Основные клинические признаки
Воспаление – это преимущественно местное проявление общей реакции организма на действие чрезвычайного раздражителя. Для обозначения воспаления в ткани или органе используют их латинское или греческое название и добавляют окончание -ит (itis). Например: воспаление кожи – дерматит, печени – гепатит, миокарда – миокардит.
Местные признаки воспаления. Основные признаки воспаления известны давно. Еще римский ученый энциклопедист А. Цельс в своем трактате "О медицине" выделил следующие основные местные симптомы воспаления: покраснение (rubor), припухлость (tumor), жар (color) и боль (dolor). Римский врач и естествоиспытатель К. Гален добавил пятый - нарушение функции (functio laesa). Хотя эти симптомы, характерные для острого воспаления внешних покровов, известны уже более 2000 лет, они не утратили своего значения и сегодня (рис. 14). Со временем менялось только их объяснение. Эти пять признаков прошли испытание временем и получили современную патофизиологическую и патоморфологическую характеристику.
Рисунок 14. Местные признаки воспаления (пентада Цельса-Галена)
Покраснение – яркий клинический признак воспаления, связанный с расширением артериол, развитием артериальной гиперемии и «артериализацией» венозной крови в очаге воспаления.
Припухлостьпри воспалении обусловлена увеличением кровенаполнения ткани, образованием инфильтрата вследствие развития экссудации и отека, набухания тканевых элементов.
Жар, повышение температуры воспаленного участка развивается вследствие усиленного притока теплой артериальной крови, а также в результате активации метаболизма, повышения теплопродукции и теплоотдачи в очаге воспаления.
Боль возникает в результате раздражения окончаний чувствительных нервов различными БАВ (гистамин, серотонин, брадикинин, некоторые ПГ и др.), сдвига рН внутренней среды в кислую сторону, механического сдавления рецепторов, нервных волокон воспалительным отеком.
Нарушение функции на почве воспаления возникает, как правило, всегда. Иногда это может ограничиваться расстройством функций пораженной ткани, но чаще страдает весь организм, особенно когда воспаление возникает в жизненно важных органах. Нарушение функции воспаленного органа связано со структурными повреждениями, развитием боли, расстройством его нейроэндокринной регуляции.
При хроническом воспалении и воспалении внутренних органов некоторые из указанных признаков могут отсутствовать.
Общие признаки воспаления. Воспаление – это процесс, который проявляется не только ярко выраженными местными признаками, но и весьма характерными и нередко существенными изменениями во всем организме. Из факторов, обусловливающих взаимосвязь местных и общих изменений при воспалении, наряду с образующимися и циркулирующими в крови аутокоидами (кинины, цитокины, компоненты системы комплемента, ПГ, ИФ и др.), большое значение имеют так называемые реактанты ООФ. Эти вещества неспецифичны для воспаления, они появляются после разнообразных повреждений тканей, в том числе после повреждения при воспалении. Наибольшее значение из них имеют С-реактивный белок, α2-макроглобулин, α1-гликопротеид, гаптоглобин, трансферрин, аппоферритин. Большинство реактантов «острой фазы» синтезируются макрофагами, гепатоцитами и другими клетками (см. раздел 10.5.1 «Ответ острой фазы»).
О развитии воспаления могут свидетельствовать следующие изменения на уровне целостного организма, так называемые признаки общего характера.
Изменение количества лейкоцитов в периферической крови. Подавляющее большинство воспалительных процессов сопровождается лейкоцитозом, значительно реже, при воспалении вирусного происхождения -лейкопенией. По своей природе лейкоцитоз является, в основном, перераспределительным, т.е. обусловлен перераспределением лейкоцитов в организме, выходом их в кровеное русло. Определенный вклад в увеличение количества лейкоцитов в крови вносит и активация лейкопоэза. К числу основных причин развития лейкоцитоза относятся стимуляция САС, воздействие некоторых бактериальных токсинов, продуктов тканевого распада, а также ряда медиаторов воспаления (ИЛ-Iβ и др.).
Лихорадка, которая развивается под влиянием поступающих из очага воспаления пирогенных факторов: первичных пирогенов экзо- и эндогенного происхождения (эндотоксины - липополисахаридной природы структурные элементы клеточных мембран различных бактерий, различные антигены микробного и немикробного происхождения, аллоантигены, различные экзотоксины и др.) и вторичных пирогенов (ИЛ-Iβ, ИЛ-6, ФНО-α).
