Бацилла, расплавляющая ткани (Bacillus histolyticus, син. Clostridium histolyticus) — спороносный протеолитический анаэроб, сравнительно мало распространенный в природе. Его находят изредка в воде и почве. Он вырабатывает протеолитический фермент — фибролизин, обладающий необычайной силой расплавления живых и мертвых, мягких и плотных тканей — связок и сухожилий. Газа не образует. Гниения тканей не вызывает. Гемотоксическим действием не обладает. Bacillus histolyticus подвижен, окрашивается по Граму. Споры его переносят кипячение в течение 60—90 минут.
Бацилла токсического отека (Bacillus oedematiens, син. Clostridium oedematiens) — большая подвижная палочка, красится по Граму, образует токсин, обладающий способностью вызывать сильнейший желеобразный отек тканей и гемолиз. Optimum роста при рН среды 7,2—7,4. Пораженные ткани не содержат газа. Bacillus oedematiens патогенен для всех млекопитающих и птиц (встречаются также штаммы мало или совсем не патогенные).
Бациллы токсического отека обнаруживаются в фекалиях животных, почве и трупах. Их споры выдерживают кипячение в течение 60 минут. По данным некоторых авторов, В. oedematiens встречается в земле в 64% случаев, В. регfringens — во всех 100%, а Vibrion septique — в 8% случаев.
Анаэробные микробы, проникшие в рану, вызывают анаэробную инфекцию в следующих случаях:
1) если имеются размозженные мышцы, отсутствует или резко ограничен приток крови: и доступ к ним кислорода (вследствие разрыва и тромбоза крупных артериальных сосудов) и образуются отслойки — раневые карманы, содержащие сгустки крови, инородные тела, осколки снарядов;
2) когда первая хирургическая обработка ран проводится через 10—12 часов после ранения или нерационально (недостаточные рассечения раны и иссечение мертвых тканей, оставление инородных тел, тугая тампонада, закрытие раны наглухо швами);
3) если оставляют кровоостанавливающий жгут на длительное время;
4) когда были недостаточны или отсутствовали иммобилизация (при ранениях конечностей) и контроль за состоянием раны на этапах эвакуации;
5) при колотых ранениях (вилами, гвоздями), а также подкожных и внутримышечных инъекциях, если они сопровождаются внедрением в ткани анаэробных микробов.
Слепые огнестрельные раны мягких тканей и огнестрельные переломы, вызванные осколками мин и снарядов, служат источником развития анаэробной инфекции гораздо чаще, чем обычные ушибленно-рваные раны. Чем толще мускулатура, глубже рана и сильнее размозжение тканей, тем легче развивается, при отсутствии надлежащей хирургической помощи, анаэробная инфекция. У лошадей последняя возникает чаще всего при слепых огнестрельных ранениях крупа, бедра, шеи и спины (И. Р. Корицкий, П. П. Андреев и др.).
Дата добавления: 2016-06-05; просмотров: 2807;