Теория гражданского общества
Понятие «гражданское общество» возникло в античном мире. Выражение «societas civilis» - «гражданское общество» - употреблял римский политический деятель и юрист Цицерон. Древние греки и римляне понимали под ним государственно (политически) организованное общество. Дефиниции «гражданское общество» и «государство» в их сознании являлись синонимами, так как общество было слито с государством в одно трудно различимое целое. Такое представление о гражданском обществе сохранилось в науке до середины XVIII в.
Со второй половины XVIII в. понятие «гражданское общество» стало наполняться новым, противоположным по смыслу содержанием. Окрепшая доктрина индивидуализма в своем развитии привела к концепции естественных, неотделимых прав и свобод человека. Личность в круге своей свободы признавалась автономной, государство не могло вторгаться в эту область. Поэтому возникла потребность отделить общество от государства, провести между ними черту, резко сократить область государственного вмешательства. В понятие «гражданское общество» стал вкладываться следующий смысл: это все сферы общественной жизни, за исключением политической (государственной). Гражданское общество и государство стали противопоставляться друг другу. Появились лозунги «гражданское общество против государства», «чем меньше государство, тем лучше» и т.п. Переосмысливание понятия «гражданское общество» отражало потребности класса буржуазии в защите частной собственности, в свободе предпринимательства, в резком разгосударствлении общественной жизни. Юридическим отражением нового понимания гражданского общества стала французская «Декларация прав человека и гражданина» 1789 г. Личность в данном документе выступала в двух качествах: человек как член гражданского общества и человек как член политического общества, т.е. гражданин государства. Таким образом, гражданское общество предполагает разграничение между правами человека и правами гражданина, между частным его благом и общим интересом как гражданина.
Лучшая разработка идей гражданского общества в XIX в. принадлежала немецкому философу Гегелю. Он определил сферу гражданского общества: социальная жизнь общества, ограниченная с одной стороны семьей, с другой – государством. Иными словами, в нее вошли экономические (рыночные), социальные и духовные отношения. Институтами гражданского общества являлись классы, социальные группы, корпорации, иные общественные организации, отрасли и нормы права, призванные обеспечивать функционирование гражданского общества. Оно – общество частных собственников.
Однако Гегель утверждал, что гражданское общество не может обойтись без государства. При этом сфера непосредственного государственного управления должна ужаться; государство в остальном ограничивается правовым регулированием общественных отношений.
В настоящее время в науке не существует общепризнанного понятия гражданского общества. Предлагаемые дефиниции разняться как объемом, так и набором содержательных признаков. Имеется более или менее прочное согласие относительно соотношения понятий «общество» и «гражданское общество» - последнее по своему объему признается уже чем первое. Правда, некоторые ученые все же отождествляют гражданское общество с человеческим.
Чаще всего сферами гражданского общества называют следующие:
- производственная (экономическая);
- социальная;
- духовная (культурная).
Сложнее обстоит дело с определением круга структурных элементов (признаков) гражданского общества. По этому вопросу имеются значительные расхождения между учеными. На мой взгляд, гражданскому обществу свойственны следующие признаки:
- свобода индивида; права и свободы человека и гражданина;
- неприкосновенность частной собственности, - являющейся основной свободы индивида;
- свобода частного предпринимательства;
- ограничение прерогатив государства в пользу общества; партнерские отношения общества и государства;
- возможность общества постоянно воздействовать на государственную власть;
- идеологический плюрализм.
Подводя итоги изложенному, кратко можно гражданское общество определить так: гражданское общество – это самостоятельная и независимая от государства система социальных институтов и общественных отношений (экономических, социальных и духовных), в которых реализуются интересы частных собственников и их коллективов.
Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 278;