Изменение количества и качественного состава белков плазмы крови (диспротеинемия). При остром воспалительном процессе в крови накапливаются синтезируемые гепатоцитами, макрофагами и другими клетками так называемые "белки острой фазы". Для хронического течения воспаления характерно увеличение в крови содержания α- и особенно γ-глобулинов, дисбаланс альбуминов и глобулинов.
Увеличение скорости оседания эритроцитов (СОЭ), что особенно имеет место при хронических воспалительных процессах, обусловлено повышением вязкости крови, снижением отрицательного заряда и агломерацией эритроцитов, изменениями физико-химических констант, состава белков (диспротеинемии) крови, подъемом температуры.
Изменения содержания гормонов в крови заключаются, как правило, в увеличении концентрации КА и кортикостероидов.
Интоксикация.
Общий патогенез
Патогенетическую основу воспаления составляют три компонента (стадии): альтерация, экссудация и пролиферация. Они тесно взаимосвязаны между собой, взаимно дополняют и переходят друг в друга, между ними нет четких границ. В зависимости от процесса, преобладающего на определенном этапе воспаления, выделяют следующие стадии.
I. Стадия альтерации (повреждения): а) первичная альтерация; б) вторичная альтерация.
II. Стадия экссудации и эмиграции.
III. Стадия пролиферации и репарации: а) пролиферация; б) завершение воспаления.
Первичная и вторичная альтерация. Медиаторы воспаления. Воспаление всегда начинается с повреждения ткани, комплекса обменных, физико-химических и структурно-функциональных изменений, т.е. с альтерации (от лат. alteratio – изменение) ткани, которая играет роль пускового фактора воспалительного процесса.
Первичная альтерация – это совокупность изменений обмена веществ, физико-химических свойств, структуры и функции клеток и тканей, возникающих под влиянием прямого воздействия этиологического фактора. Первичная альтерация как результат взаимодействия этиологического фактора с организмом сохраняется и служит причиной воспаления и после прекращения этого взаимодействия. Реакция организма на первичное повреждение как бы пролонгирует действие причины воспаления. Сам причинный фактор уже может не контактировать с организмом.
Вторичная альтерация является реакцией организма на уже вызванное раздражителем повреждение. Если первичная альтерация является результатом непосредственного действия воспалительного агента, то вторичная не зависит от него и может продолжаться и тогда, когда этот агент уже не оказывает влияния (например, при лучевом воздействии). Этиологический фактор явился инициатором, пусковым механизмом процесса, а далее воспаление будет протекать по законам, свойственным ткани, органу, организму в целом.
Известно, что разнообразные по происхождению повреждающие факторы вызывают во многом стереотипный в своих проявлениях процесс, включающий местные изменения в виде альтерации тканей и составляющих их клеток, высвобождения ФАВ (так называемых медиаторов воспаления), что влечет за собой реакцию сосудов микроциркуляторного русла, повышение проницаемости стенок капилляров и венул, изменение реологических свойств крови и ведет к экссудации и пролиферации. Такая неспецифичность изменения тканей при воздействии различных повреждающих факторов связана с реализацией их влияния через общий механизм, который и формирует основные проявления воспаления.
Установлено, что динамика воспалительного процесса, закономерный характер его развития в большей мере обусловлен комплексом ФАВ, образующихся в очаге повреждения и опосредующих действие флогогенных факторов, получивших название медиаторов воспаления.
К настоящему времени обнаружено большое количество таких медиаторов, являющихся посредниками в реализации действия агентов, вызывающих воспаление. Высвобождаясь под воздействием повреждающего агента, медиаторы изменяют самые разнообразные процессы, происходящие в тканях, – тонус сосудов, проницаемость их стенок, кровенаполнение, эмиграцию лейкоцитов и других форменных элементов крови, их адгезию и фагоцитарную активность, вызывают боль и т.д.
Существуют различные подходы к систематизации медиаторов воспаления. Их классифицируют по химической структуре, например, биогенные амины (гистамин, серотонин), полипептиды (брадикинин, каллидин, метионил-лизил-брадикинин) и белки (компоненты системы комплемента, лизосомальные ферменты, катионные белки гранулоцитарного происхождения, монокины, лимфокины), производные полиненасыщенных жирных кислот (ПГ, тромбоксаны, ЛТ). По происхождению медиаторы разделяют на клеточные (гистамин, серотонин, гранулоцитарные факторы, монокины, лимфокины) и гуморальные, или плазменные (С3а и C5а фракции комплемента, факторы кининовой и свертывающей системы крови) (табл. 6).
