Социальное регулирование и управление в архаическом (первобытном) обществе


Развитие человечества в рамках первобытного (архаического) общества является наиболее продолжительным по времени периодом человеческой истории. Человек разумный - homo sapiens - появился как минимум 200 тыс. лет назад. Окончание первобытного строя традиционно связывается учеными с возникновением первых государств (протогосударств), которые появились в Азии и Африке около 5 тыс. лет до н.э.

Информация о социальной структуре и принципах общежития в условиях первобытного общества крайне ограничена. Как правило, выводы делаются либо на основании археологических раскопок, либо по аналогии с социальными группами, вплоть до настоящего времени находящимися на стадии первобытного строя. При этом основной целью изучения особенностей социального регулирования и управления в условиях архаического общества для теоретико-правовой науки является выявление и анализ исходных, наиболее глубинных мотивов, предопределяющих поведение человека в различных сферах социальной жизни и сыгравших впоследствии роль предпосылок формирования государства и права.

Общая характеристика организации первобытного общества предполагает выделение нескольких наиболее значимых для юридической науки социальных сфер: социального устройства; производства и распределения материальных благ; социальной власти и управления.

С точки зрениясоциального устройствапервобытное общество характеризуется следующими признаками:

· первобытные общины представляли собой локальные (замкнутые) группы, численность которых, как правило, составляла 30-50 взрослых особей;

· основным связующим элементом, объединяющим людей, было кровное родство (отсюда и название первобытной организации родовая община);

· человек в первобытном состоянии не представлял своего существования вне рода, в этот период отсутствовало само понимание индивидуальной значимости (ценности) человека как самостоятельного субъекта общественных отношений. Единство человеческой организации в этот период предопределялось единой целью – выживанием в борьбе с природой. Этой глобальной цели были посвящены практически все усилия членов сообщества. Естественно, что в подобной обстановке у людей не могла возникнуть даже мысль об индивидуальном правовом статусе;

· половые отношения носили полигамный (множественный) характер. Родство определялось по материнской линии, отсюда и название строя – матриархат. Семьи в современном понимании в этот период не существует, дети принадлежат всему роду.

С точки зренияпроизводства и распределения материальных благпервобытное общество характеризуется следующими признаками:

· «первобытная экономика» носилось присваивающий характер (жизнеобеспечение общества осуществляется за счет собирательства, охоты и рыболовства);

· распределение материальных благ носило уравнительный характер (отсюда и название данного периода – «первобытный коммунизм»);

· частной собственности в современном понимании не существовало. Предметы труда, быта, оружие принадлежало общинникам на правах владения и пользования, однако они не могли распоряжаться ими в эгоистических целях.

С точки зрениясоциальной власти и управленияпервобытное общество характеризуется следующими признаками:

· полнота социальной власти принадлежали обществу в целом. Жизненно важные для рода решения принимались на общем собрании путем голосования;

· оперативное руководство общественной деятельностью осуществлял выборный глава рода, власть которого опирались исключительно на личный авторитет («лучшего среди равных») и не имела каких-либо привилегий (приоритет на собрании, «лучший кусок» при разделе добычи и т.п.). Следовательно, в первобытном обществе отсутствовала «борьба за власть», в современном понимании этого явления;

· социальное управление осуществлялось при помощи неписанных правил поведения (протонорм), передаваемых из поколения в поколение при помощи устных мифов. Основной формой выражения мононорм были запреты – табу, особенностью которых являлось отсутствие какого бы то ни было логического обоснования («нельзя, потому что нельзя»);

· в основу правил поведения (протонорм) были положены неразличаемые моральные, религиозные, традиционные установки, поэтому в ряде случаев эти правила называются мононормами;

· основным принципом социального регулирования являлся принцип талиона – «равным за равное (око за око, зуб за зуб)»;

· нарушение табу влекло за собой изгнание виновного из рода (остракизм), что по сути означало смертный приговор.

Постепенно человеческая организация усложнялась, что, с одной стороны, предполагало снижение эффективности существовавших механизмов социального регулирования и управления, а с другой стороны, обусловливало возможность формирования качественно новых систем, способных обеспечить сохранение и развитие социума в условиях изменившихся жизненных реалий. Иными словами, в обществе постепенно складывались объективные предпосылки возникновения государства и права.

 



Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 188;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.