Гуморальные медиаторы обычно характеризуются генерализованными эффектами, и спектр их действия шире, чем клеточных медиаторов, эффекты которых во многом локальны. В свою очередь клеточные медиаторы могут быть разделены по виду клеток, высвобождающих медиаторы воспаления (факторы полиморфноядерных лейкоцитов, системы фагоцитирующих макрофагов, лаброцитов и тромбоцитов).
Медиаторы воспаления по особенностям их выхода из клеток можно классифицировать на медиаторы нецитотоксического и цитотоксического высвобождения. В первом случае отмечается стимулированный через соответствующий рецептор клетки выход медиаторов путем физиологического экзоцитоза; во втором происходит разрушение клетки, в результате чего медиаторы выходят из нее в окружающую среду. В то же время один и тот же медиатор (гистамин или серотонин) может поступать в нее и тем и другим путем (из лаброцита или тромбоцита).
В зависимости от скорости включения в процесс воспаления различают медиаторы немедленного (кинины, анафилотоксин) и замедленного (монокины, лимфокины) типа действия.
Выделяют также медиаторы непосредственного, или непрямого, действия.
Таблица 6
Основные клеточные и гуморальные «медиаторы» воспаления
Название | Основные эффекты | Основные источники их происхождения |
Гистамин | Спазм гладкой мускулатуры (увеличивает образование простагландинов Е2 и F2α, тромбоксана); вазодилатация (расширение прекапиллярных артериол); повышение проницаемости стенки сосудов, подавление хемотаксиса и фагоцитарной активности нейтрофилов и выработки лимфокинов | Лаброциты, базофильные лейкоциты |
Серотонин | Сужение посткапиллярных венул, повышение проницаемости стенки сосудов, боль, зуд | Тромбоциты, лаброциты |
Кинины (брадикинин, метиониллизил-брадикинин | Вазодилятация, повышение проницаемости сосудов, боль, спазм гладной мускулатуры | α2-Глобулин плазмы крови |
Компоненты системы комплемента (С3а, С5а) | Дегрануляция тучных клеток (выделение гистамина); повышение проницаемости сосудистой стенки; спазм гладкой мускулатуры; стимуляция хемотаксиса лейкоцитов | Белки плазмы |
Интерлейкины и монокины: ИЛ-1β, ФНО-α и др. | Стимуляция синтеза простагландинов, фагоцитоза, пролиферации и активации фибробластов, пирогенез | Макрофаги, моноциты, нейтрофильные гранулоциты |
Лимфокины: ИЛ-2, фактор активации макрофагов | Активация естественных киллеров, стимуляция гранулоцитов | Лимфоциты |
Простагландины (ПГЕ, ПГF2α) | Вазодилятация, повышение проницаемости сосудистой стенки, пирогенез | Полиненасыщенные жирные кислоты фосфолипидов мембран и плазмы крови |
Лейкотриены (ЛТВ4 и др.) | Спазм гладкой мускулатуры, повышение проницаемости сосудистой стенки, активация лейкоцитов | Гранулоциты, моноциты, тромбоциты, лаброциты |
Тромбоксаны | Вазоконстрикция, агрегация тромбоцитов, активация гранулоцитов | Макрофаги, моноциты, гранулоциты |
Лизосомальные факторы (кислые гидролазы, неферментативные катионные белки) | Вторичная альтерация, «генерация» медиаторов воспаления: способствуют вазодилятации, повышению проницаемости сосудов, развитию отека и эмиграции лейкоцитов, микротромбообразованию, микробоцидности | Нейтрофильные гранулоциты, моноциты, макрофаги |
К первым относят медиаторы, которые в процессе воспаления высвобождаются очень быстро, вероятно под влиянием самого раздражителя (гистамин, серотонин и др.), ко вторым – медиаторы, появляющиеся позднее, часто в результате действия первых медиаторов (факторы системы комплемента, гранулоцитарные факторы полиморфноядерных лейкоцитов).
Разделение медиаторов воспаления на группы в известной мере условно. При разделении медиаторов воспаления на гуморальные и клеточные не учтено функциональное и структурное единство гуморальных и клеточных механизмов защиты организма от повреждающих воздействий. Так, гуморальный медиатор брадикинин или факторы С3а и C5а системы комплемента, высвобождающиеся в плазме крови и действующие как медиаторы воспаления, стимулируя лаброциты, способствуют высвобождению клеточного медиатора гистамина.
Действие флогогенного агента проявляется, прежде всего, на клеточных мембранах, в том числе на мембранах лизосом. Это имеет далеко идущие последствия, так как при повреждении лизосом освобождаются заключенные в них ферменты (кислые гидролазы), способные расщеплять различные вещества, входящие в состав клетки (белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, липиды). Далее эти ферменты, при наличии этиологического фактора или уже без него, продолжают процесс альтерации, а также деструкции, в результате чего образуются продукты ограниченного протеолиза, липолиза, БАВ – «медиаторы воспаления». По этой причине лизосомы называют еще «стартовой площадкой» воспаления. Можно сказать, что первичная альтерация – это повреждение, нанесенное со стороны, а вторичная альтерация – это самоповреждение. Стадию альтерации следует рассматривать как диалектическое единство изменений, вызванных действием повреждающих факторов и ответных защитных местных реакций организма на эти изменения. Различают биохимическую и морфологическую фазы альтерации. Для начала развития воспаления прежде всего имеют значение характер и выраженность биохимических и физико-химических изменений в зоне повреждения тканей, нарушения обмена веществ.
Изменения обмена веществ при развитии альтерации в процессе воспаления включают в себя интенсификацию процесса распада углеводов, жиров и белков (результат воздействия лизосомных гидролаз и т.д.), усиление анаэробного гликолиза и тканевого дыхания, разобщение процессов биологического окисления, снижение активности анаболических процессов. Следствием указанных изменений являются увеличение теплопродукции, развитие относительного дефицита макроэргов, накопление α-кетоглютаровой, яблочной, молочной кислот, низкомолекулярных полисахаридов, полипептидов, свободных аминокислот, КТ. Для характеристики метаболизма при воспалении издавна применяется термин «пожар обмена». Аналогия состоит не только в том, что обмен веществ в очаге воспаления резко повышен, но и в том, что «горение» происходит не до конца, а с образованием недоокисленных продуктов обмена.
Воспаление всегда начинается с усиления обмена веществ. В дальнейшем интенсивность метаболизма снижается, а вместе с этим изменяется его направленность. Если в начале воспаления преобладают процессы распада, то в дальнейшем – процессы синтеза. Разграничить их во времени практически невозможно. Анаболические процессы появляются очень рано, но преобладают на более поздних стадиях воспаления, когда проявляются восстановительные (репаративные) тенденции. В результате активирования определенных ферментов усиливается синтез ДНК и РНК, повышается активность гистиоцитов и фибробластов.
Комплекс физико-химических изменений включает в себя ацидоз, гиперионию, дисионию, гиперосмию, гиперонкию, изменения поверхностного заряда и электрических потенциалов клетки.
В самый начальный период воспалительной реакции развивается кратковременный первичный ацидоз, связанный с ишемией, в процессе которой в тканях повышается содержание кислых продуктов. При наступлении АГ КОС в тканях воспалительного очага нормализуется, а затем развивается длительный выраженный метаболический ацидоз, который вначале является компенсированным (происходит снижение щелочных резервов тканей, но их рН не меняется). По мере прогрессирования воспалительного процесса развивается уже некомпенсированный ацидоз вследствие нарастания концентрации свободных водородных ионов и истощения тканевых щелочных резервов. При альтерации клеток высвобождается большое количество внутриклеточного калия. В сочетании с увеличением количества водородных ионов это приводит к гиперионии в очаге воспаления, а последняя вызывает повышение осмотического давления. Накопление олиго- и монопептидов в процессе протеолиза полипептидов, активированными в условиях ацидоза высвободившимися лизосомальными гидролазами, приводит к возрастанию онкотического давления.
Под влиянием изменения обменных процессов, инициированных воздействием флогогенного раздражителя и ферментов лизосом, интенсификации литических процессов, клеточные мембраны начинают повреждаться. Это, с одной стороны, усиливает альтерацию, а с другой – способствует дальнейшему повышению сосудисто-тканевой проницаемости, вызванной медиаторами воспаления (гистамином, брадикинином, ПГЕ2).
Структурно-функциональные изменения при воспалении весьма разнообразны (от минимальных структурных отклонений до деструкции, некроза) и могут развиваться на субклеточном (митохондрии, лизосомы, эндоплазматическая сеть и др.), клеточном и органном уровнях.
Таким образом, альтерация как инициальный этап и компонент воспалительного процесса характеризуется развитием закономерных изменений метаболизма, физико-химических свойств, образованием и реализацией эффектов БАВ (медиаторов воспаления), отклонением от формы структуры и функции тканей в очаге воспаления. Указанные изменения, с одной стороны, обеспечивают экстренную активацию процессов, направленных на локализацию, инактивацию и деструкцию патогенного агента, а с другой – являются базой развития других компонентов воспаления – сосудистых реакций, экссудации жидкости, эмиграции лейкоцитов, фагоцитоза, пролиферации клеток и репарации поврежденной ткани.
Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 372;